Правда ли, что страница должна быть доступна за 3 клика

3 клика. Такое количество переходов обещает сделать пользователей счастливыми, а сайт эффективным. Это правило легло в основу создания навигации по сайту. Давайте разберемся, действительно ли оно выполняет свое обещание?

Свое мнение об этом правиле выразил Джеффри Зельдман в 2001 году: «Широко признано, даже людьми, которые не являются идиотами, что веб-пользователи движимы желанием быстрого удовлетворения. Если они не могут найти то, что они ищут в течение трех кликов, они могут перейти на другой сайт». С того момента прошло больше 10 лет, но боязнь, что пользователи уйдут к конкурентам из-за большого количества кликов, все еще движет заказчиками. Они требуют соблюдать это правило, но актуально ли оно?

Простая навигация улучшает пользовательский опыт

Джошуа Портер провел тестирование правила трех щелчков мыши: из 8000 кликов на 44 пользователя выход со страницы производился как после 3 кликов, так и после 25. «Правило 3 щелчков не фокусируется на реальной проблеме. Количество кликов – это не то, что важно для пользователей». Жалобы пользователей не связаны с кликами. Они недовольны тем, что не могут найти информацию. Если пользователи находят то, что они хотят, они не жалуются на число кликов.
Исследование Д. Портера, 2003

В книге Якоба Нильсена «Удобство использования веб-сайтов» содержится тестирование, которое показывает, что дизайн сайта, основанный на структурированной информационной архитектуре, был более эффективным для пользователей при 4-х кликах, а не 3-х. Он сделал вывод о том, что удовлетворенность пользователей напрямую зависит от упрощенного доступа к продукту или информации.
Я.Нильсен «Удобство использования веб-сайтов», 2007

Сотрудники университета Барселоны провели пользовательские тесты для наблюдения за работой пользователей и их реакциями. Анализ данных не выявил прямой зависимости между количеством кликов и отказом от поиска у пользователей. «Правило трех щелчков не действует, т.к. нет пользователей, которые отказались от долгой задачи, поняв, что третий клик не привел их к информации, которую они искали».
Исследование правила 3-х кликов, 2018

В исследовании «Правильные триггерные слова» Джареда Спула упоминается о том, что поиск пользователей успешен, при условии, если их действия направлены в нужную сторону. На это влияет навигация с правильными ссылками. «Цель каждой ссылки – продвигать пользователей вперед». Поиск делает проще не количество кликов, а наличие правильных ссылок.
Исследование Д. Спула, 2004

Доступ к информации должен быть простым. Чем понятнее навигация для пользователей, тем выше эффективность сайта. Они не обратят внимание на количество кликов, если могут добраться туда, куда хотят.

Эффективность сайта зависит от верного пути пользователя

Тестирование Боба Бейли о первом клике показывает, что если первый щелчок ведет пользователя по правильному пути, то 87% пользователей в конечном итоге добиваются успеха. Когда щелчок ведет по неправильному пути, то только 46% пользователей преуспевают. «Стремитесь к 90-процентному успеху первого клика».
Боб Бейли. Тестирование первого клика, 2013

Якоб Нильсен в своем исследовании о поиске информации проводит аналогию между поиском информации на сайте и охотой. «Пользователи оценивают вероятный успех данной охоты по следу: есть ли на их пути признаки, связанные с желаемым результатом». Успех поиска зависит от «информационного запаха», который должен преследовать пользователя.
Исследование Я. Нильсена, 2003

Стив Круг в своей книге «Не заставляй меня думать» подчеркивает важность интуитивно понятной навигации. «Пользователь не задумывается о количестве кликов до тех пор, пока клик проходит легко, а он сам сохраняет уверенность, что движется в верном направлении. Количество кликов будет оправдано, если их можно сделать не задумываясь»
С. Круг «Не заставляй меня думать», 2000

Пользователи должны чувствовать близость цели, тогда количество кликов не будет иметь значения. Они будут щелкать до тех пор, пока понимают, что идут в верном направлении.

Резюме

В защиту правила “3-х кликов” можно сказать, что оно отчасти подтверждается, тем что методом проб и ошибок пришли к 2- или максимум 3-х уровневой навигации. Это означает, что пользователь может попасть на любую страницу в 2-3 клика.

Правило имело особый смысл в начале развития веб-дизайна. Оно предостерегало от сложной навигации, а также на тот момент, у большинства пользователей была ограниченная скорость передачи данных. При временном соединении с сетью было важным найти нужную информацию как можно быстрее. С того момента понимание разработки веб-сайта и анализа пользовательского поведения на нем улучшились.

При базовом понимании юзабитили, можно пользоваться этим правилом, но при более глубоком можно им пренебрегать. Так как дело не в трех кликах, а в удобстве и комфорте навигации пользователя, например:

  1. Если навигация удобная и пользователь понимает, где он находится и куда может переместиться дальше
  2. У пользователя есть понимание, как далеко он от цели и какой у него на данный момент прогресс
Источник:
arrow