Увлекательная история Lorem Ipsum и как AI может оставить его в прошлом

Дизайнеры десятилетиями используют текст-заполнитель Lorem ipsum. Смогут ли текстовые генераторы на основе AI положить этому конец?

Недавно в рабочем процессе у Ника Бабича, израильского продуктового и UX-дизайнера, появился неожиданный помощник — ChatGPT, вирусный чат-бот с искусственным интеллектом.

За последние несколько недель Бабич обращался к ChatGPT множество раз. Он просил программу создать фейковый текст для своих макетов, набросать лейауты и даже сгенерировать сочетания шрифтов и цветов. По словам Бабича, с момента запуска в ноябре ему удалось интегрировать чат-бота “практически во все области продуктового дизайна, которые не требуют создания медиаконтента”.

Простой интерфейс ChatGPT, разработанный исследовательской компанией OpenAI, соучредителем которой является Илон Маск, уже стал привычным для пользователей. К настоящему моменту более миллиона человек обратились к этому инструменту. Они быстро генерировали статьи, программировали веб-сайты с нуля и даже создавали сценарии фильмов, и чат-бот действительно выдавал релевантные результаты.

Хотя ответы и выглядят убедительно, они зачастую пронизаны фактическими неточностями. Языковая модель ChatGPT запрограммирована искать закономерности в огромных массивах текстов в Интернете, и на их основе учиться угадывать следующие слова. Однако система не может определить, на какие источники стоит полагаться, а на какие нет, является ли генерируемый ей контент объективным или предвзятым. Некоторые платформы, такие как StackOverflow, сайт с ответами на вопросы для программистов, вообще запретили использовать код, сгенерированный AI.

Хотя неспособность ChatGPT проверять факты заставила большинство пользователей отказаться от его применения в реальных проектах, он оказался идеальным помощником для замены культового текста-заполнителя lorem ipsum.

Текст-заполнитель Lorem ipsum в каталоге студии шрифтового дизайна Letraset 1974 года. Изображения предоставлены Исследовательским центром дизайна и типографики Херба Любалина.

На протяжении десятилетий Lorem ipsum, искаженный отрывок из трактата двухтысячелетней давности, был обязательным инструментом в арсенале каждого дизайнера. Это самый популярный “рыбный” текст, при помощи которого дизайнеры и разработчики демонстрировали визуальную составляющую своих проектов, в частности типографику и лейаут, прежде чем приступить к наполнению макета реальным контентом клиента. Взгляните на любой случайный дизайн-шаблон — есть большая вероятность, что его текстовые блоки по умолчанию содержат Lorem ipsum.

Но клиенты все чаще ожидают, что их контент с самого начала станет неотъемлемым элементом процесса генерации идей, поэтому дизайнерам становится все сложнее эффективно демонстрировать свои концепции, полагаясь на стандартный текст-рыбу. Бессмысленный Lorem ipsum изживает себя, что побуждает дизайнеров искать более умные генераторы фейкового контента. С появлением ChatGPT, который может создавать тексты на любую заданную тему, многие прекратили свои поиски.

Попросите ChatGPT написать “HTML-код для веб-сайта AI-стартапа” или текст для него, и чат-бот мгновенно сгенерирует ответ с соответствующей структурой. Бабич не одинок. Марк Фогелаар, арт-директор и дизайнер из Нидерландов, также использует ChatGPT для создания текстов-заполнителей, дизайн-брифов для тестирования новых инструментов и даже время от времени описывает чат-боту свои идеи, чтобы получить о них обратную связь.

Фогелаар верит, что в отличие от Lorem ipsum, ChatGPT позволяет проверить, успешно ли дизайн доносит нужное сообщение. “Я понял, что моя цель не просто разработать интерфейс, а обеспечить эффективную коммуникацию”, — объясняет Фогелаар. “Гораздо проще проверить, хорош ли дизайн, когда он содержит (почти) реальный контент”.

В то же время, многие считают, что заменяя Lorem ipsum реалистичным контентом мы забываем о причинах, по которым он стал таким вездесущим.  

Давно известно, что Lorem ipsum представляет собой искаженный отрывок из латинского эссе «О пределах добра и зла», написанного влиятельным римским государственным деятелем и философом Цицероном в 45 г. до н.э. Но то, как началось его применение, часто вызывает споры. Некоторые — в первую очередь директор издательства Hampden-Sydney Ричард МакКлинток — предполагают, что много веков назад неизвестный наборщик намеренно превратил текст эссе в бессвязный набор слов “чтобы не отвлекать внимание от графических особенностей страницы”. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих эту теорию.

Александр Точиловский, куратор Исследовательского центра дизайна и типографики Херба Любалина, рассказал Shaping Design, что, хотя текст Цицерона действительно использовался для демонстрации шрифтов еще в 1734 году, “настоящий Lorem Ipsum был создан и отредактирован в 1960-е годы” студией шрифтового дизайна Letraset. Предполагают, что ее сотрудники скопировали текст из книги Цицерона 1914 года, в которой части слова “Dolorem” оказались на двух разных страницах (do-lorem). Именно в таком виде он был перенесен в цифровой формат с помощью издательского программного обеспечения PageMaker 1.0 от Aldus Corporation.

Чем же руководствовались типографы, когда использовали латинский текст для набора английских шрифтов? Дело в том, что “потенциальный клиент мог оценить внешний вид текста, набранного конкретным шрифтом, вместо того, чтобы читать его”, — добавляет Точиловский.

Текст-рыба Lorem ipsum в каталоге студии шрифтового дизайна Letraset 1974 года. Изображения предоставлены Исследовательским центром дизайна и типографики Херба Любалина.

Именно по этой причине сегодня некоторые дизайнеры отказываются от Lorem ipsum, а другие, напротив, защищают его. Карен МакГрейн, дизайнер и партнер консалтинговой фирмы Autogram, всегда держит под рукой файл с классическим lorem ipsum и сторонится новых генераторов контента. Она считает, что люди легче воспринимают стандартный текст-заполнитель, “фокусируясь на дизайне, а не на содержимом”.

Хотя МакГрейн рассматривает возможность использования ChatGPT для генерации случайных латинских слов, ей не нужен реалистичный текст, поскольку она опасается, что “клиент прочитает и начнет комментировать его”. Карен добавляет: “Вся суть текста-рыбы в том, чтобы люди не читали текст”.

Бабич согласен с этой точкой зрения. Он говорит, что будет и дальше использовать «lorem ipsum», когда захочет сосредоточиться исключительно на “визуальной иерархии элементов, а не на содержании”.

Независимо от того, присоединятся ли МакГрейн и остальные дизайнеры к общему тренду, вскоре текстовые чат-боты, такие как ChatGPT, заменят “lorem ipsum”, поскольку технологические компании стремятся интегрировать их в свои сервисы.

Например, ожидается, что в ближайшем будущем Microsoft добавит функции, подобные ChatGPT, в свою экосистему инструментов, включая Word, Outlook, Bing и другие. Аналогичным образом компания Adobe экспериментирует с генеративным искусственным интеллектом в своих программах, а несколько плагинов ChatGPT уже доступны в ее последнем приобретении — Figma.

Австралийская дизайн-платформа Canva также позволит пользователям создавать элементы для маркетинговых проектов с помощью AI. Fiverr добавил AI-категории для поиска авторов, которые хорошо разбираются не в создании оригинального контента, а способны получить максимальную отдачу от генеративных инструментов, таких как ChatGPT и Midjourney. Совсем недавно конструктор сайтов Wix объявил о запуске генератора текста с искусственным интеллектом AI Text Creator в своем редакторе.

Точиловский не считает такое развитие событий негативным. Как типограф он часто советует студентам использовать “образцы текста, максимально приближенные к контенту, который будет в окончательном документе”. Он добавляет, что проблема с Lorem ipsum заключается в том, что этот текст никогда не выглядит достаточно реальным. “Думаю, в этом смысле ChatGPT может стать отличным решением. Возможность задать определенный стиль, тон, контекст и т. д. — огромное преимущество”.

Источник:
Shaping Design
arrow