Позитивное и негативное воздействие когнитивных искажений в продуктовом дизайне

Понимание психологии принятия людьми определенных решений может помочь в создании таких сайтов и приложений, которые будут в большей степени ориентированы на пользователя.

Мысли о том, что негативное жизненное событие, например, болезнь, с меньшей вероятностью случится с вами, чем с кем-то другим, или продолжение работы над убыточным проектом только потому, что вы уже вложили в него время и деньги, — все это примеры когнитивного искажения

Ежедневно наш мозг получает миллионы единиц информации. Чтобы упростить обработку такого большого объёма данных он использует шаблоны. В результате формируются когнитивные искажения.  

Все больше исследований доказывают их вред. Под воздействием когнитивных искажений люди принимают решения, основываясь на догадках и неполной информации, а не на фактах. Например, они не могут накопить достаточно денег для выхода на пенсию или считают, что путешествовать на машине безопаснее, чем на самолете, хотя статистика показывает обратное. 

Как когнитивные искажения помогают и как мешают принятию решений

Ментальные модели — это ожидания того, как будет работать система с опорой на предыдущий опыт. В отличие от них когнитивные искажения встроены в наш мозг. Например, если человек годами делал покупки на Amazon, то в результате в его голове может сформироваться ментальная модель того, как оформить заказ на сайте электронной коммерции. В случае когнитивных искажений, наш мозг формирует их автоматически, чтобы помочь нам эффективно анализировать окружающий мир. Без них мы могли бы легко увязнуть в размышлениях и переоценке каждого незначительного решения. Тем не менее, искажения могут привести к тому, что мы будем доверять непроверенной информации и делать выбор на основе ошибочных представлений.

Поэтому важно, чтобы дизайнеры знали о наличии своих собственных когнитивных искажений. Они должны понимать, что решения, которые они принимают, могут быть сформированы на основе догадок или неполной информации. Например, это позволит им отслеживать свои порывы задавать вопросы в опросах UX-исследований таким образом, чтобы доказать то, во что они уже верят, или неверно интерпретировать данные из анализа, чтобы они соответствовали их предвзятому мнению.

Создание дизайна, который ориентирован на пользователя, с учетом когнитивных искажений

Поскольку такая быстро развивающаяся научная дисциплина, как нейробиология, дает представление о том, почему мы ведем себя именно так, а не иначе, дизайнерам следует стремиться к расширению знаний о когнитивных искажениях. Понимание неврологических и психологических основ разъясняет то, почему пользователи взаимодействуют с продуктами определенным образом. Эти знания могут быть полезны дизайнерам в создании веб-сайтов и приложений, которые в большей степени ориентированы на пользователя, даже если у них нет времени или средств на обширное исследование потребностей людей. Это также может быть полезно для обоснования клиенту своих дизайнерских решений. 

Ниже представлена инфографика. Она иллюстрирует некоторые из основных когнитивных искажений, которые влияют на поведение людей в интернете. Их применение поможет дизайнерам создавать более интуитивно понятные продукты, которые наилучшим образом будут отвечать потребностям пользователей.

Создание эффективных цифровых продуктов с учетом когнитивных искажений

Интеллект представляет собой сложную сеть мыслей, предпочтений и убеждений, как сознательных, так и бессознательных. И хотя может быть трудно определить психологические факторы, которые мотивируют отдельного пользователя, понимание когнитивных искажений позволит дизайнерам лучше предугадывать, как большие группы пользователей будут реагировать на определенные UI шаблоны и UX приемы.

Базовые представления о когнитивных искажениях

Что такое когнитивное искажение?

Ежедневно наш мозг получает миллионы единиц информации. Чтобы упростить обработку такого большого объёма данных он использует шаблоны. В результате формируются когнитивные искажения. Все больше исследований доказывают их вред. Под воздействием когнитивных искажений люди принимают решения, основываясь на неполной информации.

Приведите примеры когнитивных искажений

Некоторые примеры когнитивных искажений, которые можно использовать в дизайне, включают: Влияние градиента на достижение цели; Иллюзия действия; Эффект последовательного прогресса; Социальное доказательство; Гало-эффект; Закон Миллера; Эффект Икеа; Страх потери; Ступор от необходимости принятия решения; Переменная награда; Эффект Ресторфф; Эффект центрального расположения.

Как когнитивные искажения могут повлиять на процесс проектирования?

Понимание того, как работают когнитивные искажения в дизайне продукта, может помочь дизайнерам создавать веб-сайты и приложения, которые в большей степени ориентированы на пользователя, даже если у них нет времени или средств на обширное исследование потребностей людей. Это также может быть полезно для обоснования клиенту своих дизайнерских решений.

Источник:
www.toptal.com
arrow