Гештальт-принципы восприятия в UX/UI-дизайне

Автор статьи:
,

Введение

Человеческий мозг исключительно хорош в заполнении пробелов в изображениях и конструировании целого, которое больше, чем сумма его частей. Именно поэтому нам видятся лица там, где их нет — в таких вещах, как листья деревьев, облака или трещины на тротуаре. Этот феномен является одной из самых важных идей, лежащих в основе гештальт-принципов восприятия.

Что такое гештальт? В чем суть этих принципов? Как использовать их в рамках UX/UI-дизайна? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Что такое гештальт

Гештальт — это группа принципов визуального восприятия, которые научно разрабатывались с конца XIX века.

Впервые это понятие в 1890 году использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в статье «О качестве формы». Он предположил, что человек не просто воспринимает все объекты вокруг с помощью органов чувств, но достраивает их у себя в сознании в целостные формы — гештальты. Можно выделить несколько работ немецких психологов, оказавших большое влияние на развитие данной теории, например, книгу Вольфганга Келера «Физические гештальты» 1920 года, «Гештальт-законы организации восприятия» Макса Вертхаймера 1923 года, а также «Принципы гештальтпсихологии» Курта Коффки 1935 года.

Gestalt (гештальт) переводится с немецкого как форма, образ, фигура, структура. Гештальт-принципы основаны на идее, что человеческий мозг пытается упростить и организовать сложные изображения или дизайн, состоящий из множества элементов, подсознательно выстраивая части в организованную систему, которая создает целое, а не просто ряд разрозненных элементов. Наш мозг устроен таким образом, чтобы видеть структуру и закономерности, позволяющие нам лучше понимать окружающую среду, в которой мы живем.

Принципы этой теории являются важным набором идей для UX/UI-дизайнера, так как это может значительно улучшить не только эстетику дизайна, но и его функциональность и удобство для пользователя.

Зачем использовать гештальт-принципы в дизайне

При взаимодействии с интерфейсом пользователи должны иметь возможность понять, что они видят, и найти то, что им нужно, с первого взгляда. Вы должны разрабатывать дизайн таким образом, чтобы человек мог легко ориентироваться, без задержки и путаницы осуществлять те действия, ради которых он зашел на ваш ресурс.

Разработка UX/UI-дизайна с учётом гештальт-принципов поможет:
  • Направлять внимание пользователей.
  • Им будет легче ориентироваться на экранах и проще найти необходимые разделы.
  • Вызывать у пользователей доверие к продукту и положительные эмоции.
  • Сильная визуальная система повышает вовлеченность и интерес к продукту. Хорошо продуманный дизайн кажется более удобным и привлекает внимание.
  • Снизить когнитивную нагрузку на пользователей.

Использование гештальт подхода повышает удобство и улучшает пользовательский опыт, повышает показатели успешности выполнения задач.

Принципы

Человеческий мозг исключительно хорош в заполнении пробелов в изображениях и конструировании целого, которое больше, чем сумма его частей. Именно поэтому нам видятся лица там, где их нет — в таких вещах, как листья деревьев, облака или трещины на тротуаре. Этот феномен является одной из самых важных идей, лежащих в основе гештальт-принципов восприятия.

1. Появление

Принцип появления является центральным в гештальт-теории. Мы воспринимаем мир, не задумываясь о том, чтобы понять каждую мелочь вокруг нас. Эта способность быстро разобраться в окружающей среде необходима для выживания. Представьте себе, если бы мы часами анализировали окружающий мир, чтобы понять, что происходит; наши предки быстро бы стали добычей диких животных.

Вместо того чтобы интерпретировать каждое пятно в отдельности, мы сразу же определяем далматинца по совокупности черных пятен странной формы. Другими словами, далматинец материализуется перед нами из кажущегося случайного набора пятен.

2. Реификация

Мы предпочитаем законченные формы, поэтому автоматически заполняем промежутки между элементами, чтобы воспринять целостный образ. Вы можете творчески использовать данный принцип, чтобы завоевать доверие и восхищение пользователей. Пользователи оценят, когда увидят приятные «цельные» изображения, созданные из умело расположенных элементов, таких как линии, точки или фигуры.

Логотипы IBM и Всемирного фонда дикой природы, являются отличными примерами

3. Общая область

Мы воспринимаем элементы, находящиеся в одной замкнутой области, как одну группу. Чтобы применить этот принцип к своим интерфейсам, сгруппируйте связанные объекты вместе в одной области, чтобы показать, что они отделены от других групп.

Примером могут выступать посты на Facebook* (*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России). Лайки, комментарии и другие взаимодействия появляются в границах одного поста, в специально выделенной области, и таким образом отделяются от другой информации.

4. Непрерывность

Принцип непрерывности гласит, что мы группируем элементы, которые, как нам кажется, следуют непрерывным путем в определенном направлении. Человеческий глаз следит за путями, линиями и изгибами дизайна и предпочитает видеть непрерывный поток визуальных элементов, а не разрозненные объекты. Пользователь продолжает визуально следовать по маршруту, даже если его скрывает препятствие или поток «нарушен» переплетением или разрывом визуальных элементов.

5. Близость

Мы группируем элементы, расположенные ближе друг к другу, отделяя их от тех, что находятся дальше. Когда вы группируете элементы в своем дизайне, пользователи будут видеть их на экране как единое целое.

Мы без усилий понимаем, что цены и названия относятся к товару, под которым они расположены, так как они расположены близко друг к другу, а большее расстояние между товарами позволяет нам разделять визуальные группы.

6. Мультистабильность

Когда изображения неоднозначны и представляют две или более значимых интерпретации, мы испытываем ощущение переключения между ними. Мы не можем видеть несколько версий одновременно. Это ощущение переключения называется мультистабильностью.

7. Фигура/фон

Нам не нравится неопределенность, поэтому мы ищем стабильные предметы. Если изображение не является неоднозначным, как ваза Рубина ниже, мы видим в первую очередь его передний план. Вы можете использовать фигуру/фон по-разному, но в основном для контраста элементов: например, светлый текст (т. е. фигура) на темном фоне. При правильном использовании данного принципа наряду с теорией цвета, вы поможете пользователям справиться с поставленными задачами и уменьшите их когнитивную нагрузку.

Иногда фигуру/фон и мультистабильность путают, считая их одним и тем же. Однако между ними есть небольшая разница. В большинстве случаев фон и передний план стабильны, но в некоторых случаях, таких как оптическая иллюзия вазы Рубина, это может способствовать мультистабильности.

8. Инвариантность

Гештальт-принцип инвариантности объясняет, как мы воспринимаем базовые формы как идентичные, несмотря на различные трансформации. К таким преобразованиям относятся вращение, движение, изменение размера, растяжение, различные условия освещения и вариации деталей. Этот принцип имеет решающее значение, например, для распознавания лиц. Благодаря инвариантности мы можем узнавать наших друзей и членов семьи издалека, под разными углами или даже когда они корчат смешные рожицы.

9. Простота

Принцип простоты или Pragnanz описывает человеческую склонность к упрощению сложностей. Окружающая среда постоянно бомбардирует наши органы чувств раздражителями, в то время как наше внимание и способность к обработке информации ограничены, чтобы справиться со всей этой сложностью. Принцип простоты помогает нам увидеть порядок и закономерность в мире визуальной конкуренции.

Поэтому в элементах интерфейса всех приложений используются простые формы, такие как прямоугольники и круги, а не сложные, которые трудно запомнить или обработать.

10. Сходство

Когда предметы, объекты или элементы имеют общие поверхностные характеристики, мы воспринимаем их как сгруппированные.

Круги с разными числами выглядят сходными, а прямоугольные голубые плашки мы воспримем как что-то отдельное.

11. Симметрия и порядок

Люди склонны воспринимать визуальные элементы как сгруппированные, если они расположены симметрично. Мир природы наполнен симметрией (или близок к ней), и наш мозг склонен к симметричным формам. Системы сеток, равномерно разделяющие пространство, помогают дизайнерам реализовать симметрию и порядок в пользовательских интерфейсах.

12. Общая судьба

Этот принцип относится к склонности человека воспринимать визуальные элементы, движущиеся в одном направлении или в унисон, как сгруппированные. Визуальные элементы не обязательно должны быть движущимися, чтобы передать движение. Такие подсказки, как стрелки и угол поворота, могут указывать направление, в котором воспринимается движение элементов.

Применение в UX/UI-дизайне

Понимая принципы гештальта, дизайнеры получают ценные знания для создания целостного и эффективного дизайна пользовательского интерфейса. Однако освоение теории — это только начало, истинное искусство заключается в применении этих принципов в процессе проектирования. Чтобы использовать весь потенциал гештальта, дизайнеры должны учитывать следующие практические советы и рекомендации, не забывая при этом о ментальных моделях и ожиданиях пользователей:

Начните с исследования пользователей

Прежде чем приступить к проектированию, найдите время, чтобы понять свою целевую аудиторию с помощью исследования пользователей. Определите их предпочтения, поведение и потребности, чтобы получить ценные сведения, которые будут определять ваши дизайнерские решения. Согласовывая свой выбор дизайна с ожиданиями пользователей, вы закладываете основу для создания интерфейса, ориентированного на пользователя.

Создайте четкую информационную иерархию

Принцип близости играет важную роль в организации информации и создании иерархии в интерфейсе. Сгруппируйте связанные элементы вместе на основе их функций или категорий, чтобы пользователи могли легко определить их взаимосвязь. Такая логическая организация облегчает восприятие и упрощает навигацию.

Согласуйте элементы с помощью принципа сходства

Используйте данный принцип для создания визуальной согласованности всего интерфейса. Убедитесь, что связанные элементы имеют общие атрибуты, такие как цвета, формы или типографика. Согласованность способствует возникновению чувства знакомости и снижает когнитивную нагрузку на пользователей, позволяя им сосредоточиться на содержании, а не на расшифровке вариаций дизайна.

Охватывайте замкнутость и непрерывность

Включайте в дизайн эти принципы, чтобы направлять визуальный поток и взаимодействие пользователей. Поощряйте пользователей мысленно завершать фигуры или пути, что вызывает чувство вовлеченности и завершенности. Плавные переходы и логические связи между элементами способствуют улучшению пользовательского опыта.

Выделяйте ключевые элементы с помощью фигурного основания

Принцип «фигура-фон» помогает направить внимание пользователей на важные элементы интерфейса. Выделите важные элементы в качестве фигуры и визуально отделите их от фона, чтобы создать фокусную точку. Уменьшая визуальный шум на заднем плане, пользователи могут сосредоточиться на наиболее важной информации или действиях.

Баланс и гармония с помощью симметрии

Симметрия может придать дизайну пользовательского интерфейса ощущение баланса и порядка. Рассмотрите возможность использования симметричных элементов, чтобы создать ощущение стабильности и элегантности. Однако не забывайте, что асимметричные элементы также могут создавать ощущение динамичности и уникальности при продуманном применении.

Итерация и совершенствование

Проектирование с использованием принципов гештальта требует экспериментов и итераций. Тестируйте свои проекты на реальных пользователях, собирайте отзывы и будьте открыты к совершенствованию своего подхода. Итерации, основанные на мнениях пользователей, позволят вам точно настроить дизайн пользовательского интерфейса, чтобы он еще больше соответствовал ожиданиям и ментальным моделям пользователей.

Расширяйте возможности пользователей с помощью интуитивно понятных взаимодействий

Применяя гештальт-принципы в пользовательском интерфейсе, помните, что конечной целью является создание интуитивно понятных взаимодействий, которые расширяют возможности пользователей. Убедитесь, что пользователи могут легко выполнять задачи и перемещаться по интерфейсу без задержек и заминок. Интуитивность дизайна приводит к повышению удовлетворенности пользователей и побуждает их к более глубокому взаимодействию с вашим продуктом.

Заключение

В заключение следует отметить, что принципы гештальта являются бесценным инструментом в арсенале UX/UI-дизайнера, позволяющим создавать визуально привлекательные и удобные интерфейсы, которые находят отклик у пользователей на глубоком уровне. Вступая в сферу дизайна пользовательского интерфейса, давайте помнить, что эти принципы, если их вдумчиво применять, способны возвысить наши проекты и создать прочные связи между пользователями и цифровым миром.