Привычный или креативный дизайн: что эффективнее?

Привычный и понятный дизайн может показаться скучным, обычным, шаблонным. Но как такой дизайн влияет на пользовательский опыт? А как пользователи реагируют на необычный и креативный дизайн? Должен ли сайт иметь уникальный интерфейс и собственные “фишки”?

Привычный дизайн сайта помогает людям быстро понять о чем он

Когда пользователь сканирует глазами страницу с привычным дизайном, он воспринимает информацию на ней быстрее. Исследование Google показало, что чтобы оценить понятен сайт или нет, пользователь тратит всего 20-50 миллисекунд. Это время в мозгу происходит подсознательная беглая оценка увиденного.
Google/YouTube User Experience Research: The role of visual complexity and prototypicality regarding first impression of websites: Working towards understanding aesthetic judgments, 2012

Если идея работает хорошо, то со временем она появляется на многих сайтах и становится настолько понятной, что не требует дополнительных пояснений и сразу воспринимается правильно.
Стив Круг. “Не заставляй меня думать”, 2008

При взаимодействии со множеством сайтов у людей формируются определенные паттерны поведения. Когда элементы и структура сайта знакомы человеку по опыту посещения аналогичных сайтов, он быстрее в нем ориентируется и его ожидания оправдываются.

Привычные интерфейсы воспринимаются более позитивно

Компания Google проводила исследование того, как отличается восприятие пользователями сложных и типовых интерфейсов. Результат показал, что чем привычнее дизайн сайта, тем лучше его оценивают пользователи. Визуально сложные сайты, которые отличаются от распространенных и не учитывают паттерны поведения, оцениваются как менее “красивые”.
Google/YouTube User Experience Research: The role of visual complexity and prototypicality regarding first impression of websites: Working towards understanding aesthetic judgments, 2012

Испытывая эффект простого воздействия люди предпочитают знакомые вещи. Ранее известная информация воспринимается более позитивно, а новая и неизвестная вызывает дискомфорт и требует времени для изучения.
Robert Zajonc: “Mere exposure: A gateway to the subliminal. Current Directions in Psychological Science”, 2001

Человек стремится к минимизации усилий и думать о том, о чем легко. Поэтому пользователю предпочитают сайты, дизайн и структура которых похожи, т.к. они уже знакомы с ними, например, все привыкли видеть логотип в верхнем левом углу, а кнопку подписки в правом. Дизайн сайта, который повторяет структуру сайтов такого же типа оправдывает ожидания пользователей и повышает их лояльность.

Оригинальность дизайна должна быть обоснована

Если в дизайн внедряются оригинальные решения, они должны быть ясными и понятными настолько, чтобы не требовать много энергии пользователей на их изучение. Или это решение должно быть настолько полезными, чтобы стоить усилий, затраченных на его изучение.
Стив Круг. “Не заставляй меня думать”, 2008

Дизайн удовлетворяет разные уровни потребностей: в первую очередь функциональность, затем надежность, удобство использования, дополнительные функции, самый высший уровень креативность. Когда сайт работает стабильно и надежно, можно работать над его оригинальностью, чтобы удовлетворить творческие потребности пользователей.
Лидвелл Уильям, Холден Критина, Батлер Дж.“Универсальные принципы дизайна”, 2014

Чтобы определить уместен ли будет креативный и непривычный дизайн надо определить его цели, задачи и критерии эффективности. Рекомендуется начинать проектировать понятный дизайн, обеспечивающий его функциональность, а продуманные оригинальные решения добавлять на завершающей стадии.

Резюме

В большинстве случаев люди предпочитают посещать и оставаться на простых, интуитивно понятных сайтах. Такие сайты соответствуют их ожиданиям и они не тратят время и энергию на изучение интерфейса.

Чтобы оправдать ожидания пользователей и помочь им быстрее понять информацию, надо:

  1. Анализировать сайты похожей тематики и паттерны поведения;
  2. Располагать элементы дизайна в ожидаемых местах;
  3. Сделать дизайн оригинальным, но понятным и знакомым для пользователей.

Привычный и понятный дизайн подходит для сайтов, которыми люди пользуются постоянно, например, интернет-магазины, новостные сайты, то есть их главная задача передать контент. Оригинальные, креативные и необычные решения работают, когда задача дизайна передать эмоцию.

Источник:
arrow