Бесплатная школа UX/UI-дизайна с наставником

Геймификация в цифровых продуктах: лучшие практики

Игры нравятся всем — и детям, и взрослым. Именно поэтому геймификация так популярна. Как показывают исследования, игровые механики могут повысить выручку компании на 15% и в 2,5 раза увеличить вероятность совершения повторных покупок.

За годы работы я часто сталкивался с разными формами геймификации. Она стала неотъемлемой частью цифрового дизайна, и количество подобных запросов от клиентов только растет. Сегодня мы углубимся в тему геймификации и узнаем, как применять ее правильно.

Что такое геймификация и почему она работает?

Геймификация использует игровые принципы и механики в неигровых контекстах для повышения вовлеченности и мотивации аудитории. Ее сила заключается в обращении к нашей естественной склонности справляться с задачами, соревноваться и добиваться результатов. Игровые элементы — баллы, значки, таблицы лидеров и т.д. — выводят взаимодействие с продуктом на новый уровень.

Примечание. Чтобы лучше понять, как именно геймификация удерживает внимание пользователей и мотивирует их, почитайте про теорию потока Михая Чиксентмихайи и теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райна.

Распространенные ошибки геймификации и как их избежать

 ⚠️Одна из самых больших ошибок, которые совершают компании при внедрении геймификации, — слишком сильно полагаться на внешние мотиваторы, такие как баллы или значки. Хотя эти элементы могут быть эффективны в краткосрочной перспективе, есть риск, что в дальнейшем они станут единственной причиной взаимодействия с продуктом. 

✅Эффективная геймификация обращается к внутренней мотивации пользователей — желанию делать что-то ради удовольствия от самой деятельности, а не только ради вознаграждения. Предлагать пользователям ценность — значит выходить за рамки поверхностных мотиваторов и включать в опыт значимые задачи и взаимодействия, которые поддерживают вовлеченность и лояльность в долгосрочной перспективе.

⚠️Еще одна распространенная ошибка — чрезмерная геймификация, из-за которой пользователи чувствуют себя перегруженными или раздраженными. Помните, что игровые элементы должны делать опыт приятнее, а не наоборот.

 ✅Ключ к успеху — найти правильный баланс между весельем и продуктивностью, который будет стимулировать повторное использование продукта.

Ключевые принципы успешной геймификации

Успешная геймификация учитывает потребности и предпочтения аудитории и при этом эффективно служит целям проекта. Вот несколько полезных советов:

1. Определите задачи геймификации

Чего вы хотите добиться с помощью геймификации? Задачи могут варьироваться от повышения вовлеченности пользователей до поощрения определенного поведения или создания и укрепления онлайн-сообщества.

✅ Каждая цель должна быть конкретной и измеримой, например, «за 6 месяцев увеличить количество активных пользователей в день на 20%».

2. Изучите свою аудиторию

Эффективная геймификация требует глубокого понимания аудитории. У разных групп пользователей могут быть разные предпочтения и мотивы. В то время как одним нравится дух соревнования, другие предпочитают системы вознаграждения, основанные на выполнении заданий или сборе значков. 

Комбинируйте разные формы геймификации, чтобы заинтересовать широкий круг пользователей.

3. Найдите правильный баланс

Внедряя игровые элементы, которые стимулируют интерес и повторное использование продукта, важно не переборщить, чтобы не вызвать раздражение аудитории.

✅Хорошее решение — сделать участие в игровых взаимодействиях необязательным для пользователей, которые в них не заинтересованы. Кроме того, вводите элементы геймификации постепенно, чтобы людям было проще адаптироваться к новым функциям.

4. Тестируйте и дорабатывайте

Регулярно тестируйте игровые механики с реальными пользователями и дорабатывайте опыт на основе полученных инсайтов.

✅Так вы сможете выявить и устранить недостатки, чтобы взаимодействия больше соответствовали потребностям и ожиданиям аудитории.

Лучшие игровые механики

1. Накопление баллов для получения вознаграждения

Здесь важен не только процесс накопления баллов, но и ценное вознаграждение, которое будет мотивировать пользователей. Например, многие АЗС начисляют за заправку бонусные баллы, которые можно обменять на скидки или бесплатный кофе. Это не только привлекает клиентов, но и побуждает их возвращаться.

2. Уровни учетных записей

Уровень учетной записи пользователя может меняться (например, золотой, серебряный, бронзовый) в зависимости от частоты покупок или активности в сообществе. Так вы поощряете лояльную аудиторию и мотивируете людей к дальнейшему взаимодействию.

3. Коллекции

Добавление предметов коллекционирования, таких как награды за тренировки на Apple Watch или открытки за посещение локаций в приложениях для путешествий, может привести к повышению вовлеченности пользователей, поскольку у них возникает естественное желание собрать весь комплект.

4. Программы лояльности

Классические карточки для штампов, которые дают право на получение бесплатного напитка, — наглядный пример подобной геймификации. Такой подход повышает вероятность повторного взаимодействия и помогает сформировать лояльную аудиторию.

5. Ежедневные челленджи

Яркий пример — Duolingo. Приложение мотивирует пользователей к регулярному изучению языка при помощи коротких, выполнимых упражнений. Это позволяет поддерживать интерес аудитории и стимулирует ежедневное взаимодействие.

6. Таблицы лидеров и сравнение с другими

Элементы соревнования, такие как таблицы лидеров, — мощный мотиватор. Важно разделить пользователей на группы по активности, чтобы они могли соревноваться с наиболее близкими конкурентами и чувствовали, что их оценивают справедливо. Если сегментация невозможна, эффективным может быть сравнение с общим средним показателем, например, «вы справляетесь с задачей лучше, чем 76% пользователей».

7. Персональная статистика

Предоставьте пользователям возможность регулярно отслеживать личную статистику, например качество сна, ежемесячные траты или расход топлива. Она дает ценную информацию и мотивирует людей чаще пользоваться приложением.

8. Ежедневная мотивация

Чтобы ваши пользователи регулярно заходили в приложение, каждый день дарите им что-то приятное, например, скидку на случайно выбранный продукт. Это побудит людей возвращаться, поскольку им будет любопытно, что вы приготовили для них на этот раз. 

Другой вариант — отсчет дней, проведенных в приложении. Но просто числа не всегда эффективны. Добавьте интерактивный элемент, например, виртуальное дерево, которое растет с каждым запуском и засыхает, если серия прерывается. Это придаст простому процессу глубину и подтолкнет пользователей к действию.

Эффективная совместная работа

Успешное внедрение геймификации требует сотрудничества различных отделов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общую стратегию:

🎨 Дизайнеры: Они не только создают визуальный дизайн игровых элементов, но и следят за тем, чтобы эти элементы оставались интуитивно понятными и привлекательными для пользователей. Их задача — поддерживать вовлеченность аудитории и обеспечивать соответствие дизайна целям геймификации.

📣Маркетологи: Они работают над тем, чтобы сделать игровые элементы заметными и привлекательными как для существующих, так и для новых пользователей. Маркетинговая команда использует геймификацию в рекламных кампаниях для повышения осведомленности о продукте и привлечения пользователей.

🧠 Продуктовый отдел / Отдел вознаграждений: Отвечает за структурирование и управление системой вознаграждений. Этот отдел следит за тем, чтобы вознаграждения были релевантными и достаточно мотивирующими.

💵 Финансовый отдел: Оценивает программы лояльности на соответствие бюджету компании. Помогает предотвратить финансовые риски, связанные с чрезмерно щедрыми инициативами в области геймификации.

⚙️ Продакт-менеджеры и разработчики: Следят за тем, чтобы элементы геймификации были правильно интегрированы в опыт взаимодействия. Они контролируют разработку продукта от проектирования до реализации, обеспечивая соответствие игровых механик техническим требованиям и совместимость с другими функциями.

👫 Отдел внутренних коммуникаций имеет решающее значение для эффективного взаимодействия команд. Он гарантирует осведомленность всех сотрудников о выбранных стратегиях и помогает поддерживать последовательный подход к геймификации на всех этапах проекта.

Спасибо за внимание!

Источник
и
:
arrow