скидка 80% на курс “С 0 до Middle+” + Бесплатно школа плакатов v 2.0

Зачем нужен аудит сайта

Автор статьи:
,

Введение

Исследования Google показали, что мнение пользователя о сайте складывается в первые несколько секунд взаимодействия. Основываясь на бессознательном, человек принимает решение: продолжать использование продукта или нет. Поэтому важно, чтобы сайт действовал исправно, заинтересовал потенциального покупателя и воздействовал на аудиторию через положительный опыт пользования. Аудит помогает определять неисправности и находить слабые места вашего сайта для улучшения его работы и коммуникации с пользователем.

Что такое аудит сайта?

Аудит представляет собой целостный подход к проверке сайта на соответствие различным требованиям: безопасность, удобство пользования, доступность, соответствие поисковым системам для улучшения его работы.

Зачем проводить аудит сайта

1. Найти и исправить мелкие ошибки

Есть недочеты, которые исправляются не так часто, но сильно влияют на производительность сайта. Например, неработающие ссылки, изображения не очень хорошего качества, устаревшая или неточная информация.

2. Обнаружить слабые стороны продукта

Аудит позволяет изучить сайт с разных сторон и выявить сферы, которые необходимо улучшить. Диагностика помогает определить эти области и в будущем распределить финансовые и временные ресурсы компании так, чтобы заполнить пробелы и получить максимум результата.

3. Улучшение безопасности

Для защиты данных от злоумышленников требуется регулярно проверять сайт на безопасность и исправлять возможные погрешности в системе.

4. Соответствие алгоритмам поисковых систем

Алгоритмы Яндекс и Google периодически меняют системы подачи сайтов в поиске, поэтому важно их отслеживать и удерживать сайт на верхних позициях. К тому же стандарты поисковых систем регулярно проверяют продукты на соответствие требованиям закона о конфиденциальности информации для защиты пользователей и доступности для удобства взаимодействия.

5. Измерение производительности

Аудит дает возможность обнаружить аспекты, замедляющие работу сайта, что негативно сказывается на опыте пользования. Аналитика данных скорости загрузки страниц поможет определить причины, например, высокого процента отказов.

Когда нужно проводить аудит

Если вы заметили, что аудитория не так активно пользуется некоторыми услугами, увеличился процент отказов и упала конверсия, стоит поискать причину подобных негативных изменений. Как правило, для исправления недочетов и улучшения продукта аудит проводится раз в год, поскольку меняются алгоритмы поисковых систем, могут возникнуть неполадки с технической стороной и данные могут устареть.

Для многостраничных продуктов лучше проводить аудит чаще: примерно два-три раза в год.

Когда аудит не нужен

Аудит — удобный способ найти проблемы в работе сайта, но не всем продуктам он необходим.

Скрытый сайт

Например, если ваш сайт не предназначен для общего пользования, аудит не потребуется. Портфолио или сайты-визитки некрупных компаний предоставляют доступ избранным пользователям по приглашению или ссылкам.

Сезонный продукт

Пример сезонного сайта, посвященного циклу концертов под открытым небом. summer-music.ru

В случае создания сайта на ограниченный период времени в проведении аудита также нет необходимости. Подобные продукты не поднимаются вверх в поисковых системах за короткий срок их существования.

Типы аудита

Аудит — это комплексная диагностика сайта, которая затрагивает различные аспекты его работы. Общий аудит включает в себя:

Технический аудит

Основная задача технического аудита — диагностика технической стороны сайта. Например, следует проверить следующие аспекты:
  • Низкая скорость загрузки страниц. Поисковые системы анализируют скорость загрузки страниц и при низких показателях накладывают фильтр. При проверке этой характеристики обращайте внимание на то, что загрузка страницы на десктопных устройствах не должна быть дольше 3 секунд, а на мобильных — 9. Стоит отметить, что скорость загрузки страниц не учитывается при ранжировании в Google, но обращает внимание на взаимодействие пользователя с продуктом.


  • Использование протокола HTTPS, который защищает данные от злоумышленников. Поисковики рассматривают https://www.example.ru, http://www.example.ru и https://example.ru как три разных сайта. Первый стоит использовать как основной домен, а другие варианты использовать с настройкой 301 редирект, который используется для перемещения страницы на новый URL-адрес.


  • Наличие неактивных ссылок, которые переадресуют на страницу «Ошибка 404». Это самое распространенное наименование ошибки, которая возникает при удалении страницы. Наличие подобных ссылок можно проверить в вебмастере Google и Яндекс или при помощи инструмента Broken link checker.


  • Кроссбраузерность — это возможность сайта корректно отображаться и работать в разных браузерах. 


  • Ошибки в коде могут стать причиной некорректного отображения сайта: плавающие абзацы, заголовки, выглядящие как обычный текст и т. д. Для поиска ошибок в HTML-коде используйте инструмент Markup Validation Service.
validator.w3.org

Для поиска ошибок в коде самого сайта — PR-CY.

pr-cy.ru

Аудит UX

Этот вид аудита про удобство пользования: насколько человеку удобно взаимодействовать с продуктом и про отсутствие трудностей при решении задач.

Удобство пользования влияет на поднятие вашего продукта в поисковых системах. Например, Яндекс ставит в начало списка сайты, у которых пользовательские факторы намного выше, чем у большинства продуктов.

  • Логичная структура. Иерархия информации должна легко считываться пользователем: название, заголовки, подзаголовки, разделы, футер (подвал) и хедер следует сделать заметными для легкой ориентации в пространстве страницы. Не забудьте проверить отсутствие тупиковых страниц, где нет ссылок вернуться обратно или на другой блок. Хорошее решение — расположить подборку ссылок с рекомендуемыми товарами или разделами сайта. 


  • Лаконичное меню. Навигационное меню не следует раздувать: поместите только основные блоки, а в блоках — разделы по категориям для более удобной навигации. Максимум в меню должно быть 7-8 ссылок. Наиболее популярные ссылки можно поместить в футер сайта, чтобы у пользователя был доступ с любой страницы продукта.
Разделение большого количества страниц по блокам для того, чтобы не перегружать основное меню.Автор: WebValley Studio
  • Гибкость пути пользователя. У человека должна быть возможность вернуться к определенному шагу или пропустить его, внести изменения в данные при ошибке. Если у вас предусмотрена отмена действий, она должна быть простой в реализации. Важно: обязательно подтверждение отмены, т.к. иногда пользователь может ошибочно вызвать отмену действия. Путешествие пользователя по сайту должно быть легким, не стоит его усложнять — до каждого раздела сайта человек должен добраться не более чем 5 кликов. 


  • Активное выделение призывов к действию. Ста-кнопки следует делать заметными для глаз, чтобы пользователь легко мог сориентироваться и найти ее. Помните про уместность: если для вашего продукта не подходит яркий и насыщенный цвет кнопки целевого действия, стоит остановить выбор на более приглушенных оттенках.
Заметный призыв к действию, который органично вписывается в дизайн-концепцию. sberclass.ru
  • Доступность. Пользователям с ограниченными возможностями должно быть удобно взаимодействовать с вашим продуктом.


  • Адаптивность. Взаимодействие с сайтом должно быть удобным на экранах разных устройств, читабельность текста, контрастность.  


  • Единая визуальная концепция. Визуал и элементы дизайна должны соответствовать бренду компании (цвета бренда, бренд-персонаж). Следует придерживаться единообразия элементов, когда повторяющиеся графические объекты появляются на протяжении всего сайта для поддержание концепции.

SEO аудит

SEO аудит дает возможность понять, как ваш продукт воспринимается поисковыми системами. Основная задача этого вида аудита — повысить рейтинг сайта в поисковике, чтобы создать органический приток аудитории.

Обратите внимание на следующие аспекты:

  • Линкбилдинг — это построение максимально эффективного и естественного ссылочного профиля. Поисковики при ранжировании опираются на то, сколько и какие источники ссылаются на ваш продукт, поэтому важно грамотно выстроить систему внешних ссылок. Выбирайте авторитетные и проверенные источники, чтобы создать органический рост аудитории. Чем разнообразнее и надежнее ресурсы, тем выше рейтинг вашего продукта в поисковике. 


  • Профит для пользователя. Поисковики активно следят за тем, насколько эффективно сайт помогает пользователям достигать целей, которые обычно формулируются в строке запроса. Здесь следует идти от вашей задачи: если у вас интернет-магазин, то цель — продажа и комфортная покупка товаров, качественные фотографии и подробное описание.


  • Сформулируйте заманчивые мета-теги (заголовок и описание). Они выдаются в поисковике, а пользователь сам решает, стоит ему переходить на страницу или нет. При создании используйте ключевые слова в той формулировке, как бы написал потенциальный покупатель. При этом важно сохранить читаемость, а не поместить бессмысленный набор слов. Оптимальная длина мета-заголовка — 50-60 знаков вместе с пробелами; мета-описания — до 150 символов. Мета-теги используются для каждой страницы, поскольку каждая страница участвует в ранжировании поисковика. 


  • Используйте простые и понятные URL. Их следует сделать короткими и легкими для восприятия как человеком, так и поисковой системой. 


  • Добавляйте к изображениям описания — альт-текст с тегом <alt>. Это позволит поисковику анализировать не только ваш текстовый контент, но и визуальный. В этом может помочь инструмент Screaming Frog.
www.screamingfrog.co.uk

Аудит контента

Контент — важная часть каждого сайта, вне зависимости от отрасли.
  • Помните об иерархии информации: самое главное подаем в начале, затем объяснение или аргументация, в конце размещается дополнительная информация. Так пользователю удобнее сканировать текст и анализировать информацию.
Четкое и логичное распределение контента. Считывается наиболее и наименее значимая информация.vvagroup.ru
  • Качество контента влияет на высоту вашего продукта в списке поисковиков. Контент должен быть релевантным вашей отрасли и актуальным для аудитории, чтобы она возвращалась. Наличие товаров и рейтинги должны оставаться актуальными: следите за тем, чтобы на сайте оставалась значимая и полезная информация на данный момент.
  • Проверьте текстовый контент на наличие пунктуационных и грамматических ошибок. Их отсутствие повысит лояльность аудитории. 


  • Визуальный контент должен быть исполнен в высоком качестве, чтобы не было пиксельных изображений, если, конечно, это не предусмотрено вашей дизайн-концепцией. Высокое качество визуала не только положительно повлияет на опыт пользования, но и будет считываться поисковыми системами. При необходимости используйте инструменты для сжатия изображений: Compressor.io, Kraken.io.
compressor.io
kraken.io
  • Тепловые карты помогут вам изучить, как пользователи взаимодействуют с контентом и на каких блоках сайта они проводят больше всего времени. Это поможет скорректировать распределение полезного контента и добавление нового для привлечения аудитории на менее просматриваемые страницы.

Маркетинговый аудит

Этот вид аудита рассматривает сайт в качестве инструмента для достижения бизнес-целей.

Обращайте внимание на:

  • Тексты, которые продают. Формулировки описания товаров и тексты о скидках и акциях должны быть простыми для понимания и четко описывать ваше предложение.


  • СТА-кнопка должна быть заметной, чтобы пользователь легко увидел и воспользовался предложением. Помните: на странице не должно быть больше трех призывов к действию, иначе это раздражает аудиторию и ухудшает опыт пользования. 


  • Обозначьте лид-магниты. Лид-магниты — это бесплатные опции (гайд, чек-лист, список топ мест или продуктов), которые пользователь получает за выполнение действия: подписка, регистрация. Если для вашего сайта наличие лид-магнитов не обязательно, можно включить опцию покупки без регистрации для улучшения пользовательского опыта.

Как провести аудит

Для проведения аудита нужно обозначить цель, что конкретно вы хотите обнаружить, какую составляющую проверить. Цель определяет выбор инструментов для анализа. Например:

— для проверки безопасности: Sucuri и Qualys,

sucuri.net
www.qualys.com

— для проверки пользовательского опыта:  UserTesting и Hotjar,

www.usertesting.com
www.hotjar.com

Следующий шаг — сбор данных и различных показателей. После сбора следует анализ полученной информации и определение сферы или сфер, которые нужно улучшить.

Наличие проблем в разных областях требует расстановки приоритетов и четкого плана действий по улучшению продукта. Ваша задача — определить приоритеты и составить план. В первую очередь решаются наиболее важные проблемы, например, безопасность данных. Проблемы с качеством изображений или неработающими ссылками могут быть по приоритетности ниже.

Когда у вас есть план, действовать становится проще. После внесения улучшений важно не заканчивать наблюдение за работой сайта. Продолжайте следить за динамикой показателей и изменениями после исправления ошибок.

Стоит отметить, что аудит можно проводить не только самостоятельно, но и обращаться к компаниям, специализирующимся на этом. Все зависит от задачи и ваших ресурсов (время, знания, финансы).

Что делать после аудита

После проведения аудита не забывайте мониторить сайт, тестируйте улучшенные версии. Обращайтесь к А/В тестированию и другим видам UX-исследований для понимания, какой вариант больше устраивает аудиторию и удобнее для взаимодействия.

Заключение

Аудит — важная часть совершенствования продукта. Помните, что даже в идеальном сайте могут встречаться недочеты. Ошибки в системах — это нормально. Главное — уметь их исправлять.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды