скидка 80% на курс “С 0 до Middle+” + Бесплатно школа плакатов v 2.0

Когнитивная нагрузка в UX: виды и способы минимизации

Психология является неотъемлемой частью UX-дизайна. Понимание того, как ведут себя люди, а также как работает их мозг, — основа для создания эффективного и комфортного опыта.

Сегодня мы углубимся в тему когнитивной нагрузки и разберем:

  • какие типы когнитивной нагрузки существуют,
  • каким образом они проявляются в UX,
  • почему важно минимизировать когнитивную нагрузку и как это сделать.

Психология является неотъемлемой частью UX-дизайна. Понимание того, как ведут себя люди, а также как работает их мозг, — основа для создания хорошего опыта.

Не секрет, что технологии глубоко проникли практически во все аспекты нашей жизни. Постоянные уведомления и информационные перегрузки негативно сказываются на наших когнитивных способностях. Результат — снижение производительности, скорости обучения и плохой сон. Мы испытываем стресс, разочарование и раздражение.

Как UX-дизайнеры, мы должны создавать опыт, который будет «комфортным» для мозга наших пользователей.

Иллюстрация: Joanna Litarowicz

Что такое когнитивная нагрузка

Теория когнитивной нагрузки была разработана австралийским психологом Джоном Свеллером в 1980-х годах. Исследования показали, что правильные инструкции и подача информации могут оптимизировать когнитивную нагрузку, что положительно сказывается на результатах обучения. Особое внимание следует уделять упрощению материала и выделению ключевой информации.

Наша рабочая память имеет ограниченную ёмкость. Если задача требует слишком много ресурсов, это может привести к перегрузке, что значительно усложняет — или даже делает невозможным — ее выполнение и усвоение информации.

Рабочая память

Как мы уже установили, рабочая память — это система с ограниченной емкостью, отвечающая за обработку текущей информации, связанной с мышлением, обучением и решением проблем. Как правило, она способна обрабатывать от 4 до 7 элементов одновременно. Однако этот показатель может варьироваться у разных людей и зависит от типа полученной информации.

Когнитивная перегрузка

Люди испытывают когнитивную перегрузку, когда в рабочую память поступает больше информации, чем она способна обработать. Это препятствует эффективному запоминанию данных, выполнению задач и решению проблем, а также приводит к стрессу, разочарованию и сенсорной перегрузке.

3 типа когнитивной нагрузки

Внутренняя (Intrinsic)

Является неотъемлемой частью процесса обучения и выполнения задач. От нее невозможно избавиться, поскольку указанные действия всегда сопряжены с умственным напряжением и интеллектуальными усилиями. Внутренняя когнитивная нагрузка обусловлена сложностью материала, который мы пытаемся усвоить.

Уровень такой нагрузки может варьироваться в зависимости от опыта пользователей — новичку труднее изучить предмет или выполнить задание, чем человеку с опытом в соответствующей области. Дизайнеры могут в определенной степени оптимизировать внутреннюю нагрузку за счет продуманной подачи контента.

Такой тип нагрузки возникает при:

  • изучении программирования, дизайна, нового иностранного языка;
  • обучении игре на инструменте;
  • использовании сложного ПО;
  • решении математических задач и т.д.
Релевантная (Germane)

Речь об умственных усилиях, направленных на обработку информации, выявление закономерностей и их закрепление в долгосрочной памяти. Такая нагрузка полезна, поскольку она помогает нам изучать новые области и осваивать незнакомые инструменты. Один из способов ее оптимизации — эффективные и увлекательные обучающие материалы.

Этот тип нагрузки возникает при:

  • просмотре туториалов;
  • изучении нового ПО и новых функций;
  • изучении языка с носителем;
  • создании ментальных карт, проведении групповых дискуссий, анализе кейсов.
Внешняя (Extraneous)

В эту категорию попадают все факторы, которые потребляют наши ресурсы, но не приносят пользы и не способствуют достижению целей. Это всё, что нас отвлекает — посторонние шумы, отсутствие четкой структуры, слишком сложные объяснения и т.д. Такая нагрузка не связана напрямую с содержанием материала, она возникает из-за ошибок в представлении информации, организации процессов или дизайне интерфейсов.

Этот тип нагрузки возникает, когда пользователи:

  • взаимодействуют с нечитаемым текстом;
  • сталкиваются с нерелевантной информацией или неясными инструкциями;
  • имеют дело с непоследовательным, неинтуитивным или чрезмерно перегруженным приложением или веб-сайтом;
  • вынуждены выбирать из слишком большого количества вариантов.

Когнитивная нагрузка в UX

Итак, давайте посмотрим на всё это с точки зрения UX-дизайна. Пользователи наших продуктов сталкиваются с каждым из трех типов нагрузки, и мы, дизайнеры, можем в разной степени их контролировать:

Внутренняя нагрузка

Это когнитивная нагрузка, обусловленная внутренней сложностью процесса в приложении или на сайте. Например, оформить покупку в интернет-магазине гораздо проще, чем настроить сложное ПО.

Однако этот тип нагрузки также зависит от знаний и опыта пользователя: человек, впервые совершающий покупку онлайн, будет испытывать более высокую когнитивную нагрузку, чем тот, кто регулярно делает покупки через Интернет, а настройка сложных параметров не вызовет особых затруднений у системного администратора с десятилетним опытом работы, но может поставить в тупик стажера.

Как дизайнеры, мы меньше всего контролируем этот тип когнитивной нагрузки, но, эффективно управляя двумя другими типами, мы можем поддерживать ее на оптимальном уровне.

Релевантная нагрузка

Такая нагрузка возникает, когда пользователь изучает новое программное обеспечение или недавно добавленную функцию. И здесь у нас появляется немного больше возможностей. Яркий пример — разработка эффективных туториалов или справочных систем, которые шаг за шагом знакомят людей с новыми продуктами.

Хотя на начальном этапе это потребует дополнительных усилий, в конечном итоге они смогут лучше разобраться в том, как работает приложение, и использовать его более эффективно. Именно поэтому такая нагрузка считается полезной.

Внешняя нагрузка

Это тот тип нагрузки, который мы можем контролировать в наибольшей степени, поскольку он напрямую связан с качеством интерфейсов. Сюда относится всё, что не имеет отношения к пользователю в контексте выполняемой им задачи, а также всё, что может отвлекать или мешать его работе, например:

  • сложные формы;
  • слишком много уведомлений и других отвлекающих факторов;
  • плохо продуманная информационная архитектура;
  • непоследовательный запутанный интерфейс;
  • слишком много доступных опций (закон Хика);
  • обилие визуальных эффектов;
  • перегруженность страницы неуместными графическими элементами, анимацией и цветами;
  • нечитабельный, неструктурированный контент.

Почему важно оптимизировать когнитивную нагрузку?

Современные люди постоянно подвергаются воздействию различных стимулов, а поток поступающей информации практически никогда не останавливается. По этой причине мы часто чувствуем себя перегруженными еще до того, как начинаем предпринимать какие-либо действия.

Задача UX-дизайнера — заботиться не только о пользователях, но и о людях в целом. Снижая когнитивную нагрузку, мы можем сделать опыт взаимодействия с продуктом более комфортным и приятным, что поможет им сберечь силы и оставаться более продуктивными и счастливыми в повседневной жизни.

Какие еще преимущества дает сокращение когнитивной нагрузки:

Повышение эффективности работы

Когда когнитивная нагрузка минимальна, пользователи могут быстрее и эффективнее выполнять задачи. Так мы экономим их время и энергию. Это касается и освоения новых продуктов.

Повышение удобства использования

Снижение когнитивной нагрузки достигается, в том числе, за счет тщательно продуманного интерфейса, что приводит к улучшению UX и, как следствие, к более позитивному восприятию продукта.

Снижение количества ошибок

Чрезмерная когнитивная нагрузка часто становится причиной ошибок. Минимизируя ее, мы уменьшаем их количество, обеспечиваем более эффективное принятие решений (например, о покупке) и снижаем риск разочарования.

Повышение доступности

Максимальный уровень когнитивной нагрузки индивидуален. Снижая ее до адекватных значений, мы делаем наш продукт доступным для широкой аудитории, включая тех, у кого этот порог не слишком высок, например, пожилых людей.

Как минимизировать когнитивную нагрузку

Вот несколько советов, которые помогут снизить когнитивную нагрузку в ваших цифровых продуктах:

  • Удалите лишние графические элементы и анимацию. Убедитесь, что текст хорошо читается и обладает достаточной контрастностью. Не забывайте о размерах важных элементов, таких как кнопки, а также о негативном пространстве — ваш интерфейс должен «дышать».
  • Дизайн должен быть целостным. Так пользователям не придется тратить дополнительные силы на то, чтобы понять, как работает ваше приложение. Используйте знакомые паттерны, чтобы их не пришлось изучать с нуля.
  • Оставьте только самую необходимую информацию, которая не будет отвлекать пользователей от основного контента или задачи.
  • Помните о качестве контента — он должен быть простым, лаконичным и понятным.
  • Упростите формы — включите в них только те поля, которые необходимы для завершения конкретной задачи. В длинных формах сгруппируйте связанные поля и разделите процесс на шаги.
  • Предоставляйте обратную связь, чтобы пользователям не приходилось гадать, было ли их действие успешным. Держите их в курсе того, что происходит и почему.
  • Выстройте четкую информационную иерархию, чтобы пользователи сразу понимали, с чего начать, что является наиболее важным и что они должны делать дальше.
  • Визуализируйте данные в удобной и привычной для аудитории форме. Используйте диаграммы, иконки и графики, которые помогут пользователям понять и усвоить информацию. Помните, что иконки, например, в меню, более эффективны, когда они сопровождаются текстовыми метками.
  • Сократите количество повторяющихся действий. Если вы можете запомнить какие-то данные или заранее выбрать наиболее релевантную опцию, сделайте это.
  • Ограничьте количество элементов, которые пользователь должен запомнить за один раз. Согласно закону Миллера, оптимальное количество — от 5 до 9 (по последним данным — от 4 до 7).
  • Следуйте закону Хика — сократите количество доступных опций, чтобы упростить и ускорить принятие решений.
  • Знакомьте пользователей с новыми функциями при помощи продуманных туториалов и четких инструкций.

Спасибо за внимание!

Источник
и
:
arrow