Краткая история логотипа Adidas

Почему на одних товарах он выглядит так, а на других — иначе?

Adidas — один из самых известных и узнаваемых мировых брендов. На сегодняшний день компания использует сразу несколько логотипов для разных продуктовых линеек —  три полоски, трилистник, словесный знак и др. Сказать, какой из них является основным, довольно сложно.

Из статьи вы узнаете:

  • как появилась компания Adidas,
  • что означает ее название,
  • кем был создан и как менялся логотип бренда и т.д.

Вы точно хотя бы раз в жизни покупали вещи от Adidas, не так ли? Бренд, который когда-то специализировался на производстве спортивной обуви, за несколько десятилетий стал законодателем мод не только в мире спорта, но и в повседневной жизни. Что ж, помимо стильной обуви и одежды высокого качества, Adidas может похвастаться захватывающей историей эволюции своего логотипа. Вам она точно понравится!

Биография бренда Adidas насыщена деталями, неожиданными поворотами и событиями, которые больше напоминают легенды. Погрузившись в нее, вы взглянете на бренд совсем по-другому и оцените его по достоинству. Изменения коснулись всего — от названия компании до фирменного стиля и общей философии. 

Если вам больше по душе видеоформат и вы хотите узнать дополнительные факты о развитии компании, посмотрите фильм о братьях-основателях бренда (он называется "Дуэль братьев. История Adidas и Puma", погуглите, не пожалеете). Ну а мы сосредоточимся на дизайне, поэтому приглашаем вас познакомиться с историей разработки логотипа Adidas. 

Что такое “Adidas”?

Историю этого бренда нельзя назвать простой, однако взлеты и падения даже добавляют ему привлекательности. Задолго до эпохи современного Adidas с его цепляющими коллекциями существовали компании-предшественники, заложившие основу бренда в том виде, в каком мы его знаем.

Всемирно известный бренд раньше производил только спортивную обувь, а компания называлась "Dassler Shoes" в честь своего основателя, немецкого сапожника по имени Адольф Дасслер. И как это бывает в сказках, у него был младший брат, Рудольф Дасслер, который со временем стал его конкурентом.

Но задолго до этого братья Дасслер добились большого успеха, продали тысячи пар обуви, а также получили признание как мастера своего дела по всей стране.

Адольф "Ади" Дасслер

Адольф Дасслер родился в небольшом городке на востоке Франконии (историческая область в Германии). Вернувшись со службы в годы Первой мировой войны, он занялся изготовлением спортивной обуви. В 1924 году Адольф объединил усилия с братом Рудольфом, а в 1936 году они прославились на весь мир, когда американский спортсмен, спринтер Джесси Оуэнс, завоевал четыре золотые медали на Олимпийских играх в Берлине в кроссовках их производства.

К сожалению, всему хорошему приходит конец. 1947 год стал переломным для братьев Дасслер: сотрудничество прекратилось, и каждый из них пошел своим путем. Причины до сих пор точно неизвестны, но, несмотря на разрыв, две вещи остались неизменными.

Оба брата продолжили заниматься производством обуви, и оба придумали названия своих компаний, используя один и тот же прием словообразования. Часть имени + маленький фрагмент фамилии, и вуаля, у Рудольфа появилась "Ruda" (которая через некоторое время стала "Puma", вот это поворот!), а у Адольфа — "Adidas". Но почему тогда не "Adodas"? 

Название "Adidas” происходит от прозвища старшего брата "Ади". Только представьте, как называлась бы ваша компания, если бы в основу названия легло прозвище, которое было у вас в детстве! Дасслеру чрезвычайно повезло. Таким образом, в 1949 году он зарегистрировал компанию "Adidas". 

Оригинальный логотип бренда был очень наглядным: спортивная обувь за решеткой, образованной вертикальными штрихами букв “d” слова “adidas” и расшифровка названия компании над ней. 

Логотип “Adidas”, 1949 год

Три полоски

Каждая новая версия логотипа Adidas была попыткой найти идеальное решение. Так, в следующем логотипе ключевую роль играла типографика, а центральным элементом стало название компании. В отличие от современной версии, мы видим заостренные буквы "a" и длинные хвостики "d", а само слово было написано внутри прямоугольника со скругленными углами. 

Логотип “Adidas”, 1950 год

В 1967 году острые углы исчезли, а буква "s" стала шире. Как видите, фигура на фоне уже не является обязательным элементом композиции, благодаря чему новый логотип получился более универсальным. Этот словесный знак все еще используется в наши дни, но что насчет культового трилистника, откуда взялся он? Какой смысл скрывается за логотипом Adidas? 

Логотип “Adidas”, 1967 год

В 1967 году компания представила новую дизайн-концепцию: теперь по бокам каждого кроссовка располагались 3 полосы, что позволило Адольфу Дасслеру назвать Adidas "компанией трех полосок". На самом деле, права на использование трех полосок были куплены у финского спортивного бренда Karhu Sports. 

Существует даже легенда о цене, которую заплатил за них Дасслер: всего 1600 евро и две бутылки виски — эти условия полностью устроили финскую компанию, испытывающую финансовые трудности после Второй мировой войны. 

В то время все модели обуви включали только боковые полоски вместо отчетливой надписи Adidas, но это решение послужило значительным толчком к созданию одного из самых узнаваемых логотипов прошлого века и наших дней. 

Теннисные кроссовки Adidas

Без тени сарказма можно говорить о том, что в какой-то момент компания Adidas создала целую вселенную различных продуктовых линеек, в основе которых лежала идеология трех полосок. Будучи пионером во многих областях обувной промышленности, бренд не упустил шанса представить новый продукт для спортивного сообщества.

В 1963 году, Adidas, руководствуясь идеей Хорста Дасслера (сына Ади Дасслера), создал первую в истории кожаную теннисную обувь. Она легла в основу классической линейки обуви Adidas, которую мы знаем сегодня. Новая модель была названа Robert Haillet в честь профессионального теннисиста из Франции. 

Когда Хайе ушел из спорта, продукту потребовался новый амбассадор, действующий теннисист, способный стать лицом линейки. В период с конца 1960-х до начала 1980-х годов заметной фигурой в теннисе был американский игрок Стэн Смит. Компания предложила спортсмену контракт, пообещав ему авторские отчисления за использование его имени. В начале 1980-х годов на язычке кроссовок можно было увидеть логотип Adidas с портретом Стэна Смита и его подписью.

Логотип “Adidas” с портретом Сэма Смита

Появление трилистника

Adidas имеет неоднозначную репутацию (по слухам, во время Второй мировой войны Адольфа Дасслера привлекала нацистская идеология), в связи с чем компания испытывала некоторые проблемы, а целевая аудитория какое-то время относилась к ней с настороженностью.

Эмблема в форме трилистника была призвана подчеркнуть этническое и социокультурное многообразие покупателей продукции. Три листочка обозначают Северную Америку, Европу и Азию — территории, где продается обувь Adidas. Как видите, три полоски по-прежнему здесь. Они добавляют последний штрих к логотипу, превращая его в первый корпоративный символ компании. Трилистник прочно занял свою нишу, став логотипом линейки Adidas Originals.

Трилистник Adidas

Гора как новый символ Adidas

В начале 90-х годов креативный директор Adidas Питер Мур помог логотипу Adidas обрести новый облик: на этот раз легендарные полоски были перевернуты, чтобы вызвать ассоциации с горой. Три полосы в порядке возрастания (как на кроссовках), символизируют сложный путь к достижению цели. Эта тема особенно близка и понятна спортсменам, которые выбирают одежду и обувь Adidas для участия в спортивных мероприятиях. 

Логотип Adidas в форме горы

Через год после этого была представлена коллаборация Adidas и Salomon Sports. Получившийся в результате логотип сочетает в себе фирменные цвета брендов: синий цвет Adidas и красный цвет Salomon. Логотип имеет форму ромба, а в центре мы видим силуэт человека, поднявшего руки вверх, чтобы отпраздновать победу. Какой живой вдохновляющий образ для маркировки товаров, призванных обеспечить высокие спортивные результаты!

Логотип, который был создан для коллаборации Adidas / Salomon

Adidas NEO вступает в игру

2002 год был ознаменован появлением суббренда Adidas под названием NEO. Акцент сместился со спорта на повседневную моду и стиль молодого поколения. Все товары стали более доступными, а логотип Adidas принял вид сферы с тремя классическими полосками. Чаще всего встречается белая версия на зеленом фоне. Это прекрасный пример гибкой концепции, воплощенной в новых контрастных геометрических формах. 

Логотип Adidas NEO

Простота в качестве главного принципа

В 2005 году графическая часть логотипа Adidas практически не изменилась — мы видим все тот же символ, состоящий из трех полосок. Представленный ниже словесный знак отражает минималистичный культовый облик бренда. Тем самым он отдает дань уважения корням торговой марки, созданной Адольфом Дасслером и выпустившей многочисленные коллекции товаров. Эта версия символизирует лидерство, развитие и эволюцию. 

Логотип “Adidas”, 2005 год

Для миллионов людей Adidas стал чем-то большим, чем просто бренд — в наши дни это образ жизни и своего рода заявление. Adidas навсегда оставил след в истории поп-культуры, ведь его можно было увидеть на участниках таких всемирно любимых музыкальных групп, как Sex Pistols, The Doors, а также на музыкантах Дэвиде Боуи, Бобе Марли и многих других!

Кто знает, сколько еще трансформаций логотипа Adidas мы увидим в будущем. Главное, чтобы все они имели символический смысл, как и все прошлые версии, рассмотренные в статье. В противном случае вопрос "Что такое Adidas?" так и останется без ответа.

Часто задаваемые вопросы

1. Почему существует два логотипа Adidas?

Наличие у Adidas двух вариантов логотипа объясняется желанием сохранить его универсальность, гибкость и адаптивность для различных линеек продукции, коллекций, коллабораций и образов. 

Кроме того, указанный подход уходит корнями в историю развития обуви Adidas: для каждой выпущенной модели имеются свои устоявшиеся логотипы. Многие модели продаются и в наши дни с теми же логотипами.

2. Какой же логотип Adidas можно назвать основным?

Сложно сказать, какой логотип является основным. Одно можно утверждать наверняка: логотип с тремя полосками и логотип с трилистником остаются наиболее узнаваемыми. Именно они оставили самый значимый след в истории бренда Adidas.

3. Что означает логотип Adidas?

Трилистник символизирует многообразие, одну из ценностей бренда. Гора обозначает ступеньки в качестве символа восхождения и преодоления препятствий, с которыми сталкиваются спортсмены на соревнованиях.

4. Какой логотип Adidas является самым старым?

Один из самых старых логотипов Adidas — первый прототип логотипа с изображением шипованной обуви, именем Адольфа Дасслера сверху и надписью “Adidas” под композицией. Что касается первого официального логотипа компании, то это слово "Adidas", написанное в прямоугольнике со скругленными углами.

5. Какой шрифт использует Adidas?

Существует множество шрифтов, созданных по образу и подобию знаменитого словесного знака Adidas, но считается, что именно шрифт ITC Avant Garde используется в логотипе компании.

6. Кто разработал логотип Adidas?

Оригинальный логотип Adidas с тремя полосками, был разработан самим создателем бренда, Адольфом Дасслером, как и культовый трилистник. Питер Мур “отшлифовал" все логотипы Adidas, придав им тот знаменитый облик, который мы можем видеть сегодня.

Источник:
The Designest
arrow