вебинар: 5 лучших дизайн-концепций Разбор арт-дира

Лучшая типографика 1920-х годов – от Futura до Industria Gravur

Сегодняшняя статья — первая часть серии про лучшую типографику разных десятилетий. Мы начнем с периода невероятных изменений — 1920-х годов: рассмотрим несколько самых знаковых шрифтов этого времени, узнаем, как они повлияли на развитие дизайна и что о них думают типографы и эксперты отрасли.

Дизайнеры и эксперты отрасли рассказывают о лучших шрифтах эпохи экспериментов.

Изображение A M Cassandre

1920-е годы — время невероятных изменений в типографике и графике в целом. В 1922 году американский дизайнер книг Уильям Аддисон Двиггинс впервые ввел термин «графический дизайн» для описания своего рабочего процесса, который включал набор текста, каллиграфию, леттеринг, иллюстрацию и т.д. 

С окончанием Первой мировой войны стиль Баухаус ознаменовал становление графического дизайна как академической дисциплины и самостоятельной профессии, а плавные изгибы ар-нуво эволюционировали в уверенную геометрию ар-деко. 

К концу десятилетия движение «Новая типографика», основанное дизайнером Яном Чихольдом, заявило об отказе от классической симметричной верстки, заложив основы современного дизайна.

По мере утверждения этих принципов перед творческими специалистами открывались все новые безграничные возможности для организации пространства, коммуникации и художественного выражения. В статье мы рассмотрим несколько самых знаковых шрифтов 1920-х годов и узнаем, что о них думают типографы, дизайнеры и эксперты отрасли.

01. Futura

Изображение: Пол Реннер; VW

Одним из самых популярных шрифтов десятилетия, по мнению всех, с кем мы беседовали, является геометрический гротеск Futura, выпущенный Полом Реннером в 1927 году.

«Вслед за футуризмом и дадаизмом наступил период реконструкции, характеризующейся одновременно экспериментами и рационализацией. Некоторые движения, например, геометрические шрифты, вышли на первый план, сфокусировавшись на функциональности. Отдельные страны, такие как Германия, играли особенно активную роль — именно там родился знаменитый Futura, и именно там Чихольд стал движущей силой Новой типографики», — говорит Дэмьен Колло, креативный директор по типографике Monotype.
«Первые исследования, приведшие к созданию Futura, являются источником вдохновения благодаря своему разнообразию и смелым манипуляциям формами букв, продемонстрировавшим потенциал латинского алфавита», — продолжает Дэмьен. «Несмотря на то, что большинство этих форм не выдержали испытания временем, причины, по которым Futura была создана столетие назад, остаются теми же, по которым ее выбирают сегодня: четкая структура, системность, логика, простота и инновационность. Доказательством служат примеры использования этого шрифта на протяжении всей его истории — в различных контекстах и областях, от кино и моды до автомобилестроения и издательского дела».
Лондонский дизайнер Лора Фоли согласна с тем, что сила Futura проявляется в ее непреходящей популярности и универсальности. «Мне всегда нравилась Futura, потому что она выглядит просто, но при этом обладает яркой индивидуальностью. Этот шрифт чистый и легко читаемый, что позволяет использовать его в самых разных форматах», — говорит она. «На протяжении десятилетий к нему обращались культовые бренды, такие как Volkswagen и IKEA. Несмотря на то, что Futura была разработана в конце 1920-х годов, сегодня она по-прежнему выглядит современно и свежо».
Эскиз Futura, Пол Реннер
По мнению директора по дизайну Даниэль Таллон, это настоящий символ десятилетия. «Движение Баухаус, известное своими абстрактными, угловатыми, геометрическими формами, оказало большое влияние на искусство 1920-х годов», — говорит она. «Круги и чистые линии Futura создают эстетику, напоминающую стиль Баухаус. Первоначально продвигаемый The Bauer Type Foundry как «шрифт будущего», Futura с его неподвластной времени геометрией по сей день остается фаворитом многих брендов и дизайнеров».

Эбигейл Болдуин, директор дизайн-агентства Buttercrumble, согласна с тем, что знаменитая гарнитура выглядит так же смело и современно, как и в момент своего появления. «Futura олицетворяет модернистскую типографику. Для своего времени она была революционной. Ее геометрические формы и чистые линии отражают фокус Баухаус на функциональности и минимализме. Мы любим использовать Futura, потому что она по-прежнему смотрится свежо, стильно и актуально».

02. Erbar-Grotesk

Изображение: Якоб Эрбар
«Erbar-Grotesk занимает важное место в истории типографики как, пожалуй, самый ранний пример полностью реализованного геометрического гротеска, который стал коммерчески доступным. Созданный в межвоенный период, он отражает оптимистический дух модернизма и движения Баухаус, отдавая приоритет простоте, функциональности и ясности», — говорит шрифтовой дизайнер Стюарт Браун. «Чистые геометрические линии и минималистичный дизайн сделали его предшественником более поздних культовых шрифтов, таких как Futura и Helvetica, которые стали доминировать в графическом дизайне XX века. Однако, в отличие от своих преемников, Erbar-Grotesk сохраняет немного более мягкую эстетику, придающую ему уникальную теплоту и шарм».

Разработанный немецким дизайнером и преподавателем Якобом Эрбаром и выпущенный в 1926 году франкфуртской типографией Ludwig & Mayer, он является хорошим примером трансформации гротесков того времени в более чистые геометричные шрифты с круглыми формами, острыми углами и равномерными штрихами.

«Эрбар стремился создать шрифт, который бы выглядел современно и при этом оставался легко читаемым», — продолжает Стюарт. «Классические пропорции и равномерная толщина штрихов Erbar-Grotesk демонстрируют стремление к гармонии и балансу, отказ от декоративных деталей в пользу функциональности. В то время он был хорошо принят и широко использовался в рекламе и печатных изданиях. Хотя сегодня он не так популярен, как Futura, влияние Erbar-Grotesk, ознаменовавшего поворотный момент в эволюции типографики без засечек, неоспоримо».

Джош Берта, креативный директор VSA Partners, соглашается с тем, что, хотя Erbar и не является широко известным, он заслуживает признания. «Его нейтральность и разборчивость дали старт целым поколениям шрифтов», — говорит он. «В свое время этот гротеск считался очень современным и элегантным, однако сегодня он (как и его более новый аналог Dunbar) создает четкое ощущение ретро. Ирония в том, что благодаря этому ретро-ощущению он больше не является нейтральным, а имеет своеобразную, модерновую индивидуальность».

03. Broadway

Изображение: Моррис Фуллер Бентон

Изначально состоявший исключительно из заглавных букв, этот декоративный театральный шрифт в стиле ар-деко претерпел несколько итераций. В то время он часто встречался в дизайне плакатов. И именно он является фаворитом десятилетия для Кэрол Уолер, исполнительного директора The Type Directors Club, организации, которая каталогизирует типографику и организует тематические выставки по всему миру.

«Один из шрифтов 1920-х, который сразу приходит на ум, — это Broadway, разработанный в 1927–1928 годах Моррисом Фуллером Бентоном для American Type Foundry», — говорит она. «В 1929 году американский дизайнер Сол Хесс добавил в него строчные буквы. Этот шрифт является ярким представителем эпохи ар-деко. Он использовался на многих пластинках, обложках книг и, конечно же, театральных афишах. Его действительно можно назвать культовым».

04. Universal

Изображение: Герберт Байер

Крис Пейдж, основатель дизайн-агентства Jelly, отмечает пренебрежение Баухаус прежними жесткими правилами типографики, которые уступили место более радикальному, авангардному подходу. «В этой школе изучение форм букв и типографского лейаута было частью базовой учебной программы, и студентов поощряли рисковать, применяя к шрифтам новаторские подходы. В качестве таких инноваций могли выступать: удаление заглавных букв, отказ от готических шрифтов, использование сильных геометрических форм и цветов и т.д. Все это ознаменовало новую эру шрифтового дизайна».

«Эти идеи воплотил в себе Universal, шрифт, заказанный директором Баухауса Вальтером Гропиусом у дизайнера Герберта Байера», — говорит Крис. «С помощью этого простого геометрического шрифта без засечек, лишенного декора и не имеющего ни заглавных, ни строчных букв, Байер стремился упростить набор текста и уйти от каких-либо намеков на каллиграфию или чувствительность прежних форм букв».

05. Cooper Black

Изображение: Освальд Брюс Купер

Культовый Cooper Black был разработан Освальдом Брюсом Купером и выпущен типографией Barnhart Brothers & Spindler в 1922 году, несмотря на то, что большинство шрифтовых дизайнеров того времени отдавали предпочтение простой геометрии. Джош Берта называет его «возможно, последними вздохами более живого и органического движения ар-нуво».

«Смелый и дружелюбный, с мягкими, пузырчатыми формами, он пользовался большой популярностью и даже нередко становился референсом для других шрифтов», — говорит Джош. «Cooper Black не устаревает. Сейчас он больше ассоциируется с психоделическим стилем 1960-х и 1970-х годов из-за его повсеместного распространения в тот период. Несомненно, недавний рост популярности типографики с аналогичной мягкой эстетикой (вспомните редизайн логотипа Chobani) напрямую связан с ностальгией по более гуманистической атмосфере, в противовес инженерным стилям, преобладающим в корпоративной и технологической сферах».

06. Gill Sans

Изображение: Monotype
«Gill Sans — один из тех шрифтов, в котором есть все: элегантность, функциональность, разборчивость, индивидуальность и потрясающий курсив. В его модернистской простоте достаточно самобытности и теплоты, чтобы создать ощущение, будто он живой», — говорит Астрид Ставро, креативный директор и основательница Astrid Stavro Studio. «Восхитительные нестыковки и удивительные контрасты наполняют Gill Sans душой. Возьмите, к примеру, размашистый хвост заглавной «R», двухчастную «a» или «g» с замкнутой петлей — каждая такая особенность добавляет шрифту характер, не снижая читаемость. Его неподвластная времени привлекательность заключается в уникальном сочетании простоты и выразительной индивидуальности».

Однако этот гуманистический гротеск, разработанный Эриком Гиллом в 1926 году и выпущенный Monotype в 1928 году, является, пожалуй, самым противоречивым шрифтом десятилетия.

«Gill Sans — отличный пример того, как сложно отделить личность художника от искусства. Трудно придумать более культовый британский шрифт, но в последние десятилетия наследие Гилла было запятнано», — говорит дизайнер Энди Хендерсон. «Хотя я вряд ли буду использовать Gill Sans в каких-либо проектах, трудно отрицать, насколько элегантен, функционален и влиятелен этот шрифт. Его двухчастные строчные буквы и каллиграфический курсив больше напоминают шрифты с засечками, чем другие гротески, и придают ему уникальный характер. Именно поэтому его использовали Penguin Books, British Railways и BBC».

07. Industria Gravur

Изображение: Герман Ценпфундт

Разработанный Германом Ценпфундтом, Industria Gravur был добавлен в серию Industria в качестве встроенного стиля в 1920 году. Оригинальная серия была выпущена в двух начертаниях в 1910 году в типографии Эмиля Гурша, которая в 1917 году была приобретена типографией Бертольда. 

Новый шрифт активно применялся в заголовках плакатов и бланках (обратите внимание, его не следует путать с одноименным гротеском Невилла Броди 1984 года).

«Если бы вы сказали мне, что Industria Gravur был выпущен в 2020-х годах, я бы вам поверил», — говорит Энди Хендерсон. «Его широкие, четкие буквы выглядели бы вполне уместно на сайте Pangram Pangram или Grilli Type. На самом деле оригинальный Industria был разработан в 1910 году, а в 1920 году к семейству была добавлена эта контурная версия».

08. Bifur

Изображение: А. М. Кассандр
«Bifur — шрифт, который кажется наивным, но при ближайшем рассмотрении показывает, что ничто не было оставлено на волю случая», — говорит Элени Беверату, креативный директор Dalton Maag. Он был разработан в 1929 году французским шрифтовым дизайнером А. М. Кассандром для типографии Deberny & Peignot. Элени определяет его, как современный экспериментальный шрифт, который бросает вызов традиционным нормам, переосмысливая читаемость и форму.
«Шрифт Bifur часто хвалят за его модульную структуру. Каждая буква состоит из двух слоев: сплошной основной формы и абстрактного линейного оверлея. По отдельности эти слои деконструируют буквы до такой степени, что они становятся практически неузнаваемыми. Однако в сочетании они дают поразительный результат», — говорит Элени. «Разработанный как смелый и инновационный ответ на культурные и художественные движения своего времени, в частности ар-деко и модернизм, Bifur иллюстрирует авангардный подход Кассандра к типографике».

Два элемента особенно привлекают внимание Элени — название и запоминающаяся цитата из брошюры с образцами: «Как шрифтовой дизайнер, я знаю, что придумать название для шрифта — один из самых сложных аспектов нашей работы, часто вызывающий споры. Однако в данном случае название подобрано идеально. Имя Bifur происходит от французского слова bifurquer, означающего «разветвляться» или «разделяться на два пути». Оно прекрасно отражает суть концепции, оставаясь при этом уникальным и запоминающимся».

Цитата, которая нашла отклик в душе Элени: «Одна буква сама по себе ничего не значит», — это «чувство, которое шрифт демонстрирует исключительно хорошо», — говорит она. «Для меня эти слова имеют еще более глубокое значение, выходящее за рамки того, что, возможно, имел в виду Кассандр. Дизайн шрифта не сводится к созданию отдельных букв. Когда буквы объединяются в слова, они вызывают эмоции. Когда мы рассматриваем их в совокупности как систему письма, они способствуют установлению связей и коммуникации между людьми. Я абсолютно согласна: отдельные буквы действительно сами по себе ничего не значат».

09. Работы Курта Швиттерса

Изображение: Курт Швиттерс

Художник Курт Швиттерс, представитель дадаизма, движения, посвященного отказу от традиционных эстетических ценностей, наиболее известен своими коллажами и инсталляциями. Он также основал журнал Merz, в котором публиковались фрагменты типографики и его эксперименты с фонетическим алфавитом, известные как «Systemschrift». Созданный в 1927 году, Systemschrift был попыткой Швиттерса связать звук и форму, чтобы создать уникальную визуальную текстуру речи.

Типограф и педагог Марк Миллингтон вспоминает свое первое знакомство с творчеством Швиттерса. «Я поступил в школу искусств, думая, что стану просто хорошим художником. Но когда я столкнулся с радикальными течениями 1920-х и 30-х годов — дадаизмом, конструктивизмом и Баухаусом — все изменилось. Я был очарован их инновационной типографикой и дизайном», — говорит он.
«Это был не просто новый стиль — это была революция. По мере того, как я все глубже погружался в графическое искусство, я открыл для себя невероятный журнал Merz, основанный Куртом Швиттерсом. Merz был платформой для международного авангарда. В нем публиковались работы таких художников, как Жан Арп и Тео ван Дусбург, а также писателя Тристана Тцара. Первые выпуски были наполнены дадаизмом и демонстрировали смелый новый подход к искусству. Влияние этих пионеров прослеживается во всех аспектах дизайна, от типографики до лейаута. Их наследие продолжает вдохновлять меня по сей день».
Изображение: Курт Швиттерс
Источник
и
:
arrow