Снижение когнитивной нагрузки на пользователей

Теория когнитивной нагрузки впервые была разработана педагогом-психологом Джоном Свеллером в 1988 году.

Творческая идея — rawpixel.com

Что такое когнитивная нагрузка?

Она предполагает, что наша кратковременная память способна удерживать лишь небольшое количество информации. Она представляет собой когнитивную систему с ограниченными возможностями, которая может временно хранить информацию и играет важную роль в принятии человеком тех или иных решений. Эта теория обычно применяется в методах обучения с целью исключения перегрузки учащихся и лучшем усвоении ими новых знаний.

В области UX когнитивная нагрузка определяется как количество интеллектуальных ресурсов, необходимых для взаимодействия с системой. Когда люди используют цифровой продукт, они, как правило, преследуют определенную цель. Им нужно научиться перемещаться по сайту, чтобы найти то, что они ищут. Даже если сайт им знаком, они все равно должны хранить в памяти информацию, которая имеет отношение к их цели.

Существует 2 типа когнитивной нагрузки:

  1. Внутренняя когнитивная нагрузка относится к сложности конкретной тематики. Зависит от знаний пользователя в этой области (чем больше он в теме, тем когнитивная нагрузка ниже). Ее невозможно исключить. 
  2. Внешняя когнитивная нагрузка относится к нагрузке, создаваемой способом представления информации. Внешняя когнитивная нагрузка может быть снижена за счёт качественного написания контента и применения рекомендаций по юзабилити.

Минимизация когнитивной нагрузки

1. Представляйте контент таким образом, чтобы он легко воспринимался.

Истина заключается в том, что люди в интернете не читают слово в слово, они просматривают текст в поисках ключевых слов, которые укажут им на то, что они ищут. При написании текстов в Интернете UX-райтерам следует начинать с вопроса: а что хочет узнать пользователь?

Удовлетворение этой потребности означает, что необходимо писать четко, информативно и по существу.

Хороший контент легко читается и воспринимается. В нем используются: 

  • короткие предложения;
  • разделы с подзаголовками;
  • простая лексика. 

Также следует применять методы дизайна для организации контента таким образом, чтобы его было легко сканировать. 

Последовательность — это упорядочивание контента для того, чтобы пользователям было легче понять его суть. Существует несколько методов упорядочивания — контент можно распределить от простого к сложному, от односложного к комплексному, от общего к частному.

Разделение на фрагменты — это способ распределения данных на значимые и небольшие блоки. Так человек лучше запоминает информацию. Психолог Джордж Миллер обнаружил, что максимальное количество идей, фактов или проблем, которыми люди могут активно заниматься в любой момент времени, равно 7 (плюс-минус 2). Когнитивная нагрузка увеличивается, когда вводится больше контента.

Как правило, методы фрагментации включают в себя:

  • использование коротких абзацев;
  • применение коротких строк в тексте;
  • группировка элементов, которые имеют общие признаки. 
2. Снижение нагрузки на память за счет улучшения распознавания

Узнавание, а не воспоминание, одна из 10 эвристик юзабилити Якоба Нильсена, представляет собой метод минимизации нагрузки на память пользователя за счет отображения как можно большего количества элементов, действий и параметров. Поскольку рабочая память способна хранить ограниченный объем информации, пользователей не следует заставлять запоминать информацию об одной части интерфейса при переходе в другую.

Практики дизайна, которые способствуют узнаваемости, включают:

  • Наличие видимых элементов меню или таких, чтобы при необходимости их можно было легко отыскать (раскрывающиеся списки). 
  • Предоставление пользователям пошагового руководства в контексте взаимодействия с интерфейсом, вместо того, чтобы заставлять их читать подробный онбординг в начале работы.
  • Сокращение длинных форм таким образом, чтобы они полностью помещались на экране.
  • Использование знакомых шаблонов проектирования, соответствующих ментальным моделям пользователей. Например, у людей в голове сформировано представление о том, как выглядит веб-сайт бронирования авиабилетов и какие шаги нужно предпринять для осуществления этого действия. Их когнитивная нагрузка возрастет, если они столкнутся с сайтом, который работает не так, как они ожидали.
3. Принцип резервирования

В дизайне принцип избыточности предполагает, что лишний материал мешает, а не облегчает обучение. Избыточность возникает, когда одна и та же информация представлена ​​одновременно в нескольких формах или слишком детализирована. Это увеличивает когнитивную нагрузку на пользователей. 

В UX дизайне избегайте визуального беспорядка, который ухудшает взаимодействие с интерфейсом. Удалите лишние ссылки, нерелевантные изображения и отвлекающую анимацию.

4. Устранение ненужных задач

Наконец, когнитивную нагрузку можно минимизировать, исключив этапы, которые не способствуют решению задач пользователя. Это можно сделать с помощью анализа процесса прохождения людьми пути к совершению целевого действия. Так можно чётко определить задачи, которые должен решать цифровой продукт.

Источник:
UX Planet
arrow