10 психологических особенностей нашего поведения в цифровую эпоху

Цифровые технологии однозначно упростили и улучшили нашу жизнь — мы можем быстро найти любую информацию, связаться с другими людьми или купить нужную вещь, не выходя из дома. Однако они принесли с собой и негативные последствия. Сегодня мы поговорим о том, как изменилось наше поведение в цифровую эпоху и какие опасности нас поджидают в процессе взаимодействия.

Иллюстрация Zara Picken

1. Экономика внимания

Современные цифровые продукты спроектированы таким образом, чтобы привлекать и удерживать наше внимание, часто в ущерб свободному времени и продуктивности. Это явление называют «экономикой внимания». Такие функции, как бесконечная прокрутка, push-уведомления и автовоспроизведение, заставляют пользователей задерживаться перед экраном дольше, чем они изначально планировали.

Изображение emine gezici üstündağ

2. Парадокс выбора

Маркетплейсы и стриминговые сервисы предлагают пользователям беспрецедентное количество доступных опций. Хотя такой широкий выбор на первый взгляд кажется преимуществом, он также может привести к парадоксу выбора — ситуациям, когда изобилие альтернатив становится причиной усталости, неудовлетворенности и разочарования.

3. Информационные пузыри

Многие цифровые продукты используют алгоритмы для персонализации контента на основе нашего прошлого поведения. Хотя это может повысить эффективность потребления информации, результатом нередко становятся так называемые информационные пузыри, в которых представлены лишь те точки зрения и источники контента, которые подкрепляют наши убеждения. Это препятствует критическому мышлению и может привести к поляризации общественного мнения.

4. Информационная перегрузка

Огромное количество доступного контента приводит к информационной перегрузке и усложняет фильтрацию данных, расстановку приоритетов и запоминание. Это напрямую влияет на способность пользователей принимать решения и повышает уровень стресса.

5. Дофаминовые петли обратной связи

Соцсети, видеоигры и даже email-уведомления создают дофаминовые петли обратной связи. Когда пользователи получают лайки, комментарии или любое другое положительное подкрепление, это вызывает выброс дофамина, нейротрансмиттера, отвечающего за удовольствие. В результате люди начинают постоянно заходить в приложение/на сайт, чтобы снова испытать приятные ощущения. Именно так формируется зависимость.

6. Социальное сравнение

Тщательно отобранные, красивые картинки из жизни других людей, которые мы видим в соцсетях, могут обострять чувство неполноценности и зависти. Постоянное социальное сравнение приводит к снижению самооценки, усиливает тревогу и ощущение одиночества.

Онлайн-платформы позволяют создавать виртуальные личности, которые могут значительно расходиться с реальностью. Границы между выдуманным образом и настоящим «я» постепенно размываются, что чревато психологическими проблемами, такими как искаженное самовосприятие и внутренние конфликты.

Instagram* vs реальная жизнь.

7. Эффект Google

Доступность информации негативно сказывается на нашей памяти. Этот феномен известен как «эффект Google» или цифровая амнезия. Интернет стал своего рода формой внешней памяти, что привело к снижению способности запоминать информацию — мы уверены, что в любой момент получим нужные сведения, пару раз кликнув мышкой. Точно так же зависимость от GPS может повлиять на способность самостоятельно ориентироваться в пространстве.

8. Цифровая эмпатия

Хотя Интернет подарил нам новые формы социальных взаимодействий, он снизил их «качество». Отсутствие невербальных сигналов в текстовой коммуникации зачастую приводит к недопониманию и снижению уровня эмпатии.

9. Эффект растормаживания

Цифровая коммуникация обеспечивает пользователям анонимность и физическую дистанцию, что запускает эффект растормаживания. Люди чувствуют себя более свободно и могут выражать себя иначе, чем в реальной жизни. Речь как о позитивных (искренность, открытость), так и о негативных (агрессивное поведение) проявлениях.

10. Синдром упущенной выгоды (FOMO)

Цифровые платформы усугубляют страх пропустить что-то важное или интересное. Пользователям кажется, что в их отсутствие другие могут получить полезный опыт. Они начинают постоянно проверять соцсети, что негативно сказывается на их психическом здоровье, вызывая чувство неполноценности и неудовлетворенности.

Иллюстрация Joanna Mugaska.

Спасибо за внимание!

* Meta признана в РФ экстремистской организацией

Источник:
UX planet
arrow