Как сформировать правильное понимание задачи

Автор статьи:
выпускник Uprock

Введение

Понимание задачи — это документ, который помогает составить и зафиксировать единое представление о задаче у дизайнеров и стейкхолдеров. Рассказываем, как это делать на примере боевых задач из мобильного банка Тинькофф. Пишут Миша Наер и Ваня Звягин — дизайнеры нефинансового вовлечения.

Когда нужно составлять понимание задачи

Обычно, дизайнер сталкивается с тремя типами задач:

  • Дизайн большого проекта. Например, запустить в Тинькофф каналы, как в телеге.
  • Задача в рамках большого проекта. Например, запроектировать первое касание с каналами.
  • Быстрый фикс. Например, сделать открытие ссылки модальным.

Понимание задачи — это обязательный этап для первых двух типов. Там, где результатом решения задачи будет изменение метрики.

Для быстрых фиксов понимание задачи составлять не нужно. Потому что быстрые фиксы либо не подразумевают изменения метрик, либо это не основная их цель. Поэтому, если нужно скруглить плашку или поправить изинги в анимации, можно сразу идти и делать.

Понимание задачи нужно составлять на старте большого проекта и при описании задачи в рамках большого проекта
Повторим: для всех задач, результатом которых является изменение метрики, понимание задачи — база.

Зачем нужно

Понимание задачи помогает снизить вероятность подобных ошибок:

01
Сделали фичу, которая не попадает в потребности клиента и задачи бизнеса.
02
Дизайнер услышал задание и сразу ушел рисовать. Из-за фокуса на рисовании, результат получился слабым.
03
Сделали фичу, которая решает такую же задачу, как и другая уже существующая фича.
04
Что-то сделали, а результат не замерили. Иными словами, сделали безрезультатно.

Как составлять

Процесс работы над пониманием задачи зависит от того, на каком этапе мы находимся:

01
Старт большого проекта.
02
Задача в рамках большого проекта.

Если нужно запустить большой проект

В таких случаях самостоятельно описать понимание задачи нереально. Большие проекты часто затрагивают несколько продуктовых команд, там нужны интеграции с разными системами, а у стейкхолдеров может быть разное представление о результате.

Все эти факторы предугадать невозможно, поэтому нужно ставить кик-офф встречу на всех дизайнеров и стейкхолдеров, чьих продуктов мы можем коснуться. В таком случае, понимание задачи стоит составлять прямо в звонке, либо накидать драфт перед встречей.

Цель кик-оффа — согласовать понимание задачи. Если не успели, то смело ставим еще одну встречу на тот же состав.

Пример понимания задачи для большого проекта

Про каждый из блоков на картинке детальнее поговорим дальше по гайду. Сейчас примеры нужны скорее для того, чтобы примерно представлять как понимание задачи выглядит.

Пример понимахи для задачи в рамках большого проекта

Структура

Понимание задачи состоит из четырех частей:

01
Вводные
02
Миссия и цель
03
Аудитория
04
Критерии успеха

Вводные

Любое понимание задачи начинается с вводных. В этот этап попадают идеи, мысли, хотелки, инсайты, доводы и тд. Вводные — это распределительная шляпа, содержимое которой отправляется на сортировку по остальным блокам понимания задачи.

Некоторые члены команды могут приносить гипотезы или уже описанные решения. Важно помнить, что составление гипотез — это часть этапа видения и исследования, и к пониманию задачи они не относятся. Поэтому разбираем все гипотезы на вводные, миссию, цель, аудиторию и критерии успеха.

Миссия и цель

Миссия — это то, как наш продукт или сценарий поможет клиенту. Миссия всегда живет в мире клиента:

✅  Хороший пример миссии. Будет еще лучше, если привести пруф важности ачивок для пользователя, но и так тоже ок
❌ Плохой пример миссии. «Возможность оставить отзыв» это не задача пользователя, а средство, чтобы чем-то поделиться
✅ Вот так получше

Цель — это миссия в мире бизнеса. Она говорит о том, какую пользу компании принесет задача. Целью должен быть аргумент, почему задачу вообще стоит делать:

✅ Хороший пример цели
❌ Плохой пример цели. Зачем вообще растить лайк рейт? Можно докопаться, поэтому тут должен быть именно аргумент

Если есть только что-то одно

Бывают задачи, где есть миссия, но нет цели. Скорее всего, это социальные или некоммерческие проекты.

А бывает наоборот. Задачи вроде «добавить юридический текст в футер сайта» обычно отвечают только цели и в них нет ничего про миссию. Но было бы круто ее все-таки найти и сформулировать, так в мире станет чуть больше хорошего дизайна.

Аудитория

Обычно, аудитория отвечает на вопрос «кто наши пользователи». Но в контексте понимания задачи, нам нужно понять сколько их. Аудитория — это очередной пруф того, что задачу вообще стоит делать.

Вот несколько вопросов, которые помогут разобраться:
  • Для скольки человек мы это делаем?
  • Сколько это от общего количества юзеров?
  • Есть ли специфический сегмент аудитории?
✅ Хороший пример аудитории

Критерии успеха

Это при каких условиях мы будем считать задачу решенной. Критерии успеха помогают сделать результат работы над задачей предсказуемым и вовремя запланировать все тесты и замеры.

Критерии успеха обычно выражаются через изменение метрики и отвечают на три вопроса:
  • Что мы будем считать успехом? Есть ли бенчмарк?
  • Что хотим не сломать?
  • Что делать, если результат не будет соответствовать ожиданиям?

Критерии успеха всегда направлены на миссию или цель:

✅ Хороший пример критериев успеха
✅ Еще пример

Материалы

Шаблон понимания задачи в фигме

Что дальше

После понимахи, флоу работы дизайнера разделяется на две ветки, в зависимости от типа задачи:

01
Этап видения для большого проекта.
02
Этап дискавери для задачи в рамках большого проекта.

Скоро подробно расскажем про каждый из этапов дизайн-процесса. Следите за апдейтами:

Мой телеграм

Сайт Вани