Как правильно перенимать чужие дизайн-решения

Автор статьи:
,

Введение

Каждый день дизайнеры создаю новые сайты и проектируют приложения, а потом публикуют свои кейсы на самых разных площадках. И именно на этих площадках мы впервые сталкиваемся с обилием работ, восхищаемся, изучаем и... Копируем или все-таки воруем? В этом лонгриде мы подробно разберемся в этих понятиях и найдем ту самую черту, за которую нельзя переступать дизайнеру.

Дизайн — не просто процесс создания красивого изображения или макета, это сложная системная работа, которая включает в себя несколько этапов. И вдохновение не является ключевой точкой для начала работы, да, оно вписывается в дизайн-процесс, но не должно быть основообразующим звеном. Проще говоря, вам не нужно сидеть и ждать музы, вы начинаете проект, четко следуя определенным этапам. Но что такое вдохновение для дизайнера? И чем оно отличается от копирования?

Вдохновение и копирование

Для начала мы рассмотрим значения этих двух терминов:

Вдохновение

Оно представляет собой использование чужих работ и концепций, идей и отдельных элементов в качестве источника вдохновения, чтобы придумать и создать что-то оригинальное и новое. Это целый процесс, во время которого дизайнер анализирует и адаптирует чужие идеи. По сути вдохновение — катализатор для развития личного творческого процесса каждого дизайнера.

Копирование

Это буквальное воспроизведение чужой работы или идеи без добавления новых и оригинальных элементов. Повторение без существенных изменений может нарушать авторские права, а также создать юридические сложности.

Существенные различия между вдохновением и копированием

01
Оригинальность
Вдохновение подразумевает под собой создание новой работы, на которую вас натолкнули чужие идеи и проекты, а копирование лишено оригинальности.
02
Трансформация
Вдохновение трансформирует какие-то идеи и элементы, а при копировании результат практически аналогичен исходнику.
03
Цель
Если вы системно подходите к работе, то ваш проект, даже вдохновленный чужими работами, имеет уникальную цель, конкретную аудиторию и контекст, а копирование не учитывает эти аспекты.
04
Авторские права
Вдохновение происходит в рамках авторского права, а копирование нарушает эти права.

Проблема плагиата в дизайне

Главной сложностью соблюдения баланса «вдохновения» сегодня становится унификация дизайна. Смотрите, общие тренды на минимализм, доступность и инклюзивность привели к тому, что довольно многие функциональные элементы стали практически одинаковыми. Начиная от иконок и символов меню (например, гамбургер), заканчивая расположением элементов дизайна на странице.

Работа ученицы UPROCK — Alina Babkina
Работа ученицы UPROCK — Anastasia Zarubina

Вы не можете использовать принципиально новые элементы в своих проектах, так как это негативно отразится на юзабилити, поэтому мы повсеместно видим одинаковые карточки товаров, идентично оформленные преимущества компании, однотипные слайдеры на первом экране и пр.

Как понять, что это копия?

Многие дизайнеры начинают свой путь с копирования чьих-либо работ. В позитивном ключе они хотят лучше освоить графический редактор, понять, как «рисуются» подобные макеты, убедиться в своих навыках. В негативе же — занимаются «воровством».

Итак, что дизайнеры копируют чаще всего:
  • шаблон дизайна сайта — его структуру и оформление,
  • стиль сайта,
  • тексты,
  • различные элементы (кнопки или формы, составляющие навигации).

Копирование — плагиат, оно запрещено авторским правом, может быть оспорено в суде, и, главное, подрывает доверие пользователей к продукту или компании в целом.

Типы копирования

Плагиат элементов

В каждом интерфейсе, на каждом сайте есть уникальные решения. Это может быть фирменный стиль дизайнера, стилистические решения и сочетания стилистических приемов.

В данном контексте мы можем привести примеры вечных судебных тяжб двух гигантов Samsung и Apple. Обе эти компании регулярно «воруют» что-то друг у друга.

Так в 2012 году корейцы позаимствовали сразу две фичи у конкурентов — синхронизация данных и жест «свайп» для разблокировки смартфона. Кстати, заплатили они за это по решению суда почти $120 млн.

Яблочная компания же нарушила патент Samsung, связанный с работой фотокамеры, за что заплатила штраф $158,4 тыc.

Изменение чужого дизайна под себя

Порой мы можем встретить очень похожие работы, даже точно знать, какая является первоисточником. Вы уже догадались о каких социальных сетях пойдет речь?

«ВКонтакте» неоднократно обвиняли в копировании Facebook (признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена), но никто не смог этого доказать. Дело в том, что изображения или текст намного проще проверить на плагиат, с дизайном это сложнее. Изменение цветовой палитры, форм и расположения блоков уже создает что-то новое. Чисто технически — это не плагиат, ведь дизайнер взял лишь идею, воплотил он ее сам, просто похоже. В данном случае слишком похоже.

Совет дизайнеру

У многих компаний нет качественного фотоконтента для сайта, а тратить на это бюджет они не хотят. Поэтому используйте при работе с фотографиями следующую схему:

01
Не берите самые первые картинки, хорошо изучите фотосток, при необходимости объясните клиенту важность приобретения лицензии.
02
Попробуйте изменить настройки фото: яркость, контрастность. Добавьте нужные вам товары, чтобы показать их в реальной обстановке.
03
Проверьте с помощью поиска, где уже используется конкретное фото, чтобы не сделать также.

Как правильно вдохновляться чужими работами?

Мы подробно рассмотрели копирование, а теперь перейдем к вдохновению. Как уже отметили выше, функциональные элементы дизайна практически всегда и у всех одинаковые. Смиритесь, вы не сможете изобрести велосипед заново. Лишь запутаете пользователей, которые привыкли интуитивно пользоваться всеми новыми продуктами.

Вам важно развивать насмотренность, тот самый визуальный опыт, который поможет создавать что-то новое на основе ранее изученных работ, отличать мелкие детали в разных проектах и разбираться в стилях, актуальных трендах.

Важно отметить, что насмотренность — это не тот навык, который можно прокачать раз и навсегда. Развитие насмотренности — это практически ежедневная работа, когда вы регулярно уделяете время на изучение новых проектов: рассматриваете решения, ищите новые идеи, чтобы в дальнейшем адаптировать их и применить в своей работе.

1. Развиваем насмотренность

Подключайте любые творческие сферы, которые вас вдохновляют. Хорошая насмотренность — это достаточный опыт и хороший объем знаний.

Учебники

Признавайтесь, сколько книг про дизайну вы прочитали? Опытные дизайнеры могут передать вам свои знания и опыт, а также уберечь от многих ошибок.

Тенденции

Подписывайтесь на экспертные блоги или журналы, которые регулярно рассказывают об актуальных трендах, новых фишках и исследованиях из мира дизайна и смежных отраслей.

Каждый день на нашем сайте появляется новая и максимально полезная статья, у нас там удобная разбивка по темам и очень много важной информации для дизайнеров.

Выставки, музеи, культурные события и лекции

Посещайте подобные мероприятия, чтобы узнать о новых направлениях в искусстве и увидеть работы современных творцов.

Мы устраиваем очень крутые встречи!  Недавно у нас был Олег Доу, современный художник, а скоро будет совместная лекция с крутейшим визуальным дизайнером — Артемием Лебедевым.

Фото с лекции Олега Доу о творческом пути художника

Обменивайтесь опытом

Дизайнерское комьюнити — это очень интересный инструмент для вашего собственного развития, вы сможете как обменяться идеями, почерпнуть для себя что-то новое и интересное, так и найти работу. А еще узнать о настоящем, реальном опыте коллег, которые работают в крутых компаниях и создают инновационные продукты.

Именно поэтому мы теперь приглашаем на вебинары наших выпускников, которые уже трудоустроились, столкнулись с кучей сложностей и успешно их преодолели.

Чужие работы

Возьмите за правило регулярно изучать работы других дизайнеров, подпишитесь на тех, кто вам импонирует больше всего, и подробно просмотрите их портфолио. Обратите внимание на проекты, которые получают награды: что в них особенного, чем они выделяются. Площадки для изучения: Behance, Dprofile, Dribbble.

behance.net

Наставники

Практикующие мидлы (или сеньоры) могут конкретно объяснить относительно вашего проекта, почему это решение хорошее, а вот то — плохое. Не на каждом месте работы у вас будет наставник, хотя с ним скиллы прокачиваются намного быстрее. Хорошей альтернативой станет обучение в онлайн-школе с кураторской поддержкой.

2. Создаем базу визуальных решений

Uprock school настоятельно советует студентам вести собственную «базу визуальных решений», где вы можете собирать референсы и держать их всегда под рукой.

Данный метод работы применим для всех видов творчества, где результат (конечная работа) опирается на множество других. Мы выделяем 3 этапа:

01
Накопление
Вы собираете понравившиеся вам работы, не просто ссылки на кейсы, а скрины отдельных страниц и складываете в фигма-файл.
02
Организация
Далее нужно объединить эти скрины по группам. Вы можете их группировать по типу сайта, интернет-магазины, корпоративные и др., или по функциональным блокам, главная, футер, карточки и т.д.
03
Анализ
Извлечение уроков из подобранных групп фото. Например, общие стилистические решения, формы или палитры цветов. Оставляйте заметки, чтобы отметить моменты, на которые вы обратили внимание.

Такой метод позволит вам визуально запоминать хорошие решения, иметь целую библиотеку идей, к которой можно обратиться в любой момент, чтобы доработать макет. А еще он позволит вам намного проще и быстрее миксовать различные решения, находить необычные и новые сочетания.

3. Делаем мудборды

Мудборды используют для визуализации проекта, его концепции или общей идеи. И да, они тоже помогают развить насмотренность. Мудборд позволяет вам ничего не забыть, а еще с его помощью намного проще донести идею до клиента или команды. Такой коллаж передает настроение и обычно включает:

  • Фотографии и картинки. Любые изображения, которые подходят к эстетике вашего проекта.
  • Цветовые палитры. Сразу подбирайте цвета, основываясь на цветовых схемах, их доступности и ассоциаций, которые они могут вызвать у пользователей.
  • Типографику. Шрифты, их сочетание и начертание.

Заключение

Все уже сделали, все уже придумали, очень сложно найти полностью уникальный дизайн. Вам нужно создавать «новый дизайн», а он больше про ваш творческий стиль, индивидуальный подход и ремикс уже существующих идей и решений.

Развивайте насмотренность и обогащайте чужие идеи новыми элементами, адаптируя их под нужную вам нишу и отрасль. Вы можете изменить контекст использования, добавить совершенно иные формы и текстуры, использовать оригинальный фото- и видеоконтент, анимацию или новый шрифт, поэкспериментировать с техниками и подключить дополнительный функционал. Так ваш проект станет по-настоящему вашим.