Сегодня мы рассмотрим семь крупных UX-провалов технологических гигантов, разберем, что пошло не так и попытаемся понять, как избежать аналогичных ошибок в своих проектах.
Никто не застрахован от неудачных дизайн-решений. Даже самые известные компании с огромными командами и ресурсами допускают серьезные UX-ошибки.
Даже самые известные компании с огромными командами и ресурсами допускают UX-ошибки. Некоторые из них настолько серьезны, что приводят к потере дохода, разочарованию пользователей или даже полному провалу отдельных продуктов.
Какие уроки мы, дизайнеры, можем извлечь из этих промахов?
Сегодня мы рассмотрим семь крупных UX-провалов технологических гигантов, разберем, что пошло не так и попытаемся понять, как избежать аналогичных ошибок в своих проектах.
Давайте же начнем.
1. Обновление политики конфиденциальности WhatsApp*: проблемы с коммуникацией
В феврале 2021 года популярный мессенджер WhatsApp* выпустил обновление политики конфиденциальности.

Это уведомление вызвало массовую панику по всему миру. Обновление предполагало, что пользовательские данные будут передаваться напрямую в Facebook*, а вы все знаете, какая у него репутация 👿. Люди не были готовы к такому повороту событий.
Недостаточно четкая коммуникация ввела пользователей в заблуждение. Они потеряли доверие к платформе и начали переходить к конкурентам, таким как Signal и Telegram, которые за одну ночь получили миллионы загрузок.
Позже WhatsApp* разъяснил, что он имел в виду. Это звучало примерно так: «Эй, это было просто недоразумение, ребята, мы не хотим продавать ваши данные, расслабьтесь», но ущерб уже был нанесен, и все потому, что они не смогли правильно сформулировать свое сообщение с первого раза.
Уроки для дизайнеров:
- Ясность: Обновления никогда не должны сбивать пользователей с толку.
- Доверие: Неудачное UX-решение может в одночасье оттолкнуть пользователей и побудить их перейти к конкурентам.
- Коммуникация должна быть максимально прозрачной и понятной, когда дело доходит до таких чувствительных аспектов, как конфиденциальность.
2. Microsoft Bob, чрезмерно упрощенный интерфейс, который оскорбил пользователей

Microsoft Bob — графический интерфейс, призванный сделать операционную систему Windows более доступной для новичков — был представлен в 1995 году.
Вместо стандартного «оконного» лейаута пользователей встречали мультяшные комнаты, символизирующие различные приложения, а в правом нижнем углу размещался виртуальный помощник, который сопровождал их на протяжении всего пути.
Однако все это выглядело по-детски и слишком примитивно, практически оскорбительно. Кроме того, интерфейс был медленным, неуклюжим и требовал большой вычислительной мощности.
Этот проект стал предметом шуток в технологической индустрии и был быстро закрыт.
Уроки для дизайнеров:
- Изучайте свою аудиторию: Чрезмерное упрощение интерфейса может вызвать у пользователей скорее разочарование, чем облегчение.
- Эстетика должна соответствовать функциональности: Сделать интерфейс забавным — не значит сделать его непрактичным.
- Баланс между юзабилити и сложностью очень важен: Пользователи хотят простоты, но не ценой эффективности.
3. Humane AI Pin, умный помощник, который оказался никому не нужен

Humane AI Pin презентовали как будущее портативных AI-устройств, призванных заменить смартфоны голосовым и проекционным интерфейсом на базе ChatGPT.
Стартап был основан бывшими сотрудниками Apple, поэтому люди воспринимали их слова всерьез. Несмотря на отличный дизайн и качество сборки, Humane AI Pin во многих отношениях потерпел неудачу.
- Голосовые взаимодействия оказались неловкими на публике.
- Проекционный интерфейс получился нечитаемым, а взаимодействовать с ним было неудобно.
- Высокая цена ($699 + подписка), при этом преимущества по сравнению с мобильными телефонами неочевидны.
Пользователи быстро поняли, что смартфоны уже решают все задачи, которые обещал решить AI Pin, только лучше.
Производство и поддержка устройств были прекращены в феврале 2025 года.
Уроки для дизайнеров:
- Новые технологии должны решать проблемы, а не создавать новые.
- Тот факт, что устройство работает на основе искусственного интеллекта, не означает, что оно лучше.
- Если пользователям покажется, что продукт усложняет, а не упрощает их жизнь, они его не примут.
4. Windows Phone: запоздалый запуск, который с самого начала был обречен на провал

Компания Microsoft вышла на рынок смартфонов с Windows Phone в 2010 году, надеясь составить конкуренцию iOS и Android.
Дизайн интерфейса был достаточно изящным и интуитивно понятным, с плавной анимацией, а камера позволяла делать неплохие снимки и видео. На этом список достоинств Windows Phone заканчивается. Вот несколько причин его провала:
- Отсутствие поддержки приложений: Многие разработчики не стали создавать версии своих приложений для Windows Phone, а те, кто стали, через некоторое время прекратили их поддержку, поскольку пользователей было слишком мало.
- Слабый маркетинг и брендинг: Пользователи не видели веских причин для перехода на Windows Phone, так как iOS и Android были в авангарде инноваций, с каждой версией представляя все новые и новые функции.
К тому времени, когда Microsoft попытался исправить эти проблемы, рынок уже ушел вперед, и продукт в итоге был снят с производства.
Уроки для дизайнеров:
- Экосистема имеет значение: Без поддержки разработчиков даже отличный UX не спасет продукт.
- Чтобы выйти на уже занятый рынок, необходимо уникальное, инновационное ценностное предложение.
- Не отталкивайте текущих пользователей запутанными переходами.
5. Skype, отличный продукт, который сбился с пути

Когда-то Skype был лучшей платформой для видеозвонков, но с годами он стал слишком сложным, начал тормозить, глючить и все чаще разочаровывать пользователей.
После того как Microsoft купил компанию в мае 2011 года, в дизайн были внесены ненужные изменения и добавлены дополнительные функции, которые усложнили ранее простой и надежный продукт.
В то же время Zoom, главный конкурент Skype, становился все более понятным, быстрым и надежным и в конце концов занял позицию ведущего приложения для видеозвонков во время пандемии 2020 года.
К тому времени, когда Microsoft попытался исправить проблемы, продукту уже был нанесен непоправимый ущерб. Google также запустил свою платформу для видеозвонков (Google Meet), и Skype окончательно проиграл в этой гонке.
Поддержка Skype прекратится в мае 2025 года.
Уроки для дизайнеров:
- Простота: Чрезмерное усложнение интерфейса может оттолкнуть аудиторию.
- Скорость и надежность: Никто не захочет пользоваться лагающим, непредсказуемым продуктом.
- Сосредоточьтесь на основных потребностях пользователей: Не добавляйте ненужные функции, которые лишь перегружают опыт.
6. Google Glass, будущее, которое так и не наступило

Google Glass — амбициозный проект, обещавший пользователям футуристический опыт погружения в дополненную реальность. Однако проблемы с UX быстро стали очевидны:
- Устройство оказалось неудобным, его было неловко носить на публике.
- Возникли проблемы с конфиденциальностью, окружающие чувствовали себя некомфортно рядом с пользователями из-за встроенных камер.
- Интерфейс не был интуитивным, что затрудняло взаимодействие с устройством.
В итоге продукт провалился, так как он совершенно не вписывался в повседневную жизнь пользователей.
Уроки для дизайнеров:
- Технологии должны естественным образом интегрироваться в жизнь людей.
- Учитывайте этические аспекты и вопросы конфиденциальности: Люди не примут ваш продукт, если они будут чувствовать себя некомфортно.
- Если использование требует серьезных изменений в поведении, продукт, скорее всего, встретит сопротивление.
7. Fisker Car, красивый электромобиль с ужасным UX

Стартап Fisker выпустил электрокроссовер Ocean как конкурента Tesla и Rivian. Хотя автомобиль действительно выглядел потрясающе, его UX оказался просто ужасным:
- Многочисленные баги и медленная загрузка приложений делали ключевые функции ненадежными.
- Ужасный опыт обслуживания: пользователи сообщали о серьезных проблемах с ремонтом и поддержкой.
В итоге Fisker Ocean возглавил рейтинги худших автомобилей и получил шквал критики в сети, а в июне 2024 года основатель стартапа подал заявление о банкротстве.
Уроки для дизайнеров:
- Надежность не менее важна, чем эстетика.
- Продукт хорош лишь настолько, насколько хороша система поддержки, которая за ним стоит.
Заключение
Никто не застрахован от неудачных дизайн-решений. Даже технологические гиганты допускают серьезные UX-ошибки. Мы должны учиться на подобных примерах и исправлять проблемы как можно быстрее, чтобы удержать пользователей и подарить им по-настоящему комфортный опыт.
Спасибо за внимание!
* Meta признана в РФ экстремистской организацией