вебинар: 5 лучших дизайн-концепций Разбор арт-дира

Психология боли: 4 элемента дизайна, которые бесят ваших пользователей

Автор статьи:
,

Введение

Пользователи привыкли к таймерам в попапах, автоматически запускающимся видео и формам, которые требуют ввести номер телефона на первом шаге. Эти элементы встречаются повсюду: на лендингах, в приложениях, интернет-магазинах и новостных сайтах. Часто такие инструменты служат для повышения конверсии или вовлеченности, но на деле вызывают у аудитории стресс, фрустрацию и потерю доверия.

Зачем нам говорить об этом? Потому что раздражение — одна из самых недооцененных UX-проблем. Раздражение не всегда приводит к негативным отзывам или гневным сообщениям в поддержку, чаще всего пользователь просто уходит и не возвращается. А значит, дизайн, не учитывающий психологию боли, становится убыточным.

В этом лонгриде мы разберем четыре раздражительных UX-паттерна, объясним, почему они работают против вас, и покажем, как можно добиться цели без давления и манипуляций.

«UX-боль» пользователей

UX-боль — это ситуация, когда пользователь встречается с интерфейсом, который нарушает его ожидания, лишает контроля или перегружает вниманием. Разумеется, это не боль в прямом смысле этого слова, это скорее внутренняя реакция, вызывающая раздражение, напряжение или даже агрессию. В такой ситуации пользователь уже не взаимодействует с продуктом, а борется.

Давайте посмотрим на парочку примеров такой боли:

1. Острая UX-боль

Когда пользователь долгое время заполнял объемную форму, а потом случайно нажал не на ту кнопку, и страница обновилась, сбросив все данные.

2. Хроническая UX-боль

Такая боль приравнивается к фоновому раздражению: назойливые и бесконечные попапы или слишком долгий путь к нужному действию.

Психологические триггеры, которые провоцируют раздражение

Существует несколько причин, по которым дизайн-паттерны могут вызывать у пользователей негатив:

1. Потеря контроля

Нам не нравится осознавать, что мы не управляем происходящим. Если в интерфейсе начинают происходить какие-либо действия без нашего участия (автообновление страницы, запуск аудио или видео и пр.), мы воспринимаем их как некое вторжение, которое нарушает ощущение контроля.

2. Нарушение ожиданий

Современные интерфейсы приучили нас к определенным ожиданиям от совершения того или иного действия. Если мы ожидаем, что клик на крестик приведет к закрытию рекламного баннера, а этого не происходит, мы испытываем разочарование и раздражение.

3. Когнитивная перегрузка

Перегруженные интерфейсы утомляют. Множество движущихся элементов и лишнего контента не дают считать нужную информацию, поэтому мы буквально устаем думать и хотим уже поскорее закрыть эту вкладку.

4. Срочность и давление

К этой группе относятся любимые фишки маркетологов: таймеры отсчета, агрессивные CTA, надписи по типу «осталось всего 4 места». Все эти манипуляции включают тревожные механизмы мозга, вызывая не мотивацию к действию, а отторжение.

Важно понимать, что UX-боль — это не только вопрос дизайна, но и вопрос базовых человеческих реакций. Понимая эти триггеры, мы сможем создавать дизайн, который будет ощущаются заботливым и удобным. Ну и разумеется, не бесить пользователей.

1. Таймеры и отсчеты

Где нас ждут таймеры:
  • баннеры с акциями и скидками («До конца акции осталось 24 часа»),
  • всплывающие окна («Оставьте заявку сейчас — предложение сгорит уже через 5 минут»),
  • онбординги и квизы («У вас есть 60 секунд на ответ»),
  • чекауты, где находится «ваша корзина».

Таймер нужен, чтобы создать ощущение срочности и подтолкнуть пользователя к действию. Но чаще всего это давление становится излишне навязчивым, и по итогу получается противоположный эффект.

Почему таймеры вызывают стресс?

С точки зрения психологии таймеры включают у нас механизмы тревоги. Мозг начинает воспринимать происходящее как угрозу: «если я не успею — то потеряю возможность». Это не стимулирует — это пугает. Вместо того, чтобы изучить услугу или продукт, вас вынуждают принять решение, к которому вы можете еще быть не готовы.

Чувства, которые вызывают таймеры:
  • потеря контроля — решение будто навязывается кем-то извне,
  • давление — либо сейчас, либо никогда,
  • недоверие — если меня торопят, значит, они что-то скрывают,
  • усталость — постоянное подхлестывание в интерфейсе приводит к эмоциональному выгоранию.

Не думайте, что таймер в дизайне совсем не нужен. Он работает в тех случаях, когда ограничение по времени реально важно для пользователя.

Например:
  • обратный отсчет до начала онлайн-трансляции,
  • временная блокировка слотов при покупке билетов,
  • строго ограниченное время на выполнение теста или сдачу ДЗ на образовательных платформах.

Альтернатива таймерам

Можно мотивировать пользователей к действию с помощью более мягких и этичных подходов:
  • Визуализация ограниченного предложения без таймера («Осталось 3 товара»).
  • Подчеркнутая польза и выгода, а не страх упущенной выгоды.
  • Возможность пользователю самостоятельно контролировать темп («Скидка действует до конца дня. Хотите, напомню позже?»).

Так вы сможете снизить тревожность и сформировать доверие к продукту.

2. Автообновление страницы или данных

Автообновление — это очень удобный механизм, позволяющий в реальном времени загружать актуальные данные.
Например:
  • в чатах (новые сообщения появляются без перезагрузки),
  • в тикет-системах и CRM, где обновляются статусы заявок,
  • в админках и дашбордах, куда постоянно поступают метрики или уведомления.

Безусловно — удобно. Но есть один нюанс: если обновление происходит без согласия и контроля самого пользователя, это становится источником раздражения.

Почему это раздражает?

При внезапном исчезновении, переносе или обновлении данных пользователь теряет контекст.

Это вызывает:
  • фрустрацию — «почему все пропало, я не успел дочитать?»,
  • ощущение потери контроля — система ведет себя непредсказуемо,
  • повышенную тревожность — если в интерфейсе работают с важной или срочной информацией,
  • страх ошибки — «вдруг я что-то потеряю после обновления?».

Таким образом происходит нарушение UX flow — состояния, при котором пользователь погружается в задачу и работает уверенно.

Примеры из практики:
  • При ответе оператора в саппорте система может внезапно перезагрузиться, и фокус теряется.
  • При редактировании объекта в админке автообновление может вернуть к списку.
  • Если метрики в дашборде будут постоянно прыгать, то будет невозможно зафиксировать внимание.

Как можно сделать лучше

Дайте пользователю сделать выбор и контролировать ситуацию:
  • Покажите уведомления о новых данных. Вместо автоматического обновления добавьте баннер — «Появились новые сообщения — обновить?».
  • Предложите ручное обновление по кнопке — «Обновить список заявок» с индикацией, что есть что-то новое.
  • Информируйте о последнем обновлении — «Данные актуальны на 14:23. Обновить».

Автообновление — полезный инструмент, но он не должен мешать пользователю.

3. Автозапуск видео или аудио

Уверены, что вы сталкивались с такой ситуацией: вы открываете сайт в транспорте или ночью в кровати, как вдруг из динамиков звучит громкий голос, музыка или реклама. Неожиданно и неудобно, а еще хочется немедленно закрыть вкладку.

Автозапуск медиа — классический UX-антипаттерн. Он:
  • вторгается в личное пространство пользователя,
  • нарушает тишину в неподходящий момент,
  • создает стресс, особенно при неожиданном и громком включении звука.

Эффект неожиданности и дискомфорта

Главная проблема автозапуска в том, что он нарушает ощущение контроля: пользователь не давал согласия на воспроизведение, он был не готов к этому. Такие ситуации вызывают раздражение на базовом, психологическом уровне.

Примеры ситуаций:
  • Вы переходите на лендинг, где видео со звуком начинает играть автоматом.
  • Вы листаете сайт, а на фоне запускается рекламный ролик.
  • Одна из вкладок неожиданно начинает воспроизводить звук, и вам приходится судорожно искать, откуда он идет.
Чаще всего автозапуск встречается на:
  • медиасайтах с новостями и рекламой,
  • промо-лендингах с видеобаннерами или автопрезентацией,
  • сайтах интернет-магазинов, где видео само запускается в карточке товара.

Как использовать правильно?

Отключите автозапуск по умолчанию, чтобы пользователь мог сам запустить видео. Или:
  • Запускайте видео без звука. Ролик может служить анимированным фоном, но звук должен запускаться только по инициативе пользователя.
  • Добавьте визуальный индикатор — значок «звук включен/выключен» или индикатор воспроизведения — чтобы пользователь понимал, что происходит.

Автозапуск медиа является мощным инструментом, который легко может обернуться против вас.

4. Плавающие баннеры и всплывающие окна

Пользователи заходят на сайт ради определенной задачи, но когда их встречают попапы, сбивая внимание, его цель отходит на второй план.

Например:
  • «Подпишитесь на рассылку».
  • «Оцените наш сервис».
  • «Скидка 10%, при подписке/регистрации».
  • Или еще хуже — огромный баннер, перекрывающий весь экран с таймером, кнопкой и невозможностью закрыть его сразу.

Почему это раздражает

Основные проблемы, которые вызывают всплывающие окна и баннеры:

1. Перекрытие контента

Пользователь только зашел на сайт, еще не понял, интересен ли ему контент, а ему уже перекрывают информацию.

2. Непредсказуемость

Такие окна часто появляются внезапно, например, через 5-10 секунд после открытия сайта.

3. Агрессивные CTA

На таких баннерах часто располагаются кнопки в стиле «Нет, я хочу переплачивать» или «Не хочу быть умным», которые только усугубляют раздражение.

4. Отсутствие возможности закрыть

Крошечный крестик в углу, несколько крестиков или таймер на закрытие, чтобы удержать пользователя, ощущаются как давление и ловушка.

5. Нарушение фокуса

Если пользователь читал текст, скроллил каталог или что-то заполнял, появление окна сбивает его с мыслей. Повторный вход в задачу требует усилий.

Как сделать лучше?

Несколько рекомендаций, чтобы привлечь внимание пользователей уважительно:

1. Ненавязчивость

Используйте небольшие баннеры сбоку или снизу экрана, которые не будут мешать чтению или взаимодействию с интерфейсом.

2. Правильный тайминг

Дождитесь, пока пользователь пролистает 50% страницы, проявит интерес или пробудет на сайте 30+ секунд, прежде чем показывать попапы.

3. Легкое закрытие

Сделайте кнопку закрытия заметной и доступной.

4. Управление фокусом

При использовании модальных окон убедитесь, что они логично вписывается в flow: не «захватывают» клавиатуру, не мешают скроллу и легко убираются.

Плавающие окна и баннеры действительно привлекают пользователей, если использовать их правильно.

Заключение

Когда мы проектируем интерфейсы, важно не забывать, что за экраном находятся реальные люди. Люди, которые не просто выполняют задачи, а испытывают эмоции, разочарования и радости, взаимодействуя с продуктом. Каждое ваше решение в дизайне влияет на их восприятие, а следовательно — на их отношение к вашему продукту.

Помните: по-настоящему хороший UX-дизайн — это всегда уважение к аудитории, понимание ее потребностей и отсутствие излишних раздражений. Только так можно построить доверительные отношения с пользователями и обеспечить долгосрочную лояльность.