Айдентика

Автор статьи:
,

Введение

Качественная айдентика поможет повысить узнаваемость бренда, привлечь внимание целевой аудитории и создать положительное впечатление о компании. Она должна быть согласованной и последовательной во всех каналах коммуникации, чтобы создать единый образ. Как разработать хорошую айдентику, и чем она отличается от фирменного стиля и других понятий в дизайне, расскажем прямо сейчас.

Что такое айдентика и в чем ее отличие от других терминов

Айдентику принято определять как корпоративную идентичность. Так называют совокупность элементов, формирующих образ и восприятие бренда. Она помогает создавать впечатление о компании. Хорошая айдентика транслирует основные идеи бренда и соответствует его ценностям. Она обладает целым комплексом характерных черт, которые делают бренд узнаваемым визуально или при помощи других каналов восприятия.

В чем отличие от фирменного стиля или брендинга

Чтобы понять, в чем различны эти понятия, давайте обратимся к их определениям.

Бренд сочетает в себе ценности, образы и ассоциации, которые возникают у человека после того, как он познакомился с тем или иным брендом. Кроме того, к понятию «бренд» можно отнести и ожидания, которые покупатели возлагают на приобретаемый продукт.

Сюда же относятся эмоции, которые возникают у человека после покупки товара или услуги. То есть бренд является неким уровнем восприятия компании, отражением отношений между ней и ее клиентами.

А что такое брендинг? Это скорее динамический процесс, связанный с маркетингом и рекламой, который направлен непосредственно на создание уникального бренда. К нему можно отнести такие элементы, как постоянное развитие и продвижение бренда. В процессе брендинга специально формируется определенный образ и система ценностей, которые могут повысить привлекательность бренда в глазах клиентов.

Фирменный стиль же входит в понятие корпоративной идентичности, однако больше направлен на визуальный образ.

Айдентика сама по себе относится к частям бренда, которые мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Это могут быть даже ароматы. Когда вы входите в известный магазин, вы можете услышать характерный аромат. Это часть айдентики. Можно сказать, что она больше работает на ассоциации. Например, когда клиент слышит название компании, в его сознании всплывают ее визуальные элементы. Так, при упоминании Apple, в голове сразу появляются лаконичные образы: белые коробки без лишних деталей, яблочный логотип, изящные формы техники и т. д.

Виды айдентики

Есть два основных вида: статическая и динамическая.

Статическая айдентика

Этот вид айдентики включает набор определенных элементов, которые используются для разных целей. Например, корпоративные цвета, в которых выполнены визитки и презентации. Это неизменные детали, которые компания применяет всегда и везде. Такой вид айдентики подходит для компаний с одним продуктом или услугой, например, для салона по продаже автомобилей.

Сегодня статическая айдентика встречается редко, но некоторые компании предпочитают именно ее. Это связано с тем, что работать с подобным видом довольно просто и оформить продукты в соответствующих цветах под силу любому рядовому сотруднику компании.

Пример статичной айдентики — urburo1.com

Динамическая айдентика

Такая айдентика позволяет создавать множество визуальных деталей. Она использует набор правил и шаблонов, по которым можно делать бесконечное количество визуальных элементов и видоизменять их в случае необходимости. Этот вид активно развивается и позволяет компаниям выделиться на рынке, однако он доступен не всем. Поддерживать единый стиль на всех носителях и во всех каналах коммуникации сложно, затратно и требует участия настоящего профессионала-дизайнера.

Пример динамической айдентики. Авторы: Jason Little, Ivana Martinovic, Jefton Sungkar и Malin Holmstrom

Выбор между статическим и динамическим видом зависит от конкретных потребностей компании, ее целей и возможностей.

Задачи айдентики

Айдентика нацелена на узнаваемость бренда. Таким образом, она отвечает следующим целям:

01
Визуально выделиться среди конкурентов.
02
Повысить клиентскую лояльность.
03
Привлечь внимание к бренду.
04
Снизить расходы на продвижение новых продуктов компании.
05
Повышение эффективности рекламных компаний.
06
Создание целостного образа компании.
07
Формирование и подача УТП.

Основные элементы айдентики

К основным составляющим можно отнести:
  • логотип,
  • шрифты,
  • цвет,
  • паттерны,
  • иллюстрации,
  • абстрактные фигуры,
  • фирменные персонажи.

Логотип

Работа дизайнера при создании айдентики начинается со сбора нужной информации и разработки концепции. После чего он приступает к созданию ее отдельных элементов. В первую очередь логотипа. Отправной точкой в его создании является выбор формы и цвета, так как дальше их будут использовать и в рекламе, и на визуальных носителях. Форма логотипа может быть как обычная геометрическая (квадрат, прямоугольник и др.), так и не совсем стандартная. Ее выбор зависит от направления деятельности компании и характера бренда. Приведем пример: четкие и строгие формы с прямыми углами могут указывать на консерватизм бренда, а более округлые формы зачастую ассоциируются с естественностью, натуральностью и стабильностью.

Примеры логотипов разной формы

С помощью формы можно передать некую идею или миссию компании, ее подход к клиентам, особенности работы.

При выборе формы лучше сразу подумать, каким образом можно будет ее применять.

Шрифт

Еще один важнейший элемент визуального стиля компании. Его тип очень важен, так как шрифт помогает привлечь внимание, а также работает на узнаваемость и запоминаемость корпоративного образа. С помощью грамотно выбранного шрифта вы можете увеличить уникальность бренда и разработать единую концепцию.

Вот основные правила выбора шрифта:

  1. Он должен быть читабельным, независимо от его цвета и размера. Ведь текст будет размещен на самых разных носителях, и везде он должен выглядеть доступно и красиво.
  2. Выбранный шрифт должен иметь корреляцию с деятельностью компании. Так, слишком вычурный шрифт в логотипе компании по производству сантехники будет выглядеть нелепо.
  3. Используя несколько шрифтов, необходимо следить, чтобы они хорошо сочетались между собой, ведь в противном случае человек может просто не различить, что написано на логотипе или на сайте. Также важно помнить, что не нужно выбирать слишком много шрифтов для создания айдентики. Пусть это будет один или два хорошо сочетаемых варианта.
  4. Используйте сервисы для того чтобы подобрать идеальный шрифт. Например, Google Fonts, Font Squirrel и FontStruct.

Цвет

Цвет является одним из самых значимых элементов, ведь он отлично запоминается при взгляде на логотип или другой элемент айдентики. Кроме того, именно цвет будет формировать ассоциации у клиентов. Каждому цвету принято присваивать свое значение. Так, зеленый цвет ассоциируется с экологией, а желтый — с радостью. Фиолетовый цвет принято ассоциировать с некой премиальностью и эксклюзивностью. Вы наверняка слышали, что его (а также синий цвет) называют «цветом королей».

Чтобы получить удачное цветовое решение, лучше выбрать два или три сочетающихся цвета. Например, один оттенок может быть ярким, а два других — более спокойными. Однако нет золотого стандарта — вы можете выбрать больше цветов. Стоит отметить, что выбор каждого элемента айдентики подробно описан в брендбуке. Это делается для того, чтобы потом айдентику было проще использовать, а также избежать ее неправильного применения. Чтобы выбрать цветовую гамму, вы также можете использовать специальные сервисы, например, Color Palettes.

Неочевидным элементом айдентики может быть Tone of voice. Это то, каким образом компания общается со своими клиентами с помощью текстов и вживую. Например, в некоторых компаниях принято более неформальное общение, с обращением на «ты» и дружеской манерой разговора. Другие же наоборот выбирают более сдержанный стиль общения.

Пример неформального Tone of voice компании Aviasales

Существует еще один не столь очевидный элемент айдентики бренда. Это так называемый маскот — персонаж, который будет олицетворять компанию. Персонаж может «жить» на сайте, в рекламе и т. п. и отражать принципы и ценности компании. Пожалуй, самый известный из маскотов — Рональд Макдональд. Также можно вспомнить полковника Сандерса из KFC.

Важно помнить, что абсолютно все элементы айдентики должны представлять собой единый механизм. На практике это означает, что если каким-то загадочным образом с рекламного баннера исчезнет логотип, клиент все равно узнает, какой компании принадлежит эта реклама. Именно по этой причине, чем больше элементов айдентики есть у компании, тем лучше.

Носители айдентики

На каких же носителях размещаются элементы? На самом деле их можно увидеть абсолютно на всех элементах бренда, которые создает компания. Объекты, на которых будут находиться фирменные графические элементы, могут быть как осязаемыми, например, визитки или стаканы, так и неосязаемыми, например, странички в соцсетях.

Новогоднее оформление стаканчиков Starbucks

Особенное внимание уделяется упаковке продукции, дизайн и стиль которой тоже, несомненно, элемент айдентики. Все без труда узнают упаковку конфет «Рафаэлло». Упаковка может быть многоразовой или отражать премиальность бренда, как в случае с ЦУМом. Бланки, визитные карточки, электронные письма, витрины, ценники, посуда, сайт, баннеры. В общем, элементы могут размещать везде.

Визуальная составляющая социальных сетей тоже имеет большое значение. Для многих компаний соцсети становятся настоящей «витриной магазина». Здесь важно все: от оформления профиля до стиля общения. Такое же значение имеет и сайт компании. И все это должно сочетаться с ценностями бренда.

Говоря о носителях, мы не можем не упомянуть о мерче и сувенирах. Это такая продукция, которая может использоваться как каждый день, так и остаться у клиента или сотрудника на память. Подобная продукция может стать отличной рекламой компании.

Корпоративный мерч Альфа-Банк

К примеру, если заниматься производством практичных и нужных вещей. Например, сумок или зонтов. Конечно, на подобной продукции должны быть отображены элементы айдентики.

Фирменный стиль

Теперь поговорим о том, как создается фирменный стиль. К нему мы можем отнести не только цветовую гамму, логотип и шрифты, но и иконки, иллюстрации, графические элементы, правила композиции и фотостиль. Этот список может изменяться в зависимости от того, чем занимается компания. Фирменный стиль в первую очередь должен отвечать ценностям, и его элементы должны быть связаны между собой. Для того чтобы разработать стиль, проводится беседа с заказчиком, который озвучивает основные пункты и пожелания. После чего определяется список элементов, придумываются идеи. Важно помнить о таких вещах, как уникальность, гибкость и масштабируемость.

Стиль должен выделяться на фоне других компаний. Будет преимуществом, если он будет вызывать конкретные ассоциации с товаром или компанией, которая его продает.

Конкретные шаги по созданию фирменного стиля:
  • Описание миссии бренда.
  • Разработка базовых элементов, включая логотип.
  • Создание фирменных элементов.
  • Разработка интернет-представительства компании и материалов для рекламы.

Брендбук

Брендбук является еще одним значимым этапом при разработке айдентики. Его создание включает несколько шагов:

Первый шаг — сбор информации. Необходимо получить все доступные данные от клиента, используя бриф и общение с ним. Также может потребоваться работа с аудиторией компании. На этом этапе важно определить ориентировочный объем работы, чтобы оценить стоимость.

Второй шаг — структурирование и подготовка стиля подачи информации. Информация в брендбуке должна быть хорошо структурирована и согласована с клиентом.

Третий шаг — создание макетов страниц. Брендбук верстают в Adobe InDesign или Photoshop, Figma. Время разработки может занять несколько месяцев, поэтому связь и корректировки с клиентом будут необходимы.

Брендбук бизнес-центра Мельник. Автор: REKA DIGITAL AGENCY

Визуальные метафоры

Отдельно хочется сказать о популярном приеме при создании айдентики и работе с дизайном вообще — визуальных метафорах.

Визуальная метафора — это графическое изображение, которое символизирует определенную идею, концепцию или ценность. Она помогает передать сложные понятия и абстрактные идеи в более понятной форме.

Ее создание начинается с анализа основных концепций, которые нужно передать. Затем нужно выбрать наиболее подходящий символ или образ, который будет ассоциироваться с этими концепциями. Например, для изображения идеи свободы можно использовать изображение птицы, которая летит в открытом небе.

Применение визуальных метафор в айдентике может быть очень эффективным способом установления связи с целевой аудиторией. Они могут помочь создать запоминающийся и узнаваемый бренд, который будет ассоциироваться с миссией компании. Так, логотип Nike с символом галочки является визуальной метафорой для идеи движения и достижения целей.

Однако использование такого приема должно быть осторожным и обдуманным. Визуальные метафоры должны быть понятными и доступными для целевой аудитории. Они могут быть использованы в различных элементах айдентики, таких как логотипы, упаковка продуктов, рекламные материалы и т. д.

ON Café. Автор: Soad Mady

Заключение

Для того чтобы создать хорошую айдентику, нужно потратить 50–80% времени на подготовку, и это нормально. В создании айдентики больше системы, чем творчества, и к этому надо быть готовым. При этом правильный коммуникационный посыл тоже может быть красивым. Показывайте заказчику только ту айдентику, майку с которой носили бы сами.