4 дня до повышения цен в UPROCK! Распродажа! «С 0 до Middle+» + курс «Креативная айдентика»  в подарок!

Селекторы

Автор статьи:
,

Введение

Пользовательские интерфейсы всех веб-сайтов, от социальных сетей до онлайн-магазинов, зависят от эффективных и, главное, удобных элементов управления выбором, то есть от селекторов. Селекторы — группа объектов, которые напрямую влияют на решение пользователей, например, подписаться ли на рассылку или приобрести ли товар здесь и сейчас.

Проектирование селекторов ни в коем случае не равняется отрисовке красивых кнопок или оригинальных чекбоксов. Это комплексный процесс, в который входят: доступность и инклюзивность, пользовательский опыт, удобство использования и мн. др. А еще селекторы — это одно из важных звеньев конверсионной цепочки или воронки продаж, поэтому так важно уделить их созданию особое внимание.

Важность селекторов

Селекторы — элементы пользовательского интерфейса, с помощью которых пользователь может выбирать варианты, действия или опции.

Селекторы являются важным компонентом дизайна, потому что только благодаря им пользователь может взаимодействовать с веб-сайтом или приложением, делать выбор и принимать решение. Если вы спроектируете эти элементы качественно, то получите удобный, продуманный и логичный интерфейс, в котором люди будут точно знать, что им нужно сделать. А если вы ошибетесь или запутаете пользователей, доверие к вашему ресурсу, а значит и продукту, может быть утеряно безвозвратно.

Так каким же должен быть «правильный» селектор?

01
Удобный
Пользователи могут легко выбирать нужные им опции, совершать какие-либо действия. Интерфейс интуитивно понятный, удобный и не вызывает лишних вопросов.
02
Эффективный
Увеличивает эффективность веб-ресурса, так как помогает быстрее принимать решение пользователям.
03
Безошибочный
Точнее он помогает избегать ошибок пользователям, так как их выбор четко ограничен: один или много.
04
Инклюзивный
Он доступен для всех без исключения. Пользователи с разными ограничениями или без них могут использовать ресурс без подсказок, понимая, что и где нужно выбирать.
05
Эстетичный
Хорошо оформлен, вписывается в дизайн, украшает его и поддерживает бренд, при необходимости имеет уникальный стиль.

Виды селекторов

Теперь вы знаете, как выглядит идеальный селектор, а сейчас мы поговорим о том, как его спроектировать. Пойдем по видам селекторов и подробно разберем когда и какой из них нужно использовать.

Чекбоксы

Чекбоксы (сheckboxes) или флажки используют для нескольких независимых вариантов, т. е. пользователь может выбрать как один, так и много. Да хоть все, если захочет.

Дизайн

Вид. Стандартно представляют собой небольшие квадраты (квадраты со скругленными углами выглядят эстетичнее), в которых появляется галочка (иногда крестик) при клике. Так пользователи могут понять, что элемент из списка выбран.

Пояснения. У чекбоксов обязательно должны быть поясняющие надписи, без них они бесполезны и бессмысленны. Пояснение обычно включают в себя одно или несколько слов, но иногда надписи могут быть дополнены контентом (пример ниже).

Область применения. Флажки применяют для множественного выбора, они — часть списка и не влияют друг на друга.

Доступность. Чекбоксы всем понятны и знакомы, у них стандартный вид.

Работы учениц UPROCK: слева — Natali Maximova, справа — Yana Shestakova

Иерархическая структура

Многоуровневые чекбоксы используются, чтобы разделить элементы на группы, например, по форме, цвету и т. д. Пользователи могут выбирать не всю родительскую категорию, а только те подпункты, которые их интересует.

Советы дизайнеру

Используйте для области заполнения чекбокса «галочку», так как «крестик» имеет прямую ассоциацию с ошибкой.

Чтобы повысить эффективность флажков, можете добавить микроанимацию. С одной стороны она добавит интерактивности взаимодействию, а с другой — не будет отвлекать от выбора.

Запомните, чекбоксы — это не тот селектор, с которым можно экспериментировать, он прост, удобен и понятен таким, какой есть.

Предусмотрите возможность удалить все выбранные чекбоксы, чтобы пользователям не пришлось отменять их повторным кликом и тратить свое время. Например, кнопка «очистить выбор».

Используйте понятные подписи и избегайте отрицаний. Постарайтесь не создавать такую ситуацию, когда ваш пользователь должен поставить галочку в чекбоксе, чтобы отказаться от чего-то, ведь интуитивно отмеченный чекбокс — признак согласия.

Радиокнопки

Радиокнопки (radio buttons) используют в том случае, когда пользователю нужно выбрать только один вариант из списка. В списке может быть как 2, так и более элементов.

Дизайн

Вид. Небольшие круглые кнопки, они закрашиваются при выборе, т.е. активации.

Пояснения. Логичные и понятные подписи, которые не оставляют сомнений в правильности выбора.

Область применения. Радиокнопки применяют для выбора из двух или нескольких взаимоисключающих вариантов. Пользователь должен выбрать один единственный.

Доступность. Такие селекторы очень распространены, просты в работе, их можно и нужно адаптировать под дизайн и конкретный проект.

Советы дизайнеру

Используйте аккуратную анимацию при активации кнопки, если хотите добавить интерактивность и привлечь внимание пользователя.

Вместо закрашивания кнопки можно использовать галочку или какой-нибудь рисунок, в тематике вашего проекта. Главное, чтобы выбор был визуально понятен.

Пользователь не сможет отменить постановку кнопки, при необходимости предусмотрите вариант, чтобы он мог отказаться от выбора, например, добавьте «пустую» радиокнопку с соответствующей подписью.

Тумблеры

Тумблер, переключатель, свитчер (toggle) используются тогда, когда нужно выбрать одно решение, которое немедленно вступит в силу. Переключатель либо включен, либо нет, как свет в вашей комнате, так и тумблер в вашем дизайне.

Дизайн

Вид. Для мобильного интерфейса переключатель располагают в крайнем правом положении, а его метку помещают в крайнее левое, так большому пальцу руки удобно изменять параметры. Цветовые индикаторы делают процесс использования более наглядным.

Работы учеников UPROCK: слева — Yana Shestakova, справа — Dmitriy Bamburov

Пояснения. Текст может быть длиннее, чем у чекбоксов и радиокнопок, так как он должен понятно объяснить опцию, которую пользователь должен включить или выключить.  Дополнительно используется цвет. Например, решение iOS: выключенный тумблер закрашен серым цветом, но при нажатии он становится зеленым.

Область применения. Лучше всего применять для сохранения настроек после изменения параметров или для выбора да/нет.

Доступность. Свитчер должен быть похож на самый стандартный тумблер с двумя режимами.

Иерархическая структура

Не используется для многоуровневых списков, дочерние элементы создадут ложное впечатление о вкл/выкл настроек, так как имеют состояние по умолчанию. Велика вероятность, что вы запутаете пользователя, при необходимости используйте чекбоксы.

Советы дизайнеру

Тумблер всегда имеет значение по умолчанию. В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с переключателями, поэтому они должны аналогично работать и в цифровой среде.

Этот селектор переключается мгновенно, как включение или выключение света, то есть выбор пользователя должен немедленно вступить в силу.

Фишки

Фишки выборы — альтернатива как радиокнопкам, когда вам нужен только 1 клик от пользователя, так и чекбоксам, когда выбор множественен.

01
Choice chips
Содержат минимум 2 варианта, но выбрать нужно один.
02
Multi–select chips
Используются для выбора из 3-6 вариантов.

Дизайн

Вид. Дизайн напоминает маленькие кнопки.

Пояснения. Короткие и четкие слова, 1-2 слово или цифры. Перенос текста либо уменьшенный размер не желательно использовать, так как усложнится сканирование информации.

Область применения. Рекомендуется использовать для фильтрации на мобильных устройствах.

Доступность. Экономят место и выглядят привлекательно, часто адаптируются под конкретный проект.

Советы дизайнеру

Если в вашем дизайне проблемы с вертикальным пространством, точнее его мало, то используйте этот вид селекторов.

Варианты должны быть визуально четко отделены друг от друга, добавьте пустое пространство.

Не используйте более 2 рядов подряд, так кнопки начнут сливаться.

Расположите фишки в виде кирпичной кладки, так пользователю будет удобнее воспринимать информацию.

Состояния селекторов

Мы подробно рассмотрели основные виды переключателей, а теперь остановимся на важнейшем их атрибуте — состоянии. Все эти UX-элементы обладают несколькими состояниями, которые и отвечают за доступность их использования.

У разных селекторов разные состояния, и вы должны проработать каждое из них, чтобы пользователю было легко и удобно взаимодействовать с компонентами интерфейса. Радиокнопки и чекбоксы можно выбрать или не выбрать, а тумблеры только включить или выключить. А еще эти элементы могут быть доступны или недоступны, на них можно кликнуть, а можно лишь навести курсор. Вы еще на запутались? Ловите шпаргалку для проектирования любого интерфейса и держите ее под рукой!

Существует 4 состояния: неактивное, сфокусированное, активное и нажатое.

Неопределенное состояние чекбокса

Чекбоксы — единственный элемент, который можно использовать, чтобы создать иерархию при выборе, соответственное и неопределенное состояние имеет только он. Такое состояние нужно, если у родительского чекбокса есть несколько дочерних элементов, часть из которых выбрана, а часть нет.

Несколько общих советов

Списки должны быть расположены вертикально, так пользователям с ними удобнее взаимодействовать.

Селекторы — небольшие элементы, помните, что кликабельная область должна быть достаточно подходящей по размеру для нажатия, особенно с мобильных устройств.

Добавьте анимацию, чтобы более четко разграничить разные состояния селекторов, к тому же визуальный отклик способен сделать действие более осязаемым и заметным. Например, вот так может выглядеть анимация для радиокнопок, она акцентирует внимание пользователя, что выбрать можно только 1 элемент, потому что выделение перемещается с новым кликом.

Существует стандартная форма каждого селектора: чекбоксы — квадраты, радиокнопки — круги, тумблеры — переключатели. Не смущайте пользователей нововведениями.

Выравнивайте элементы по левому краю, чтобы пользователи быстрее сканировали страницу и делали выбор.

Для мобильных устройств разместите кнопки по правому краю, так они станут более доступны для нажатия, если устройство держат одной рукой.

Заключение

И напоследок отметим, что качественный селектор — это элемент на стыке визуальной эстетики и функциональности. Помните о правилах использования и оформления, старайтесь обеспечить максимальную доступность для всех пользователей, но не забывайте и о трендах в дизайне. Экспериментируйте и адаптируйте под свой проект, если точно уверены, что это не повлияет на удобство использования.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды