Подход, ориентированный на пользователя: примените дизайн-мышление в вашем следующем проекте

8 методов исследований, которые помогут вам лучше понять пользователей

В последние годы к дизайн-мышлению обращались многие отрасли. Качественный дизайн необходим каждому сайту или приложению, в основе которого лежит взаимодействие пользователей с интерфейсом. Лишь в этом случае решение можно назвать полноценным. 

Дизайн приложений с каждым годом играет все более важную роль, поэтому компании, надеясь лучше понять пользователей, стремятся опробовать новые методы исследований. Только логический процесс позволит заинтересованным сторонам понять значение исследований и в конечном итоге решит проблемы использования.

Как дизайн-мышление влияет на нашу работу?

Возьмем, к примеру, основателя IDEO Дэвида Келли. Когда он был деканом Школы дизайна в Стэнфордском университете, он использовал свой профессиональный опыт мышления и решения проблем при разработке магистерской программы. Так дизайн-мышление приобрело статус самостоятельной академической дисциплины.

Тим Браун, генеральный директор IDEO, предложил следующее определение термина в Harvard Business Review: "Дизайн-мышление — это ориентированная на человека этика и методология проектирования, которая учитывает потребности и поведение людей, а также возможности технологий или бизнеса" (Национальная комиссия по развитию, 2021).

Когда мы работаем над проектом, дизайн-мышление позволяет нам поставить себя на место пользователя и решать проблемы намного точнее. Каждое исследование помогает лучше понять аудиторию. Несмотря на то, что в ходе исследования возникает множество вопросов, необходимо постоянно тестировать различные методологии, а затем делать выводы на их основе.

Мы верим, что до тех пор, пока наш дизайн ориентирован на пользователя и удовлетворяет его потребности, результат будет превосходить все ожидания.

8 методов дизайн-исследований

Выбор зависит от особенностей проекта, но чаще всего мы используем следующие методы, чтобы лучше понять реальных пользователей.

1. Эвристическая оценка

Эвристическая оценка — это экспертная оценка удобства использования продукта, разработанная Якобом Нильсеном, также известным как "король юзабилити", и его коллегами в 1994 году (10 эвристик юзабилити для проектирования пользовательского интерфейса, 1994). Она основана на исследовании динамики рынка для понимания отношения и поведения потребителей.

Эвристическая оценка опирается на общие принципы дизайна взаимодействия: система говорит на языке пользователя, существует возможность отмены нежелательных действий, понятные сообщения об ошибках, единообразие и т.д.

Оценивая продукты с точки зрения принципов дизайна взаимодействия и выявляя в опыте пользователей недостающие детали, мы найдем причины существующих проблем. Все это поможет составить список тех направлений или целей, которые можно сделать эффективнее и улучшить.

2. Дизайн-воркшоп

Дизайн-воркшоп — это обсуждение или мероприятие, посвященное конкретной теме или случаю. Важную роль здесь играют участники — в процессе взаимодействия они должны установить и разобрать общие проблемы и цели. 

Как подтолкнуть людей к взаимодействию и эффективной коммуникации? Как направить их к обсуждению и достижению консенсуса? Ответить на эти вопросы очень важно. Конечная цель — позволить группе думающих людей наладить отношения и прийти к общему решению.

Благодаря воркшопу члены команды могут еще до начала работы над проектом пообщаться и лучше понять, кто какой точки зрения придерживается. Модератор записывает все позиции, чтобы затем сформулировать общий вывод и цели проекта.

3. Фокус-группа

Фокус-группа должна быть однородной, она состоит из 6-8 представителей целевой аудитории, которые собираются вместе для обсуждения тех или иных тем. Обычно в рамках проекта проводится не менее 2-6 фокус-групп, после чего полученные результаты сравнивают.

Респондентам необходимо ответить на все вопросы, например, о степени удовлетворенности продуктом, ожидаемой цене продукта и т.д.

Цель фокус-группы — полное детальное обсуждение темы. Ведущий должен выяснить, что люди думают о продукте, концепции, идее или компании, а затем сделать вывод о том, как интегрировать продукт в жизнь участников.

4. Пользовательские интервью

Пользовательские интервью — самый популярный метод дизайн-исследований. Прежде всего, необходимо определить, к какому типу относится пользователь, — для этого ему задают вопросы о возрасте, месте проживания, характере работы, технической подготовке и т.д.

Вы также можете включить сюда более конкретные вопросы для уточнения ответов, полученных в ходе интервью. Например, "Будет ли вам интересно, если мы добавим новые функции, такие как...?". Зачастую в ходе интервью ведущий задает открытые вопросы, которые требуют подробных ответов, или же пользователь высказывает свои предположения.

Интервью позволяет нам лучше понять мысли пользователей и их привычки. Разделив людей на группы в зависимости от их ролей и целей, мы можем по-настоящему сфокусироваться на решении их проблем.

5. Тестирование “дерева сайта”

Тестирование “дерева сайта” помогает собрать обширные данные и наглядно представить логику сайта. Мы можем вычислить коэффициент успешного выполнения задач, а затем узнать, на каком этапе у пользователей чаще всего возникают ошибки. 

Речь идет не только о стандартной оценке информационной архитектуры, но и о том, чтобы выяснить, насколько точной и правильной с точки зрения пользователя является классификация функций на сайте. В анкету зачастую добавляют открытые вопросы, которые позволяют понять, что именно думает человек в том или ином случае.

6. Тестирование юзабилити

Согласно определению из стандарта ISO 9241, юзабилити — это степень эффективности, результативности продукта и удовлетворенности человека его использованием в определенных условиях. Другими словами, юзабилити — то, в какой степени продукт или услуга помогают пользователю достичь тех или иных целей.

Таким образом, в ходе юзабилити-тестирования необходимо оценить 3 параметра: эффективность, результативность и удовлетворенность. Мы можем установить, насколько хорошо продукт удовлетворяет потребности пользователей. Например, если речь об интернет-магазине, уровень юзабилити будет определяться тем, может ли пользователь найти нужный товар, является ли простым и понятным процесс оформления заказа и т.д.

7. Конкурентный анализ

Всесторонний анализ конкурентов проводится на ранних стадиях проекта. Мы оцениваем такие аспекты, как бизнес-модель, позиционирование на рынке, процесс взаимодействия, функциональную архитектуру, внешний вид сайта и т.д.

Цель конкурентного анализа — найти самое эффективное решение проблем пользователей путем оценки конкурентоспособности продуктов или услуг на рынке, а также изучения продуктов конкурентов в аналогичных сценариях. Исследование не только поможет быстрее понять продукт, но и вдохновит на разработку комплексных решений.

8. Разработка концепции

Дизайн-концепция помогает доработать и оптимизировать дизайн продукта путем проведения различных исследований и поиска проблем. Расставив проблемы в приоритетном порядке, заинтересованные стороны могут проверить, правильно ли они определили цели и направления разработки.

Дизайн-концепции бывают 2 видов: 

  • UX-концепции, в рамках которых мы, прежде всего, анализируем потребности пользователей на основе исследований и определяем структуру продукта.
  • UI-концепции — визуальное представление UX-концепции, здесь главную роль играют расположение элементов и эстетика.
arrow