Коммуникация в дизайне как важнейший навык

Укрепляйте доверие, эффективно разъясняя свои дизайн-решения и учитывая потребности заинтересованных сторон.

Нам, как дизайнерам, выпала уникальная возможность — доносить до пользователей информацию посредством визуальных элементов. Делиться своими идеями с заинтересованными сторонами нам помогают такие полезные инструменты, как:

  • прототипы;
  • диаграммы пользовательских сценариев;
  • мокапы.

Поскольку их создание является частью нашей повседневной работы, дизайнерам легко увязнуть в погоне за идеальными дизайн-артефактами.

На самом деле эти артефакты являются лишь средством для достижения цели — создать конечный продукт, который будет доносить до пользователей важное сообщение. Эти артефакты позволяют нам оценить, правильно ли мы подошли к решению той или иной проблемы. Однако клиенты судят нас не по тому, насколько классные прототипы мы разработали в Figma (они могут даже не догадываться о существовании данного этапа разработки продукта), а по качеству конечного продукта, с которым они взаимодействуют. Пока дизайн не направлен в разработку, его ценность не будет реализована.

Вот почему один из самых важных навыков для дизайнеров — способность выражать свои дизайнерские замыслы. Мы должны помочь заинтересованным сторонам понять, почему предложенный нами дизайн обеспечивает наилучшее решение проблемы. Так мы укрепляем доверие и в конечном итоге переходим от артефактов к реальности.

На протяжении всей моей работы в Shopify, я был озадачен тем, как улучшить коммуникацию с заинтересованными лицами. Эта статья была вдохновлена некоторыми выводами из книги Тома Гривера “Артикуляция дизайнерских решений” и практическим опытом, полученным в этой области. В данной статье я поделюсь своими знаниями с другими дизайнерами, которые, также, как и я, столкнулись с трудностями при попытке донести ценность своей дизайн-идеи заинтересованным лицам.

1. Основы дизайн-коммуникации

Коммуникация позволяет дизайнерам обсуждать проблемы, искать решения и обмениваться идеями. Эффективное общение — это то, что дает дизайнерам возможность работать с заинтересованными лицами и другими специалистами для воплощения идей в жизнь. Что конкретно подразумевается под эффективной коммуникации зависит от таких факторов, как:

  • командная динамика — то, как команда общается и работает вместе;
  • контекст.

Я выявил четыре следующих принципа коммуникации, которые всегда работают.

Продукт важнее процесса

В ходе коммуникации вы всегда должны, в первую очередь, опираться на конечный продукт, а не методы, которые вы использовали в процессе генерации идей, чтобы прийти к определенным выводам. Большинству заинтересованных лиц не интересно, какие методы и артефакты вы использовали в процессе разработки своих решений, им важно понять, как эти решения повлияют на конечный продукт. Вы должны быть готовы в любой момент продемонстрировать свою работу и рассказать о процессе генерации идей, в ходе которого вы пришли к тому или иному решению, но это не должно быть ключевой деталью вашего повествования. 

Объясните проблемы

Подготовьте слушателей к тому, чем вы хотите поделиться, начав с обсуждения проблем. Никогда не предполагайте, что заинтересованные стороны обладают тем же количеством информации, что и вы. Если вы предлагаете решение проблемы, значит, вы хорошо разобрались в ней. Поэтому, вы должны донести информацию таким образом, чтобы добиться такого же понимания для всех в комнате, прежде чем приступать к представлению решений.

Свяжите решения с проблемой

Представляя свои решения, объясните, как они связаны с обозначенными проблемами. Чтобы максимально эффективно отобразить эту взаимосвязь, вам необходимо хорошо помнить решения, принимаемые в процессе разработки дизайна. Один из лучших способов зафиксировать эти решения — записать их, чтобы придать мыслям осязаемую форму и сохранить историю своих размышлений.

Одно из упражнений, которое помогает связать решения с проблемами, заключается в том, чтобы описать дизайн, используя только слова. Это упражнение лучше всего делать заранее, до начала создания дизайна, но его также можно сделать по окончании процесса, чтобы представить обоснования своих решений. Это довольно просто — вы записываете проблему, а затем выписываете ее возможные решения. Пример ниже:

Проблема: пользователи часто применяют одни и те же группы фильтров к таблице данных, и их расстраивает, что приходится каждый раз заново настраивать эти фильтры.

Предлагаемое решение: добавить кнопку “сохранить фильтры”, которая позволит пользователям сохранять и называть группы фильтров. Решение разделяется на два этапа: сохранение группы фильтров и применение сохраненной группы.

Сохранение группы фильтров: (1) после того, как пользователь выбрал фильтры, он нажимает кнопку их сохранения — (2) открывается модальное окно, показывающее превью выбранных фильтров и позволяющее назвать группу — (3) пользователь сохраняет группу и она добавляется в список сохраненных фильтров.

Применение сохраненной группы фильтров: (1) пользователь нажимает на кнопку, ведущую к списку сохраненных фильтров — (2) открывается список сохраненных фильтров — (3) пользователь выбирает конкретную группу, список закрывается, фильтры применяются к таблице.

Имейте в виду, что данное упражнение — это инструмент процесса мышления. Не стоит делать на нем акцент в своем повествовании, поскольку такое описание решений нацелено лишь на то, чтобы подготовить вас к конечной цели — донести до заинтересованных сторон замысел проекта. Вы можете аналогичным образом передать свою идею с помощью наброска. Вне зависимости от того, какой метод вы использовали, главная его цель — превратить ваш мыслительный процесс в нечто реальное, чем можно поделиться с другими людьми.

Бонус: рассмотрите возможность выполнения этого упражнения со своей командой, чтобы объединить идеи и совместно поработать над ними на этапе первых набросков. Совместный мыслительный процесс создает общее чувство заинтересованности в решении, позволяя вам не тратить усилия зря на создание прототипов, которые могут оказаться непрактичными или нереализуемыми.

Объясните, почему ваши решения важны

Помимо того, что вы должны обосновать свои решения и связать их с проблемами, вам также необходимо уметь объяснять, почему они важны. Для того, чтобы заинтересованные стороны действительно смогли осознать ценность предлагаемых вами решений, им необходимо понять причину важности этих решений. Существует упражнение, которое помогает добиться этого: зафиксируйте влияние, оказываемое тем или иным решением. Принимая каждое решение, спрашивайте себя: “Как это повлияет на пользователя?”.

Смысл этого упражнения — придать вашим мыслям материальную форму и сохранить историю ваших размышлений. Лучше всего было бы сделать такое упражнение для всех альтернативных дизайн-решений, которые вы исследуете, что позволило бы вам объяснить, почему одно решение лучше других. Сделав эту работу заранее, вы будете лучше подготовлены к защите своих решений и сможете устранить сомнения заинтересованных лиц относительно них.

Эти базовые принципы должны лежать в основе всех дизайн-презентаций, независимо от того, до кого вы пытаетесь донести свои идеи. Конечно, в зависимости от контекста и вашего конкретного проекта могут быть различия в том, как и чем вы делитесь, но в целом эти четыре принципа должны оставаться актуальными во всех случаях. Помня эти основные принципы, перейдем к рассмотрению состава заинтересованных сторон.

2. Понимание состава заинтересованных сторон

Различные заинтересованные лица оказывают влияние на наши проекты, причем зачастую они имеют совершенно разные приоритеты. Прежде чем продемонстрировать свою работу, вы должны сделать все возможное, чтобы выяснить приоритеты каждой заинтересованной стороны и адаптировать свою презентацию под их точки зрения, чтобы она нашла у них отклик.

Хотя у каждого проекта много разных заинтересованных лиц, предположим, что существует три основные группы:

  1. Непосредственно ваша команда;
  2. Внешние заинтересованные стороны;
  3. Руководители.
Круг в центре — вы, следующий — ваша команда, далее — внешние заинтересованные стороны, последний — руководители.

Эти группы представлены в виде концентрических кругов (имеют один центр, но разные радиусы), чтобы помочь вам визуализировать частоту вашего с ними взаимодействия и интересы, которыми могут обладать заинтересованные лица в зависимости от того, в какую группу они попадают. Вам может быть трудно понять, какие именно аспекты вашей работы наиболее важны для человека, исходя из его расположения на этой схеме. Вы должны сосредоточиться на том, чтобы идентифицировать этих людей и постараться понять их как можно лучше.

Ваша команда

Это люди, с которыми вы взаимодействуете каждый день. Вероятнее всего, в эту команду входят:

  • разработчики;
  • продуктовые менеджеры;
  • дизайнеры контента;
  • иные дизайнеры;
  • другие специалисты.

В общем, ваша команда — это люди, которые лучше всего смогут вам помочь при разработке проекта, поскольку у вас есть возможность ежедневно взаимодействовать с ними. Чем больше времени вы потратите на совместную работу, описание решений, создание общей терминологии, тем больше реальной ценности вы сможете создавать. Один из элементов, который может помочь такому сотрудничеству — понимание приоритетов ваших коллег.

Это простая шпаргалка, которую я использую, чтобы напоминать себе о конкретных приоритетах разных членов команды.

Разработчики. Вы всегда должны проявлять эмпатию к разработчикам и пытаться взглянуть на проект через призму их восприятия. Реализовывая идеи в жизнь, они постоянно:

  • сталкиваются со множеством ошибок;
  • пытаются усовершенствовать продукт;
  • занимаются реализацией новых функций согласно утвержденному плану.

Чтобы иметь четкое понимание относительно технических особенностей внедрения различных решений, вам необходимо связаться с разработчиками на ранней стадии создания проекта и поддерживать с ними постоянный контакт. Так, вы сможете заранее понять, какие идеи слишком сложны для реализации относительно той ценности, которую они несут и отказаться от них.

Когда вы пытаетесь донести до разработчиков свою дизайн-идею, ваша задача — помочь им понять проблемы пользователей, ценность различных решений и то, насколько эта ценность оправдывает усилия, необходимые для их воплощения.

Продуктовые менеджеры. Как и дизайнеры, продуктовые менеджеры обладают глубоким пониманием проблемы и клиентов. Они также обеспечивают соответствие проектов целям продукта и помогают командам управлять объемом работ, чтобы деятельность по реализации проекта продолжалась, он оставался в рамках бюджета и был готов вовремя.

Когда вы знакомите продуктовых менеджеров со своими дизайн-идеями, помогите им понять, на каком этапе процесса вы находитесь, а также как можно скорее предупредите их о проблемах или изменениях, касающихся объема работ по проекту.

Дизайнеры контента. Задача дизайнеров контента — создать логичную архитектуру продукта, которая позволит пользователям выполнять задачи. Они занимаются следующей деятельностью:

  • располагают информацию в приоритетном порядке;
  • следят за тем, чтобы информация появлялась в нужное время;
  • организуют информацию таким образом, чтобы она соответствовала существующим ментальным моделям пользователей;
  • помогают командам разрабатывать общую терминологию и понимать абстрактные концепции;
  • обеспечивают единообразное представление этих концепций в продуктах, чтобы пользователи имели одинаковый опыт.

При знакомстве дизайнеров контента с вашими дизайн-идеями сосредоточьтесь на том, чтобы помочь им понять данные, полученные в результате пользовательских исследований, а также разъясните, как ваши решения вписываются в существующие модели контента, насколько они согласуются с другими частями продукта и как дизайн сокращает когнитивную нагрузку на пользователей.

Внешние заинтересованные стороны

Хотя эта группа меньше всего вовлечена в ежедневный процесс принятия вами решений, она все равно оказывает влияние на ваш проект, поэтому может как помочь, так и навредить ему. Список лиц, входящих в данную группу может быть совершенно разным (как и их ценности):

  • другие проектные команды с похожим планом действий;
  • учредители бизнеса;
  • внутренние клиенты, которые используют то, что вы разрабатываете, - список лиц может быть разным, как и их ценности. 

Во многих случаях полезно заручиться поддержкой этих сторон, поскольку они могут иметь прямой контакт с вашим руководством и отстаивать ваши решения перед ним.

Сложно предсказать, как эти отношения будут выглядеть на ранних этапах проекта. Часто понимание того, какие дополнительные стороны задействовать, формируется в процессе работы. Когда вы пытаетесь донести свою дизайн-идею до этих лиц, попытайтесь выстроить с ними взаимоотношения, применяя основные принципы коммуникации. Со временем у вас появится понимание их приоритетов, вы узнаете, когда включать их в процесс и на чем сосредоточить внимание.

Руководители

Наконец, руководители — это люди, напрямую влияющие на ваш проект, поскольку вам необходимо получить их одобрение. Приоритеты данной группы заинтересованных лиц вам будет определить сложнее всего, поскольку вы не сможете встречаться с ними достаточно часто для того, чтобы понять их точку зрения. Занимая руководящие должности, они обычно возглавляют сразу несколько команд и имеют плотное расписание. Вы должны учитывать, что они регулярно переключаются с контекста на контекст и могут не иметь достаточных ментальных ресурсов, чтобы уделить внимание всем мельчайшим деталям проекта.

Когда вы презентуете им свои идеи, необходимо максимально быстро ввести их в курс дела, изложить свои решения и попросить от них обратную связь. Будьте тактичны в изложении своих дизайн-идей и сосредоточьтесь на вещах, которые для них наиболее важны. Чтобы заслужить их доверие, вам необходимо продемонстрировать, что вы хорошо обдумали проблему и приняли решения, которые соответствуют их видению продукта или организации.

Когда вы презентуете свой дизайн какой-либо аудитории, очень важно всегда помнить о базовых принципах дизайн-коммуникации. Поскольку эти принципы являются лишь основами дизайн-коммуникации, вы можете опираться на этот список и адаптировать его под свои цели и задачи, включив в него любые другие принципы коммуникации.

Понимание того, какие субъекты входят в число заинтересованных сторон, позволяет разделить их на группы, а также учесть конкретные особенности представления им своих дизайн-идей.

Источник:
ux.shopify.com
arrow