Создание карт сценария: генерация идей с использованием персонажей

Сценарии, основанные на персонажах, можно использовать для работы над дизайном, посредством проведения организованных семинаров по составлению сценариев.

В данном случае под словом "сценарий” подразумевается последовательность действий или событий. UX-специалисты используют сценарии в самых различных ситуациях. Двумя наиболее распространенными сценариями являются:

  • юзабилити-тестирование (сценарии задач);
  • разработка новых дизайнерских идей.

В данной статье речь пойдет о последнем из вышеперечисленных сценариев — разработке новых дизайнерских идей.

Сценарии, используемые для генерации идей – это краткие истории о человеке, использующем ваш продукт или услугу для выполнения определенной задачи. При разработке дизайнерских решений сценарии предоставляют вашей команде специалистов 1) полезный контекст и 2) общую точку соприкосновения.

1. Структура сценария

Сценарии обычно сосредоточены вокруг одной задачи, которая является ключевой для вашего продукта и включает в себя 5 элементов:

  1. субъект;
  2. мотиватор;
  3. намерение или умысел;
  4. действие;
  5. решение.

При написании сценария лучше всего использовать конкретную личность в качестве субъекта, выполняющего сценарий. Это позволит понять, каким образом конкретный сегмент пользователей будет выполнять определенную задачу, а также обеспечит вам дополнительный контекст. Ниже приведен пример возможного сценария для сайта бронирования отелей.

Дебби собирается в командировку. Ей нужно забронировать номер в отеле, который будет 1) подходить ей по ценовой категории и 2) иметь хорошие отзывы. В поисках отеля,  отвечающего ее потребностям, Дебби просматривает сайт, внимательно изучая различные варианты отелей. В процессе выбора она обращает особое внимание на цены и рейтинги пользователей. В результате Дебби выбирает отель и заказывает номер.

2. Получение правильного уровня детализации

Сценарии представляют собой инструмент генерации идей для проектирования. Как и в случае со сторителлингом, они оживляют потенциально абстрактную идею (основную задачу) и, как следствие, начинают испытывать эмпатию к пользователям и предлагать эффективные решения. 

Преимущество использования сценариев в том, что они лучше запоминаются, по сравнению с просто пользовательской задачей и набором требований. Это происходит потому, что, чаще всего, сценарии представлены в виде коротких повествований. Однако существует и недостаток: опасность слишком детализировать сценарий, что может привести к решениям, которые будут чересчур адаптированы к конкретной ситуации, исключая диапазон возможных непредвиденных ситуаций.

Вот несколько рекомендаций для обеспечения правильного уровня детализации и точности:

  1. Поддерживайте высокий уровень сценариев и избегайте лишних подробностей. Сценарии должны вдохновлять на дизайнерские идеи. Старайтесь не начинать работать над решениями слишком рано, так как это может помешать генерации идей и увести вас в другом направлении. Например, избегайте следующих подробностей:

    Дебби переходит на вкладку "Забронировать отель" и использует строку поиска, чтобы найти отель. Она использует левое меню фильтра, чтобы отфильтровать результаты. Она тщательно рассматривает цены и рейтинги пользователей, в процессе поиска, и добавляет те, которые ей больше всего нравятся, в свой список избранных. Она снова просматривает список избранного в своем профиле пользователя.
  1. Включите только несколько общих указаний на потребности и приоритеты персонажей. Можно добавить в сценарий несколько высокоприоритетных общих потребностей пользователя, чтобы не забыть учесть их при создании идей. Например, в нашем сценарии указаны следующие потребности Дебби:
  • доступность бронирования;
  • наличие отзывов;
  • подходящая ценовая категория;
  • хорошие рейтинги. 

Однако будьте осторожны, чтобы избежать слишком много конкретики и лишних деталей. Это может сделать дизайн-идею слишком специфичной на этих ранних стадиях. Сосредоточьтесь на наиболее важных факторах, которые повлияют на действия пользователя, вместо того, чтобы создавать список всех возможных деталей, которые может рассмотреть человек. Следующий пример слишком специфичен:

Дебби собирается в деловую поездку в Гонолулу, Гавайи, вместе со своей маленькой собачкой Пенни. Ей нужно забронировать номер в отеле, соответствующий следующим характеристикам:

  • доступная цена;
  • хорошие отзывы;
  • наличие мини-бара; 
  • номер должен быть на 2-м этаже рядом с лифтом. 

Дебби просматривает сайт в поисках отеля. Чтобы найти отель, который будет отвечать ее потребностям Дебби внимательно изучает различные варианты отелей, тратя 45 минут на просмотр фотографий в попытках определить, будет ли кровать удобной и хватит ли места в шкафу для ее одежды. Во время поиска, она рассматривает цену, рейтинги пользователей, скорость Wi-Fi и наличие закусок, предоставляемых бесплатно по прибытии. Дебби выбирает отель и заказывает номер по своей карте American Express. Она надеется, что такси легко заказать, потому что у нее будет ранний утренний рейс.

С одной стороны, детализированность такого сценария может оказать положительный эффект лишь в том случае, если предоставить его участнику в виде задачи в юзабилити-тесте (хотя и слишком длинном). С другой стороны, специфика такого сценария препятствует разработке идей, заставляя команду генерировать решения, соответствующие всем деталям сценария, вместо разработки общего решения, подходящего для различных обстоятельств.

3. Как использовать сценарий для создания идей

Процесс создания карты сценария – это групповая работа, которая помогает вашей дизайнерской команде обдумать варианты того, как персонажи определенных социальных групп могут использовать ваш продукт или услугу. А также помогут вам сформировать тип взаимодействия, который вы хотите им предоставить, создавая возможные решения для будущего дизайна. Карты сценария имеют отношение к так называемым картам реальности и дизайна, которые обсуждались в книге Джона Прюитта и Тамары Адлин о персонажах. 

Работа над картами сценария должна быть проведена на достаточно раннем этапе проекта, чтобы исследовать идеи, которые будут влиять на потоки пользователей, компоненты системы и UI-дизайн.

4. Семинары по составлению сценариев

Семинар, способствующий формированию идей вокруг проектных решений, называется семинаром по составлению сценариев. Он включает в себя следующие компоненты:

  • Участники: 4-6 человек с различными ролями из вашей команды разработчиков или группы заинтересованных сторон, чтобы были представлены различные точки зрения;
  • Организатор: Заранее определенный руководитель семинара, который будет координировать деятельность участников и дискуссии;
  • Сценарии: 1-2 сценария для ключевых задач для ваших главных 1-2 наиболее приоритетных персонажей;
  • Принадлежности: Доска или стена для письма, 3-4 цвета стикеров и письменные принадлежности.

В ходе проведения семинара:

  1. Структурируйте сценарий. Для начала необходимо разбить написанный сценарий на части следующим образом: 
  • Напишите вверху — образ персонажа, мотивацию и намерение, чтобы это выступало в роли ориентира;
  • Затем разбейте остальную часть сценария на более мелкие части в виде 4-6 стикеров, разместив их горизонтально на стене.
Сценарий разбит на разделы, что позволяет создавать идеи по каждому разделу в отдельности.
  1. Обозначьте категории для работы над идеями. Назначьте определённый цвет стикера для каждой из 3-х категорий идей и предоставьте каждому участнику небольшую стопку каждого цвета. Вот эти категории:


2.1 Дизайнерские идеи. Например, было бы полезно позволить Дебби фильтровать отзывы на основе распространенных ключевых слов.
2.2 Вопросы, которые возникают на этом этапе, на которые вы захотите найти ответы. Например, вы можете задаться вопросом, может ли систематизация метаданных отеля поддерживать фильтрацию по цене и рейтингу пользователя.
2.3 Комментарии или обстоятельства, которые могут иметь отношение к делу. Например, в базе данных может быть переменная информация об удобствах, доступных в каждом отеле. Участники могут захотеть обсудить эту ситуацию и зафиксировать ее в карте, чтобы убедиться, что соответствующие структуры данных приняты во внимание, а также учесть влияние этого обстоятельства на конечный результат.

Определенным категориям идей присваивается цвет.
  1. Активная генерация идей. Затем, потратьте в общей сложности около 10-15 минут на активное обдумывание. В течение этого времени всем участникам предлагается провести мозговой штурм соответствующих дизайнерских идей, вопросов или комментариев и соображений в соответствии с каждым разделом сценария, размещенного на стене. Попросите участников разместить свои заметки на стене под соответствующим разделом.
Участники начинают размещать стикеры под этапом сценария, который их вдохновил.

К концу этого времени вы увидите стену, заполненную идеями для обсуждения. По завершении этого этапа, сделайте подробные фотографии, чтобы запечатлеть состояние карты, прежде чем двигаться дальше и вносить изменения.

Карта сценариев будет выглядеть следующим образом. Полезно разместить саму персону на стене рядом с картой, чтобы напомнить всем участникам, что вам удалось выяснить об этом сегменте клиентов.
  1. Обсуждение и разбор. После генерации идей, выдвинутых группой, ведущий проводит обсуждение с целью их анализа. Время обсуждения предназначено для того, чтобы помочь всем участникам увидеть широту идей и быстро решить, какие идеи исследовать дальше. Во время обсуждения ведущий просматривает каждую записку, принимает ее к сведению и передает группе для обсуждения. Обязательно заранее сообщите участникам, что эти обсуждения должны быть быстрыми. Если обсуждение не может быть закончено в течение минуты или двух, разместите стикер в “зоне стоянки”. Группа может также принять решение полностью исключить некоторые заметки из карты — например, если они были сочтены невыполнимыми или включали вопросы, ответы на которые были даны в ходе дискуссии.

    На данном этапе участники могут также продолжить структурировать стикеры, объединяя их в подгруппы. Финальная карта должна содержать заметки, сгруппированные и организованные вокруг тем или вокруг решений, принятых в ходе обсуждений.
  1. Фиксирование и завершение. Сделайте еще один набор детальных фотографий, зафиксировав конечное состояние карты. Организатор также должен опросить группу относительно дальнейших шагов. Может быть полезно, если один из членов группы добровольно сделает цифровую версию окончательной карты в более удобном формате, например электронную таблицу, и поделится ею с группой.

Если на семинаре рассматривается несколько сценариев или персонажей, процесс повторяется.

5. Движение к единым решениям

Подобные семинары по составлению карт сценариев должны быть сконцентрированы на 2-4 сценариях из-за ограничений по времени, поскольку слишком длинные семинары могут утомить участников и к концу потерять свою эффективность. Однако окончательный дизайн должен будет соответствовать широкому спектру: множество персонажей, выполняющих ряд задач в различных условиях и контекстах. Это означает, что ваша дизайнерская команда должна будет определить, какие именно персонажи и задачи будут включены в семинар. Возможно потребуется провести несколько семинаров, чтобы охватить наиболее важные на ваш взгляд сценарии. 

Поскольку мы обычно проектируем не для одного персонажа, а для целого сегмента пользователей, это упражнение позволяет проецировать один и тот же сценарий на разных людей, поскольку они могут иметь разный подход к одной и той же задаче. Это дает вам представление о различных потребностях пользователей относительно их целей, и позволяет дизайнерам эффективно придумать единое решение, которое может удовлетворить нужды множества пользователей.

После семинаров по составлению сценариев дизайнеры должны проанализировать различные решения для персонажей, которые были разработаны во время мозгового штурма. Они должны искать общие черты и объединять разрозненные идеи, чтобы прийти к единому дизайнерскому решению, которое может подходить всем персонажам и во всех контекстах.

У вас может не хватить времени или ресурсов, чтобы создать карту сценарии для каждой единичной задачи каждого персонажа, но это не значит, что вы должны игнорировать сценарии с низким приоритетом. Следует оценить свое проектное решение учитывая и этих пользователей с их потребностями, дорабатывая и совершенствуя его по мере необходимости, чтобы убедиться, что решение подходит всем как можно лучше.

Заключение

Карта сценария – это полезный инструмент для генерации идей, который может подготовить команды к следующим этапам проектирования, созданию пользовательских путей и макетов. Привлечение к участию в семинаре людей с различными взглядами на проект может способствовать тому, что все предложенные идеи будут рассмотрены и согласованы до принятия конкретных проектных решений. Придумывание сценариев на основе ваших персонажей гарантирует, что данные ваших пользователей занимают центральное место в работе над проектом и ведут к решениям, ориентированным на пользователя.

В данном случае под словом "сценарий” подразумевается последовательность действий или событий. UX-специалисты используют сценарии в самых различных ситуациях.

Источник:
nngroup.com
arrow