Как найти баланс между смыслом и эмоциями в дизайне?

Рассмотрим, как возникает лиминальное пространство между смыслом и эмоциями и как дизайнеры могут устранить его, сфокусировавшись на потребностях пользователей.

Говорят, что каждый элемент приложения или сайта — еще одна возможность сделать пользователя счастливым, однако это неправда, ведь при таком подходе любую деталь, которая не позволяет достичь указанной цели, можно считать бессмысленной.

На самом деле, UX-дизайнеры должны решать реальные проблемы реальных людей, чтобы в результате они естественным образом почувствовали себя счастливыми.

В статье я расскажу, как возникает лиминальное пространство между смыслом и эмоциями, и объясню, как дизайнеры могут устранить его, сфокусировавшись на потребностях пользователей.

Что такое лиминальное пространство?

Слово “лиминальный” происходит от латинского слова “limen” — порог, грань. Оно используется для описания места перехода, неопределенности и промежуточного состояния. В UX-дизайне можно найти множество примеров лиминальности: от времени ожидания загрузки приложения до процесса выбора фильма на стриминговых платформах.

Своего рода лиминальное пространство может также возникнуть между концепциями. Именно о нем я говорю, когда рассматриваю пропасть между смыслом и эмоциями, поскольку оба понятия включают множество аспектов и подразделов.

Наша задача как UX-дизайнеров — найти баланс между разными смысловыми и эмоциональными составляющими и при этом интерпретировать их таким образом, чтобы они приносили пользу.

Ошибочные представления о смысле

Подобно тому, как лайфстайл-коучи призывают людей найти в жизни смысл, UX-дизайнеры пытаются помочь брендам эффективно взаимодействовать с клиентами. Зачастую это означает сделать так, чтобы продукт или услуга ассоциировались у людей с чем-то по-настоящему важным.

Кейс Facebook — отличный пример поиска смысла. В 2018 году компания сместила фокус внимания с новостей и рекламы на общение с семьей и друзьями, что Марк Цукерберг назвал способом “укрепить отношения и почувствовать себя менее одиноким, и в долгосрочной перспективе стать более счастливым и здоровым”.

Но не все, что мы создаем, должно иметь такое грандиозное предназначение. Мы разрабатываем дизайн, чтобы сделать жизнь пользователей немного лучше. Неверные представления о смысле могут помешать нам достичь этой цели и, возможно, даже полностью сбить нас с пути.

Решение

По-настоящему инновационный подход — искать смысл (ответ на вопрос “почему”), прежде чем приступить к решению проблемы.

В современной быстро меняющейся коммерческой среде компаниям приходится быстро справляться с задачами. Многие из них не успевают сделать паузу и подумать о значении бренда и продуктов для потребителей. В этом случае компания может отклониться от своей конечной цели и не решить проблему вовсе.

Хороший пример — изменение рейтинговой системы Netflix: вместо 5 звезд появилась простая оценка “палец вверх” или “палец вниз”. Хотя компания сообщила о том, что вовлеченность пользователей повысилась, из-за такой сверхупрощенной системы, стриминговый сервис утратил возможность точно подбирать рекомендации, соответствующие предпочтениям клиента.

Напротив, скандинавскому бренду часов Skagen удалось сохранить основной функционал и предназначение продукта, выпустив умные часы. Простой дизайн и традиционный способ отображения времени позволили компании внедрить инновации, не изобретая велосипед.

Проще говоря, дизайнер должен искать не решение, а смысл. Сфокусируйтесь на том, что действительно нужно пользователям, и вы обязательно найдете способ удовлетворить их потребности.

Подчинение

Попытки найти и придать продукту смысл также могут быть сведены на нет давлением со стороны конкурентов и рынка. Примером является решение WhatsApp, платформы для обмена сообщениями, основной принцип которой — обеспечение конфиденциальности, добавить функцию “Поделиться”, как в Instagram.

Хотя такой функционал, возможно, стал нормой для социальных сетей, это не означает, что пользователи хотят видеть его во всех приложениях.

Создатели упомянутых выше умных часов от Skagen попали в ту же ловушку, добавив слишком много новых функций, которые усложнили минималистичный дизайн. Вместо того, чтобы сосредоточиться на пользе, они попытались сделать аксессуар похожим на продукты конкурентов, таких как Apple Watch.

Хотя у вас может возникнуть соблазн подстроиться под конкурентов и позаимствовать их идеи, придумайте уникальный способ принести людям пользу. Помните, что в основе каждого дизайн-решения лежит желание либо привлечь потребителей какими-то внешними поверхностными деталями, либо решить реальные проблемы.

Ошибочные представления об эмоциях

Эмоции — это одновременно и инструмент, с помощью которого мы управляем взаимодействием пользователя с продуктом, и результат такого взаимодействия. Многие дизайнеры имеют ошибочные представления о них, рассматривая эмоции как средство достижения цели. Такой подход может увести вас от поиска способов улучшения жизни пользователей.

Манипуляции

Цель UX-дизайна состоит в том, чтобы проанализировать и спланировать, как люди будут взаимодействовать с продуктом или брендом. Наша главная задача — спрогнозировать человеческое поведение. Роберт Хукман-младший даже однажды назвал это “применение психологии к дизайну технологии”.

Несмотря на то, что мы пытаемся предсказать реакцию пользователей, мы не должны манипулировать ими. Вместо того, чтобы использовать психологические стимулы для привлечения внимания людей к определенным продуктам или брендам, мы должны мотивировать их к взаимодействию, предоставляя полезные инструменты, в которых они действительно нуждаются.

Типичным примером этой проблемы можно назвать кнопку “Нравится” в Facebook и других социальных сетях. Создатель этой кнопки называл взаимодействие с ней “яркими всплесками псевдо-удовольствия”, которые заставляют людей свайпать и касаться экрана смартфона тысячи раз в день, не получая никакой ощутимой пользы.

Красота

Красота и эмоции обычно идут рука об руку. Хотя красивый дизайн может вызвать чувство удовлетворенности и счастья, он не должен быть вашей основной целью.

Самые успешные в мире приложения обладают полезным функционалом, приятным дополнением к которому служит прекрасный дизайн. Отличный пример — проект, разработанный R/GA для цифрового банка Bradesco.

Приложение стало инструментом как для решения повседневных задач (например, бронирование поездок), так и для оказания банковских услуг, а привлекательный интерфейс сделал опыт пользователей еще приятнее и эффективнее.

Вывод таков: лучше сделать красивым по-настоящему функциональный продукт, чем пытаться довести до идеала фасад, за которым скрывается пустышка. Вашим главным приоритетом должна быть ценность продукта для пользователей, а уже потом можно обратить внимание на эстетику.

Как дизайнеру избежать ошибок?

Немногие дизайнеры признаются в том, что они имеют ошибочные представления о смысле или эмоциях, однако попасть в лиминальное пространство между ними очень просто. К счастью, существуют способы преодолеть этот барьер и сконцентрироваться на потребностях пользователей — для этого необходимы стратегия и планирование.

Чтобы интересы клиента опять заняли центральное место в дизайн-процессе, нужно научиться создавать не истории, а реальные миры, с которыми смогут взаимодействовать пользователи. Такой подход известен как сторискейпинг. Он позволяет превратить ценность, смысл и эмоции, лежащие в основе бренда или продукта, в организующую идею.

В сторискейпинге пользователь выступает в роли героя, а бренд — в качестве наставника, который предоставляет ему продукты или услуги, необходимые для решения проблем. Такой подход позволяет объединить все элементы дизайна, чтобы упростить опыт взаимодействия. Вы не просто рассказываете, а создаете историю, которую нужно прожить.

Создавайте истории, которые нужно прожить, а не просто рассказывайте их

Чтобы UX-дизайн был ориентирован на пользователей, требуется планирование. Необходимо отступить на шаг назад и еще раз подумать, как сделать людей счастливыми и удовлетворить их потребности, не забывая об интересах компании.

Проанализировав желания и интересы клиентов, вы сможете преодолеть непонимание и найти эффективный подход к работе со смыслом и эмоциями. Соединив точки между собой, мы сможем создавать более качественные продукты и более эмоциональные бренды, которые пользуются популярностью и решают реальные проблемы.

Источник:
uxmag.com
arrow