Швейцарский стиль в дизайне

Автор статьи:
,

Введение

Дизайн — это один из способов творческого самовыражения. При этом самовыражение напрямую зависит от тенденций, развития общества в целом и его интересов, исторических событий, технологического развития и т. д.

Таким образом, существует множество различных направлений в дизайне, так же как и в искусстве, музыке, моде. Сейчас мы рассмотрим стиль дизайна, который возник под влиянием потребности человечества в информативности, простоте и функциональности.

Что такое швейцарский стиль

Швейцарский стиль зародился в первой половине XX века и за последнее столетие превратился в полноценную философию, в основе которой лежат простота, минимализм и универсальность.

Швейцарский стиль почитается за его чистые линии, объективность и читабельность. Он оказал огромное влияние на дизайн в целом, особенно на модернистское движение. Являясь образцом минимализма, швейцарский стиль в своих работах делал акцент на типографике.
Именно поэтому он еще известен под таким названием как международный типографский стиль.

Так же для многих людей швейцарский стиль — это синоним Гельветики, так как это слово напрямую означает «швейцарский» — на латинском языке Швейцария — это Confederatio Helvetica.

Этот стиль по праву считается королем точности и простоты среди всех остальных графических направлений. На первое место он ставит функциональность и цель, которой служит дизайн, а вот декоративность отодвигает на задний план. Согласно его философии, дизайнер должен быть в первую очередь ремесленником, а не художником.

Основные преимущества швейцарского стиля это то, что:

  • он подчеркивает организованную структуру бренда,
  • формирует лаконичный и понятный образ,
  • способствует узнаваемости бренда.

История развития швейцарского стиля

Швейцарский стиль как одно из главных направлений модернистского движения зародился в Швейцарии в 1920-х годах. Основателем швейцарской школы графического дизайна считается немецкий типограф и дизайнер Ян Чихольд.

Приверженцы швейцарского стиля видели себя не художниками, а собеседниками. Они верили, что дизайн должен базироваться на рациональных универсальных принципах, выявленных в ходе научного исследования. Идеальный дизайн для них транслирует ясность и порядок, без эксцентричности и без попытки отобразить субъективное впечатление.

Швейцарский/Интернациональный стиль появился благодаря более ранним стилям, таким как: De Stijl, конструктивизм, Bauhaus и новая типография, даже без учета политических и исторических движений той эпохи.  Сначала давайте познакомимся с этими предшественниками швейцарского стиля.

De Stijl

Голландские художники Тео ван Дусбург и  Пит Мондриан создали такое движение как "De Stijl" (в переводе «стиль»). Этот стиль охватывал архитектуру, живопись и графический дизайн. Принципы De Stijl заключались в математике и модульных сетках, которые служили инструментами композиции.

1) Композиция, Пит Мондреан 2) Дизайн стула, Группа Bauhaus
Модель частного дома (Тео ван Дусбург), Пит Мондреан

Супрематизм и конструктивизм

Вдохновленные революцией 1917 года, русские художники Казимир Малевич и Эль Лисицкий стремились изменить искусство для приближающейся социалистической эпохи. Их решением стали супрематизм и конструктивизм: использовались упрощенные геометрические формы и мощный шрифт без засечек, размещенный в необычных конфигурациях.

1) Летящий аэроплан, Казимир Малевич 2) Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского, Эль Лисицкий.

Bauhaus

Стиль Bauhaus был создан для того, чтобы предоставить широкий спектр учебных программ для декоративно-прикладного искусства. Но под влиянием управления архитектора Вальтера Гропиуса, этот стиль стал ориентироваться на архитектурный модернизм. В связи с этим такие художники, как Ласло Мохой-Надь, преследовали варианты русского конструктивизма и De Stijl, включая простые геометрические фигуры, шрифты без засечек и модульные сетки.

Плакаты, Группа Bauhaus

В какой-то степени швейцарский стиль так же появился в качестве противостоящей реакции на нацистскую Германию, которая подавляла геометрическую абстракцию.

1920–1930-е

В 1928 году типограф и дизайнер Ян Чихольд опубликовал книгу «Новая типографика», в которой заложил основы будущего стиля, предложив отказаться от чрезмерного декора в пользу ясности и лаконичности.

Чихольд акцентировал внимание на простых формах и линиях, контрасте и асимметричности.

К концу 30-х благодаря своей простоте швейцарский стиль набрал популярность.

1) Kaller's hut und herrenmoden, 1921. 2) Ausstellungen Walter Gropius, 1931.

1950–1960-е

После Второй мировой войны европейская промышленность искала потребителей в других странах. Фабриканты хотели простой дизайн, понятный всем, и швейцарский стиль полностью отвечал этому запросу.

За универсальность его начали называть интернациональным.

К середине 60-х швейцарская школа достигла расцвета, а стиль стал корпоративным.

Пример использования гельветики в печатных изданиях

Также ни одно из описаний Международного Типографского Стиля не является полным без упоминания двух самых известных шрифтов, которые были разработаны в 1950-х годах: Univers и Helvetica.

В 1954 году Адриан Фрутигер, швейцарский дизайнер шрифтов, завершил работу по созданию нового шрифта без засечек под названием Univers. Он включал двадцать один вес. Фрутигер расширил стандартную линейку (курсив, полужирный диапазон), чтобы создать набор шрифтов, каждый из которых идентифицируется числом. Потребовалось три года, чтобы произвести все веса как коммерчески доступный шрифт, и он был выпущен французским литейным заводом Deberny & Peignot в 1957 году, став невероятно популярным среди типографов швейцарского стиля.

В середине 1950-х годов Эдуард Хоффманн, директор литейного завода HAAS в Мюнхенштайне, Швейцария, решил, что вездесущий шрифт Akzidenz Grotesk должен быть обновлен. В 1957 году он работал с дизайнером шрифтов Максом Мидингером над созданием нового шрифта без засечек и назвал его Neue Haas Grotesk.

Спустя несколько лет, в 1960 году, немецкое литейное предприятие D. Stempel AG выпустило этот шрифт, но под другим именем: Helvetica — в качестве ссылки на латинское название Швейцарии (Confoederatio Helvetica). Этот шрифт стал самым популярным в мире без засечек.

1970–1990-е

На рубеже XX–XXI веков к классическому швейцарскому дизайну добавились черты постмодернизма. Этот период называют «новой волной» и даже «швейцарским панком». Стало больше акцентов, набрала популярность перевернутая композиция, в макетах появились «рваные элементы» букв, фигур и фотографий. Дизайнеры начали смешивать жанры, иронично обыгрывать моду той эпохи.

Volksinitiative швейцарский плакат

Наши дни

  • Ясность. Дизайн простой и понятный всем, независимо от страны и языка.
  • Объективность. Работа вызывает одинаковые ассоциации у большинства, а в идеале — у всех.
  • Точность. Все элементы тщательно подбирают и располагают в строгом порядке. Они сочетаются между собой.

Используя понятные формы и образы, дизайнеры привлекают внимание зрителя и устанавливают с ним контакт. За счет простоты повышаются шансы, что проект заметят и прочитают.

Вдохновленные Баухаузом плакаты. Источник

Принципы швейцарского дизайна

Основные отличительные черты швейцарского стиля:

  • простота и лаконичность,
  • точность и функциональность,
  • читаемость,
  • свободное пространство,
  • модульные сетки,
  • шрифты без засечек,
  • асимметрия в расстановке блоков,
  • использование фотографий.

Для дизайнерских работ, выполненных в швейцарском стиле, характерны яркие, часто динамические, красноречивые композиции, а также четкая типографика. Плюс еще одним отличительным признаком рассматриваемого стиля являются смелые заголовки.

Характеристики и принципы швейцарского стиля:

Избегание сложностей

Минимализм — это сердце интернационального стиля, несущего в себе упрощенность. Вместо кричащих дизайнерских решений, чтобы привлечь внимание аудитории, можно использовать минималистичный и элегантный дизайн.

Придерживаясь черно-белой классики

Использование черного и белого цвета — это привлекательная подача и грамотная расстановка акцентов.  В противовес тривиальности выступает вайб элегантности монохрома.

Добавление минималистичных фотографий

Характеристики и эстетические ценности швейцарского стиля находятся под влиянием повседневного развития. Швейцарские дизайнеры начали комбинировать фотографию с типографией после Второй мировой войны на националистических и патриотических плакатах в 1940-ых годах.

Они поняли, что снимки, в которых есть смысл, оказывают сильный эффект на читателя.

Цвета для привлечения внимания

Можно выбрать один яркий цвет, например, красный, чтобы сделать свой дизайн выделяющимся. Для того, чтобы выделить фото, можно попробовать скомбинировать два цвета: как в случае с сочетанием черного и белого.

Декоративный дизайн с мягкой цветовой палитрой

Смешивание минималистичных элементов вокруг точки фокуса, позволят увидеть швейцарский дизайн во всей красе мягких цветовых оттенков.

Роль типографики

Швейцарские дизайнеры часто используют разные размеры шрифтов. Некоторые типографические решения могут заменить даже фото, являясь точкой фокуса дизайна.

Neue Grafik / Lars Müller Publishers

Как говорится в мантре Баухауса: «форма следует за функцией». Это делает швейцарский стиль прагматичным и продуманным.

Многое, что считается сейчас фундаментальными основами дизайна, пришло к нам именно из швейцарского стиля и движений, которые на него повлияли.

Эстетические стили приходили и уходили, но основополагающие принципы швейцарского стиля никуда не исчезли и служат основой для графического дизайна по сей день.

Инструменты швейцарского стиля

Для того, чтобы добиться эффекта минимализма, максимальной информативности и функциональности, швейцарский стиль имеет несколько инструментов. Разберем каждый инструмент чуть подробнее.

Шрифт

В швейцарском стиле шрифт является одним из главных инструментов. Шрифты — рубленные, без засечек. Классические примеры — Helvetica, Futura, Frutiger. Шрифты контрастные, легкочитаемые в качестве заголовков. Гарнитуры являются голосом. Начертание задает тон общения.

Характерно использования одного шрифта и одного начертания для набора любого типа текста. Чем меньше шрифтов мы используем, тем быстрее читает и воспринимает текст потребитель, тем больше он нам доверяет. Создается ощущение, что информацию подает один человек.

Цвет

Представители швейцарского дизайна считали цвет наименее важным элементом дизайна. Цвет — это сигнал, который заставляет взгляд потребителя остановиться. Для текстов в большинстве случаев использовался черный цвет. В то время как фон иллюстрации или цвет бумаги должен быть на контрасте: белым, красным. Цвет забирает внимание и направляет его на черный текст, который в свою очередь доносит необходимую информацию.

Модульная сетка

Визуальные характеристики швейцарского стиля включают размещение элементов на математически построенной сетке для создания единой композиции. Сетка придает дизайну структуру, в которой можно «ограничить» элементы пользовательского интерфейса.

Эта сетка должна представлять текстовую и визуальную информацию в четкой форме. Неважно, плакат ли это или интерфейс; сетка обеспечивает порядок. Шрифт должен быть без засечек и выровнен по левому краю.

Ассиметричный дизайн в свою очередь усилит эффект швейцарского стиля.

Главное условие этой модульной сетки — простота. Сетка должна быть простой и явной. Самый тривиальный пример — лист тетради в клетку. Логически продуманное построение композиции усиливает эффект доверительного отношения к продукту.

Страница с логотипом космического агентства NASA из их брендбука «National Aeronautics and Space Administration / Graphics Standarts Manual»

Фотография

Наличие фотографии поднимает уровень доверия к объекту дизайна до неоспоримых высот. Иллюстрации воспринимаются как субъективное видение художника. Фотография же является объективной правдой, которой априори можно верить.

В изображениях не должно быть ничего, напоминающего коммерческую рекламу или пропаганду любого рода. Эти идеи исходят из философии тех, кто стоял у истоков швейцарского стиля. Они считали, что дизайн должен быть направлен на благо общества. Следовательно, дизайн должен быть объективным передатчиком информации между частями общества.

Белое или негативное пространство

Белое или негативное, пространство позволяет всем ранее упомянутым элементам швейцарского стиля «дышать». Белое пространство — позволяет глазам зрителя отдохнуть и повторно сосредоточиться на фактических элементах дизайна в кадре.

Фактические элементы дизайна (изображения, шрифты и т. д.) называются позитивным пространством. Эта техника очень популярна в Швейцарии. Взгляните на любую вещь, созданную в швейцарском стиле: плакат, ролик, брошюру, веб-сайт или приложение — и вы заметите большое количество белого пространства.

Использование белого пространства также связано с идеей минимализма. Благодаря белому пространству в композиции меньше элементов, что делает дизайн менее «напряженным». Когда дизайн работает по принципу «меньше — значит больше», зритель, действительно, получает удовольствие, потому что ему проще оценить и понять дизайн и сообщение, которое он несет.

Яркие представители швейцарского дизайна

Эрнст Келлер

В 1918 году Эрнст Келлер, которого многие считают предшественником международного типографского стиля, начал преподавать дизайн и типографию в Школе прикладного искусства в Цюрихе. Он никогда не поощрял студентов придерживаться определенного стиля, но он утверждал, что дизайнерское решение всегда должно уважать содержание. Это можно рассматривать как раннюю версию модернистского принципа функции следования за формой.

Работы Эрнста Келлера

Йозеф Мюллер-Брокман

Йозеф Мюллер-Брокман учился у Эрнста Келлера в Цюрихе между 1932 и 1934 годами, прежде чем открыть собственную студию в 1936 году. Он был чем-то вроде новообращенного в Международном типографском стиле, поскольку на его виденье повлияли по-разному конструктивизм и De Stijl, супрематизм и учения Bauhaus, но Мюллер-Брокманн сумел отфильтровать элементы всего этого в своей очень специфической и весьма представительной версии стиля.

В период с 1957 по 1960 год он преподавал в цюрихской школе прикладных искусств. В создании своих проектов он исходил в первую очередь из практического соответствия назначению заданной темы.

Работы Йозефа Мюллера-Брокманна

Армин Хофманн

После Второй мировой войны философия швейцарского графического дизайна формировалась в двух центрах — школах Цюриха и Базеля. Представителем первой выступал Йозеф Мюллер-Брокман, а второй — Армин Хофманн.

Вместе с Эмилем Рудером Армин основал школу дизайна в 1947. Работы Хофманна, выполненные под влиянием учений Эрнста Келлера, часто возвышали типографику над иллюстрацией.

Работы Армина Хофманна

Тео Баллмер

Тео Баллмер учился в Баухаузе в Дессау в конце 1920-х годов у Вальтера Гропиуса и применял принципы De Stijl к большей части своих работ по графическому дизайну, в которых использовались сетки элементов, расположенных горизонтально и вертикально.

Работы Армина Хофманна

Макс Билл

Макс Билл — еще один студент в Баухаузе в Дессау с 1927 по 1929 год, где его обучали Гропиус, Ласло Мохоли-Надь и Василий Кандинский.

Он разработал концепцию «искусственный бетон», которая заключалась в создании универсального стиля, основанного на математических принципах. В его работах по графическому дизайну были макеты, где элементы распределялись точно, использовались шрифты без засечек, такие как Akzidenz Grotesk, а текст шел влево и неровно.

Работы Макса Билла

Макс Хубер

Макс Хубер учился в Цюрихской школе декоративно-прикладного искусства, где он много экспериментировал с методами фотомонтажа и в конце 1940-х начал создавать самые яркие плакаты, которые кто-либо когда-либо видел.

Мастер многослойной композиции использовал напечатанные формы, динамически расположенную типографику и фотомонтаж для создания своих знаменитых произведений, пропагандирующих гонки на Национальном автодроме Монцы.

Работы Макса Хубера
Графический плакат Хубера для Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданный в 1950 году.

Швейцарский дизайн в Web

Со временем стиль перекочевал из постеров и графического дизайна в интернет, где художники прикладывают усилия, чтобы содержание передавало сообщение в ясной, ненавязчивой форме.

В веб-дизайне швейцарский стиль подразумевает использование сетки для проектирования, а в дополнение к ней асимметричной компоновки.

Ключевые характеристики швейцарского стиля в веб-дизайне:

Ясность с меньшим количеством элементов

Швейцарский дизайн — это в первую очередь функциональные элементы на странице. Каждый элемент использован с определенной целью. Эта философия напоминает минимализм.

Когда дизайн сокращается до критического количества необходимых элементов, он становится более ясным и понятным.

Источник

Дизайн — это в первую очередь попытка передать послание, и если это послание не было услышано из-за кричащих элементов и цветовой гаммы, то пользователь вряд ли назовет такой опыт приятным.

По итогу ясность ведет к уверенности, а она, в свою очередь, ведет к дальнейшему использованию продукта.

Ограниченный выбор типографики

Выбор шрифта имеет решающее значение, когда речь идет о веб-дизайне в швейцарском стиле.

Посмотрите на любой плакат того времени и вы увидите большие, жирные шрифты, занимающие большую часть пространства.

Шрифт без засечек подходит почти везде. Его можно использовать и в технической литературе, и для чего-то элегантного. Этот шрифт получил широкое распространение из-за того, что его можно использовать как в профессиональной среде, так и в неформальных дизайнах.

Источник

Негативное (или пустое) пространство тоже позволяет веб-сайту дышать, это в свою очередь помогает лучше передавать сообщение и дает пользователю сосредоточиться на чем-то одном.

Типографическая иерархия

Типографическая иерархия — это способ структурировать содержимое вашего сайта путем расстановки приоритетов. Вначале важная информация, затем второстепенная.

Чтобы достигнуть баланса в визуальной иерархии, нужно поработать над:

  • размером,
  • цветом,
  • толщиной,
  • позицией,
  • контрастом,
  • кернингом (избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы).

Примером такой иерархии служит первая страница газеты.

Фотографии, а не иллюстрации

Иллюстрация переживает бум в веб-дизайне. Компании всех видов используют их, чтобы добавить бренду шарм и индивидуальность.

Но в швейцарском стиле все построено на фотографии. В умах основателей этого стиля дизайна фотография была способом представления реальности. Она более объективна, чем рисунок или иллюстрация, ведь в фотографию художник не может вложить свое субъективное восприятие картины.

Источник

Модульная сетка

Модульная сетка — это система организации объектов в макете, основанная на колонках, рядах и отступах между ними. По направляющим сетки дизайнер выравнивает все элементы сайта: текстовые блоки, картинки, кнопки, фактоиды.

Модульная сетка в дизайне сайта упорядочивает расположение элементов на странице, но у нее есть еще несколько функций:

  • Определять единый стиль. С помощью сетки дизайнер устанавливает правила выравнивания и добавления новых элементов в макет.
  • Ускорять верстку макета. С сеткой веб-дизайнер тратит меньше усилий на размещение новых элементов — достаточно выбрать направляющую и привязать элемент к ней.
  • Делать макет эстетичным. Если элементы лендинга пропорциональны и структурированы, пользователям приятнее их воспринимать.
  • Помогать пользователю легче считывать информацию. Сетка создает визуальный порядок, в котором проще ориентироваться. Например, если все заголовки выровнены по направляющей в левой части экрана, то при поиске пользователь будет «сканировать» взглядом только эту область, а не всю страницу.
  • Упрощать разработку макета в верстке. Фронтенд-разработчикам проще верстать сайты, созданные дизайнерами по модульной сетке.

Сетка позволяет разбить макет на равные ячейки и выверить все отступы и размеры каждого объекта так, чтобы они были кратны размеру модуля.

Такая система упрощает работу дизайнеров: помогает сделать макет пропорциональным, понятным, гармоничным и не потратить при этом много времени.

Примеры работы с модульной сеткой. Книга издательства Студии Артемия Лебедева. Источник

Простые геометрические формы

Современный веб-дизайн в значительной степени опирается на геометрические формы, такие как шестиугольники, треугольники, прямоугольники, пирамиды и даже ромбы.

Особенность швейцарского стиля в том, что в дизайне используются самые простые из форм: квадраты, круги, треугольники и т. д.

Дизайн сайтов просто немыслим без различного рода четырехугольников, ведь в прямоугольные или квадратные «рамки» обычно вкладывается и контент, и графические изображения. Несмотря на то, что использование прямоугольников и квадратов является традиционным, эти геометрические фигуры все же можно преподнести так, чтобы их эффект был максимальным.

Так, к примеру, известно, что квадратные и прямоугольные формы символизируют доверие, надежность и честность.

Источник

Круг — символ, обозначающий вечность, защищенность, бесконечность.

Источник

Треугольник воспринимается посетителями сайта как символ прогресса, роста, движения.

Дизайн сайтов, как правило, использует только одну или несколько формообразующих геометрических фигур, но встречаются и полностью «геометрические» сайты. Такие сайты при правильном подходе могут быть очень привлекательными для посетителей: чистота и лаконичность геометрических форм не отвлекает от основного содержимого.

Простые геометрические фигуры — это основа для формирования более сложных форм, а потому так или иначе в дизайне каждого сайта такие фигуры будут явно или косвенно присутствовать. При этом правильное понимание целей и задач, поставленных перед сайтом, поможет определить наилучшее решение в использовании для дизайна сайта геометрических фигур и в каждом индивидуальном случае выразить нужные эмоции или же создать определенную атмосферу.

Источник

Абстракция в веб-дизайне — это по сути универсальные образы, которые в зависимости от целей можно использовать в любых цветовых разрешениях. Абстрактные изображения могут создать самое разное настроение.

В отличие от геометрии, импровизационная абстракция не имеет вообще никаких условностей и границ. Здесь все подчиняется тем же принципам цветовой иерархии и композиции, но форма целиком зависит только от фантазии дизайнера. Можно использовать заготовки вензелей, рисовать линии и элементы от руки, делать коллажи и нарезки любых форм.

Заключение

Изучив швейцарский стиль, можно сделать выводы о том, что он сильно повлиял на современный дизайн. Устранения различных украшений и возвращение к фундаментальным принципам дизайна помогло перейти от скевоморфизма к плоскому дизайну.

Простота и элегантность позволяет зрителю легко и быстро впитывать информацию. К чему сейчас все и стремятся из-за быстротечности времени, скорого развития общества и бесконечного информационного потока.

Родившись в другой эпохе и пройдя свой длинный путь до нынешних дней, швейцарский стиль стал основой современного дизайна.