Введение
Веб-дизайн — это динамичная сфера, где требования пользователей и бизнес-цели постоянно меняются. Чтобы создавать эффективные и удобные цифровые продукты, дизайнеры все чаще применяют итеративный подход. Этот метод предполагает поэтапную разработку, тестирование и улучшение дизайна на основе обратной связи и реальных данных.
Итеративный дизайн позволяет быстро адаптироваться к новым требованиям, минимизировать риски и повышать удовлетворенность пользователей. В этой статье мы рассмотрим основные принципы итеративного подхода, его преимущества, недостатки и основные этапы.
Что такое итеративный подход
Процесс итеративного проектирования — это простая концепция. После того как в ходе исследования пользователей вы определили их потребности и предложили идеи для их удовлетворения, вы разрабатываете прототип. Затем вы тестируете прототип, чтобы понять, удовлетворяет ли он потребность наилучшим образом. Затем вы используете то, что узнали в ходе тестирования, и вносите изменения в дизайн. После этого вы создаете новый прототип и начинаете процесс заново, пока не убедитесь, что у вас получился лучший продукт, который можно выпустить на рынок.
Итерация означает циклический и повторяющийся процесс доработки и улучшения дизайнерских решений на основе обратной связи, тестирования и оценки. Дизайнеры пересматривают и переоценивают свою работу, внося улучшения и коррективы в ответ на понимание, полученное в ходе каждой итерации. Применяя итеративный подход в дизайне, команды могут выявлять болевые точки на ранних этапах разработки и заблаговременно их устранять. Такой подход позволяет постоянно дорабатывать, адаптировать к меняющимся требованиям и оптимизировать решения, чтобы окончательный вариант дизайна точно соответствовал потребностям и ожиданиям пользователей.
Три важных факта о процессе создания дизайна в рамках итеративного подхода:
1. Обратная связь с пользователем и его вовлеченность лежат в основе процесса проектирования
«Вы — не ваш пользователь» — это простое правило, которое стоит запомнить. Лучший способ убедиться в том, что вы создаете что-то ценное для целевой аудитории, — показать свое творение тому, кто будет им пользоваться.
2. Это нелинейный процесс
В любой момент вы можете остановиться и начать заново, получив новую информацию: вы продолжаете совершенствовать продукт, работая над тем, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей.
3. Итеративный подход требует глубокого сотрудничества между людьми, вовлеченными в процесс создания дизайна
Сотрудничество в процессе дизайн-мышления помогает направить разработку продукта в нужное русло. Например, если команда понимает, что первоначальные требования к проекту были неверными, она может обратиться к заинтересованным сторонам, чтобы обсудить проблему, внести необходимые изменения и заново начать процесс проектирования.
Как итеративный подход помогает дизайн-процессу
Планирование и анализ
На этапе планирования и анализа вы начинаете с планирования, встречаясь с клиентом, чтобы определить требования и нужды программного обеспечения, приложения или веб-сайта, а также требования бизнеса и заинтересованных сторон. Прежде чем приступить к процессу UX-дизайна, вы должны понять контекст и потребности конечного продукта.
После того как ваша команда соберет требования, настанет время их проанализировать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса разработки. Важно помнить, что этот этап поможет подготовить следующие этапы и именно здесь вам нужно будет создать план и график для первого итеративного цикла. Эта основа имеет решающее значение для успеха всего процесса итеративного проектирования.
Дизайн
Для UX-дизайна это этап, на котором команда работает над несколькими видами деятельности, такими как создание информационной архитектуры или собственно дизайна пользовательского интерфейса (UI). Этот этап может включать в себя эскизы, схемы, прототипы или спецификации дизайна. Для разработки программного обеспечения на этом этапе команда устанавливает технические требования, такие как языки, уровни данных и сервисы. Фаза проектирования в процессе итеративного проектирования позволяет командам доработать и адаптировать свои проекты с учетом потребностей пользователей.
Реализация
На этапе реализации команда разработчиков и/или дизайнеров начинает процесс разработки на основе требований и отзывов пользователей. На этом этапе реализуются и кодируются спецификации, документы по планированию и проектированию. Сосредоточившись на выполнении спецификаций в каждом цикле, процесс итеративного проектирования обеспечивает соответствие функциональности как бизнес-целям, так и ожиданиям пользователей.
Тестирование
После того как команда разработчиков завершила разработку, наступает время тестирования на предмет потенциальных ошибок или проблем, которые могли быть упущены на этапе реализации. Это очень важный этап, поскольку он помогает командам разработчиков и дизайнеров определить, подходит ли их проект или продукт для пользователей. Пользовательское тестирование может проводиться с заинтересованными сторонами, пользователями и тестировщиками продукта. Благодаря тщательному тестированию процесс итеративного проектирования выявляет возможности для улучшения, прежде чем переходить к следующей итерации.
Оценка
После завершения всех предыдущих этапов необходимо провести тщательную оценку всех разработок, выполненных до этого момента. Команда и клиенты или заинтересованные стороны должны изучить проект и дать свои отзывы о необходимых изменениях, которые следует внедрить. Этап оценки позволяет сохранить в процессе итеративного проектирования фокус на удовлетворении требований и улучшении пользовательского опыта благодаря постоянной обратной связи и доработке.
Преимущества
Итеративный подход основан на идее непрерывного совершенствования. Эта практика пользуется успехом в индустрии. Когда речь идет о UX/UI-дизайне, это означает постоянное стремление к лучшим решениям и оптимальному пользовательскому опыту. Использование итеративного подхода позволяет:
Адаптироваться к потребностям пользователей
Дизайнеры могут подстраивать свои решения, чтобы они соответствовали ожиданиям и потребностям пользователей, основываясь на данных о поведении пользователей, полученных в результате наблюдений и обратной связи.
Снизить риски
Итерации дизайна снижают риск запуска неудачного продукта. Итеративный процесс позволяет выявлять и исправлять недостатки на ранних этапах проектирования, а также устранить недоразумения в проектной команде.
Постепенно совершенствовать продукт
Вместо того чтобы стремиться к выходу за рамки проекта или масштабной перестройке, итеративный процесс позволяет вносить постепенные улучшения, облегчая пользователям адаптацию к изменениям, а дизайнерам — тонкую настройку деталей дизайна.
Проверить гипотезы
Итерации позволяют развивать идеи с течением времени. Дизайнеры могут изучить несколько концепций, отбросить менее эффективные и развить перспективные. Этот процесс поощряет творчество и инновации.
Оптимизировать пользовательский опыт
Итеративный подход обеспечивает гибкость и быстроту реакции на меняющиеся потребности и ожидания пользователей. Дизайнеры могут адаптироваться к новым идеям, возникающим тенденциям и изменениям в целях проекта, что сделает процесс гибким, что, в свою очередь, приведет к оптимизации UX.
Создать возможность для совместного обучения
Итеративный подход способствует развитию культуры совместного обучения. Команды дизайнеров учатся на каждой итерации, обмениваются мнениями и вносят коллективный вклад в улучшение общего дизайнерского решения.
Снизить затраты
Итеративный подход позволяет найти проблемы до того, как продукт будет разработан. Обнаружить проблему до того, как вы потратите деньги и усилия на создание прототипа и продукта, гораздо дешевле, чем решать ее задним числом.
Выстроить отношения с заказчиком
Такой подход дает заинтересованным сторонам возможность лучше видеть прогресс и эволюцию дизайна на каждом этапе.
Люди редко добиваются совершенства с первой попытки, а хороший дизайн требует времени, чтобы стать правильным. Чем больше вы оттачиваете идею, тем лучше становится ваше решение. Кроме того, когда вы относитесь к своему дизайну как к чему-то, что находится в процессе разработки, вы более открыты для новых идей и решений и, естественно, охотнее вносите изменения в дизайн.
Недостатки
Итерации — бесценный актив в процессе проектирования UX/UI, но не всегда они проходят гладко. Вот некоторые распространенные проблемы и их возможные решения.
Ограничения по времени
Итерации требуют времени, и в быстро меняющейся среде это может стать существенным недостатком. В рамках данного подхода нет стандартного определения «сделано», то есть не указано, когда команда должна прекратить итерации. В результате, не имея четко определенного графика, дизайн продукта может застрять в бесконечном цикле итераций и исчерпать время на доработку дизайна до совершенства.
Именно поэтому опытные команды обычно практикуют итеративный дизайн во время дизайн-спринтов. Они устанавливают четкие сроки (обычно от 1 до 4 недель) и цели для взаимодействия с дизайнерами, например, изучение проблемного пространства в течение первой недели, и позволяют команде экспериментировать.
Привлечение заинтересованных сторон
Убедить заинтересованные стороны в важности итераций иногда бывает непросто. Демонстрация успешных примеров и четкое объяснение долгосрочных преимуществ итеративного дизайна могут быть убедительными.
Процесс итеративного дизайна
Процесс итеративного проектирования может отличаться в зависимости от методологии, но в целом его можно свести к отдельным этапам: планирование, создание идеи, прототипирование, тестирование и, наконец, анализ.
1. Планирование
Итерации должны быть быстрыми, но эффективными, поэтому требуется определенное планирование, чтобы итерации были направлены на конкретную потребность пользователя.Этап планирования в основном заключается в принятии решения о том, какую проблему нужно решить в ходе итерации. Иногда это означает прислушиваться к замечаниям заинтересованных сторон, но чаще всего — непосредственно собирать отзывы пользователей из предыдущих итераций или откуда-то еще, например, через форму обратной связи.В любом случае, этот этап всегда подпитывается исследованиями и обусловлен целью. Во многих методологиях дизайна проблемы рассматриваются как возможности, и когда появляется множество возможностей, методология гласит, что заинтересованные стороны должны проголосовать за то, что представляется наилучшей возможностью улучшить продукт. Например, методология дизайн-спринта опирается на «как мы могли бы» и «точечное голосование» для выбора возможностей.Суммируя все вышесказанное, этап планирования должен отвечать на вопрос: «Что мы должны улучшить в этой итерации?».
2. Идея
На этой стадии процесса цель — сгенерировать как можно больше идей, независимо от того, насколько они плохи, обычно с помощью эскизов. Это сам по себе итеративный процесс проектирования, в ходе которого мы обычно дорабатываем лучшие идеи и отбрасываем прочие.Выбранные идеи часто формулируются в виде пользовательских историй, чтобы у прототипа была четко сформулированная проблема, задача и достаточно подробное визуальное руководство.
3. Прототипирование
На этапе создания прототипа процесс итеративного проектирования становится немного проще, поскольку теперь мы сосредоточены на конкретной идее.Временные рамки обычно устанавливаются для достижения максимальной продуктивности. Еще лучше, если у команды разработчиков есть система проектирования и UX-дизайнер хорошо в ней разбирается, это может оказать огромную помощь.
4. Тестирование
Цель этапа тестирования — выяснить, решает ли прототип проблему, которую мы пытаемся решить, и насколько хорошо он ее решает. Мы не будем ничего внедрять или даже обобщать результаты исследования, просто используем правильные методы исследования, чтобы узнать больше о решении, а также задокументировать все отзывы, находки и идеи.
5. Обзор
Заключительный этап — заключается в обобщении результатов исследования и выводе об эффективности решения. Заключение обычно относится к одной из следующих категорий:
«Отлично» — пора внедрять;
«Хорошо, но...» — вернуться к созданию прототипа;
«Недостатки» — возвращаемся к идее.
Заключение
Итеративный подход — это эффективный способ постоянного совершенствования и доработки продукта.
Благодаря сочетанию итеративного проектирования, обратной связи с пользователями, данных и совместной работы вы сможете усовершенствовать процесс проектирования, чтобы добиться лучшего пользовательского опыта.