Основы цветовой теории

Автор статьи:
,

Что мы знаем о цвете?

Каждый человек воспринимает цвета сугубо индивидуально. Цвета способны вызывать различные эмоции: радость, раздражение, умиротворение, агрессию. Теплые цвета — красный, оранжевый, желтый — побуждают к активности. Холодные цвета — фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый — делают нас более спокойными. Выбор цвета во многом зависит от жизненного опыта человека, культурной среды, в которой он находится и личных предпочтений, являющихся субъективными.

Цвет — это свойство света, способное вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения.

Восприятие цвета органами чувств

Сетчатка человеческого глаза, которая является очень чувствительной, получает информацию об отраженных лучах, после чего считанная информация передается по глазному нерву в затылочную часть (в центр зрительного восприятия). Та информация, которую мы получаем от объекта, скорее является не цветом, а контрастом. И любой объект, который мы видим, не обладает цветом, но отражает свет.

Плавно переходя к истории возникновения теории цвета, можем отметить, что интерес к цвету появился еще 40 000 лет назад с наскальных рисунков первобытных людей, которые использовали в качестве красок: мел, древесный уголь, известняк.

С развитием цивилизации понимание цвета постепенно менялось.

В эпоху Античности начинает формироваться естественно-научное отношение к цвету, а теории цвета философов той эпохи существуют и по сей день.

Одним из первых, кто пытался объяснить теорию цвета, был Аристотель, о чем свидетельствует его труд «О цвете». Главной идеей Аристотеля было то, что при смешении в равных долях белого и черного цвета образуется большое количество цветов. Им была создана линейная система цвета: от светлого к темному, состоящая из 7 цветов: белого, желтого, красного, фиолетового, зеленого, синего и черного.

Эпоха Возрождения обусловлена художественным расцветом. В конце XVI века, оказав сильное влияние на культуру Европы, начало складываться иное представление о гармонии природы и о человеке, как о вершине ее творения. Отношение к цвету становится более практичным и бытовым. Выдающимся представителем этого времени является Леонардо да Винчи. Он создал цветовую систему. Считал, что основных цветов шесть: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый и черный, синий и желтый, красный и зеленый.

Научное открытие Исаака Ньютона

Самое значимое научное открытие было сделано известным английским ученым Исааком Ньютоном, который в 1676 году с помощью призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Проводя эксперимент с призмой, на экране он увидел удлиненное изображение солнца, в котором отчетливо различил семь главных цветов, расположенных в следующем неизменном порядке: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. В сущности, солнечный спектр представляет собой бесчисленное множество промежуточных оттенков. На основании этого открытия Исаак Ньютон создал первый цветовой круг. В нем присутствуют 7 цветов: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый.

Спустя 140 лет цветовой круг Ньютона усовершенствовал немецкий поэт — Иоганн Вольфганг фон Гёте. Он дополнил круг пурпурным цветом, свою теорию о цвете изложил в книге «Учение о цвете». Гёте предполагал, что «цвет» оказывает сильное влияние на душевное состояние, он опирался больше на психологический раздел учения, а не на научные эксперименты.

Примерно в этот же период, в 1807 году, у Филиппа Отто Рунге появились суждения о цветовой сфере, а уже в 1810 году был разработан цветовой шар Рунге.

Эта первая трехмерная модель цветовой системы Рунге была проста в использовании. Позднее модель Рунге была доработана рядом ученых и теоретиков, но принцип расположенного спектра был сохранен и признан уже в XX веке правильным. На основании цветовой системы Рунге были созданы нынешние цветовые схемы.

Позже были разработаны — цветовой шар Альберта Манселла и двойной конус Вильгельма Фридриха Оствальда.

В цветовом шаре Манселла делается упор на цветовой тон, светлоту и насыщенность, а Оствальд — на цветовой тон, белые и черные цвета. Модель цветового шара Манселла была схожа с цветовым шаром Рунге.

Цветовой круг Иттена

В начале ХХ века многие художественные учебные заведения Европы начали проявлять интерес к изучению субъективного искусства. Например, в немецкой школе Баухаус обучение было сосредоточено на современном подходе к искусству, дизайну и архитектуре.

Именно, в стенах Баухауса, преподавателем Иоганнесом Иттеном — швейцарским художником, были написаны книги «Искусство цвета» и «Искусство формы», которые актуальны в настоящее время. Иттен смог подробно описать принцип работы с цветом и цветовым кругом. Он стал одним из самых известных основоположников теории цвета.

Теория цвета — это комплексные знания о цвете.

Иоганнес Иттен смог разработать двенадцатичастный цветовой круг. Круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов.

Первичные цвета — синий, желтый и красный. Они расположены в центре круга и считаются основными. При смешивании можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.

Вторичные цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешивании первичных цветов. Например, если смешать желтый и красный, то получим оранжевый цвет, а если синий и красный — фиолетовый.

Третичные цвета получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые расположены рядом на схеме. Смешав желтый и зеленый, получим желто-зеленый, желтый и оранжевый — желто-оранжевый.

Цветовой круг Иттена. Виды комбинаций

Цветовой круг — это модель, на которой изображены цвета видимого спектра. Они размещены по секторам в порядке, близком к их расположению в цветовом спектре. Можно выделить шесть цветовых комбинаций согласно цветовому кругу Иттена:

Комплементарное сочетание цветов на круге. Цвета расположены на противоположных сторонах друг от друга. Сочетание выглядит акцентным и насыщенным.

Классическая триада. Сочетание трех цветов, расположенных по углам равнобедренного треугольника, его использование придаст разнообразие.

Аналоговая триада. В аналоговой триаде берется сочетание трех цветов, расположенных рядом друг с другом на внешнем круге. Довольно умеренное сочетание цветов, мягкие и без резких акцентов.

Контрастная триада. Весьма схожа с комплементарной схемой, только берутся три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовая гамма смотрится многообразно и ярко.

Тетрада. Сочетание четырех равноудаленных цветов, по углам квадрата. Можно использовать для разнообразия палитры.

Прямоугольное сочетание. Подбираются четыре цвета, каждые два из которых — комплементарные (находятся друг напротив друга). Такое сочетание подойдет, если нужно создать более умеренную палитру цветов.

Цветовой круг является важным инструментом для дизайнеров и художников. Данный инструмент помогает подобрать оптимальные сочетания цветов для дизайна.

Характеристика цвета

В цветовом круге цвета можно разделить на базовые группы: хроматические и ахроматические.

К ахроматическим цветам отнесем те, которые не имеют цветового тона, отличаются друг от друга по светлоте (черный, серый, белый). К хроматическим отнесем остальные цвета, они будут уже разделяться по светлоте, цветности и насыщенности (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый и др.).

К характеристикам цвета относят:

Цветовой тон — характеристика цвета, определяющая его положение в спектре, когда один цвет отличается от другого.

Насыщенность — это возможность отличия хроматической и ахроматической группы цветов.

Светлота — степень близости к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.

Цветовые модели

Для воспроизведения цветовых оттенков на различных устройствах разработаны специальные средства — цветовые модели.

Цветовые модели можно разделить на аддитивные, субтрактивные и перцепционные.

Аддитивная цветовая модель (RGB). Основана на сложении цветов (RGB — Red, Green, Blue).

RGB (имеет более широкий диапазон оттенков) подходит для печати фотографий, изображений. RGB применяют при производстве фотографий, а также сублимационной печати на тканях.

Субтрактивная модель (CMYK). Основана на вычитании цветов CMYK — голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow). Модель используется при печати изображения на бумагу.

Перцепционная модель (HSB). Основана на восприятии цветов.

HSB модель используют для виртуальной графики. Она не подходит при совмещении с печатными устройствами. Данную модель применяют для создания линейных компьютерных мультфильмов, при оформлении картинок в соцсетях и т. п.

При работе с цветом важно научиться использовать сложные цветовые палитры для повышения высокой эстетичности конечного результата. Но, помимо знаний теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать особенности целевой аудитории, задачи самого продукта, а также соответствие фирменному стилю компании. Об этом расскажем подробнее в следующих лонгридах.