Наш бесконечный поиск паттернов

Аудио перевод статьи
0:00
0:00
Аудио перевод статьи
0:00
0:00
·

Иллюстрация Марины Верду.

Как люди всегда принимали решения и почему это важно для UX

До появления современных удобств, таких как интернет и энциклопедии, наши предки охотники-собиратели могли выжить только благодаря тем знаниям, которые были основаны на собственном опыте. По мере того, как мы сталкивались с чем-то новым и делились ресурсами с другими людьми, мы стали лучше выживать. Тем не менее, не было никакого способа документировать то, что мы узнали, и наши знания могли распространяться только изустно (словесно). 

И поэтому наш мозг стал опираться на кое-что другое: аналогии (пути сравнения). Предлагая нам использовать характерные особенности того, что нам уже известно, аналогии помогали нам распознавать паттерны и делать концептуальные скачки (Концептуальный — это особый подход, основанный на принципе тщательной продуманности, на некой концепции, содержащей оригинальный замысел и не использованную ранее идею). Если оно скользит, как змея, то, вероятно, оно представляет опасность. Если его цвета яркие, оно скорее всего ядовитое.

Сегодня процесс выживания (в некотором смысле) менее рискован и опасен. Несмотря на то, что большую часть времени мы стали проводить не на природе а в цифровой среде/интернете, паттерны по-прежнему лежат в основе нашей способности функционировать в настоящем и создавать будущее. Возможно, мы не знаем, что большинство четырех лепестковых цветов съедобны, но мы знаем, что три горизонтально сгруппированные линии расположенные в верхнем углу приложения могут служить контейнером для навигационного меню (Гамбургер — устоявшееся название иконки, состоящей из трех параллельных горизонтальных линий, символизирующих список меню).

Вот как ваш мозг принимает решения

Чтобы понять, почему аналогии и паттерны работают, нам нужно понять, как люди принимают решения.

В Психологии Восприятия доктор М.Д.Вернон говорит о том, как люди учатся находить символический смысл в абстрактном. “Мы заметили, что ребенок довольно рано приобретает способность распознавать и идентифицировать объекты (с которыми он знаком) по картинкам, потому что он часто сталкивается с подобными картинками.”

Обучение происходит через знакомство и повторение. Будь то двумерные изображения или цифровые взаимодействия на iPad, люди адаптируются к различным средам с помощью распознавания образов. Сегодня малыши учатся взаимодействовать с экранами примерно в то же время, когда они учатся ходить. Между тем, многие нецифровые аборигены (люди старших поколений) научились свайпить, скроллить и осуществлять поиск уже после того возраста, в котором становится легальным употребление алкоголя. Независимо от возраста или опыта, наш мозг постоянно ищет закономерности, которые помогут нам быстрее принимать решения и успешно ориентироваться в окружающей среде.

Хотя у нас и есть когнитивная способность понимать менее знакомые нам вещи, но это всегда требует больших усилий. Вот тут-то и проявляется сила аналогий, они помогают нам прилагать меньше усилий, используя старое для того чтобы понять что-то новое. В книге "Кратчайший путь: Как аналогии выявляют связи, стимулируют инновации и продают наши величайшие идеи “Джон Поллак пишет, что ”сравнения — это единственный практический способ сортировать поток поступающих данных, интерпретировать их в контексте своего опыта и принимать соответствующие решения". То же самое верно, когда мы учимся чему-то новому. Мы ищем якоря, которые помогут нам провести параллели между известным и неизвестным. Например, UX аналитик, изучающий системное мышление, может провести параллели между системами проектирования и природными экосистемами. Оба типа систем основаны на паттернах, взаимосвязанных отношениях между объектами внутри системы и важности поддержания здорового равновесия.

Иллюстрация Марины Верду.

Как распознавание взаимосвязей приводит к открытиям и инновациям

Помимо того, что они помогают нам принимать решения и направлять процесс обучения, паттерны, применяемые в различных средах, также могут привести к инновациям. В своем анализе аналогий и того, что приводит их в движение, Поллак утверждает, что самые мощные аналогии достигают пяти целей:

  1. Использовать знакомое, чтобы объяснить что-то менее знакомое
  2. Выделить общие сходства и сгладить различия
  3. Определить полезные абстракции
  4. Рассказать связную историю
  5. Эмоционально резонировать

Глядя на то, как мышление аналогиями помогает нам выявлять сходства, сглаживать различия и выявлять полезные абстракции, мы можем понять, почему они сыграли ключевую роль в открытиях и инновациях. 

Возьмите застежку-липучку, более известную как Велькро (Velcro — текстильная застежка). Это изобретение возникло благодаря неприятному моменту произошедшему в дикой природе: обычному репейнику (лопух большой). Основной пример биомимикрии — поиска закономерностей (паттернов) в природе и использование их в качестве вдохновения для новых изобретений. Способность репейника вонзать свои крючки в нашу одежду и оставаться там, пока мы не выдернем его, — это то, что вдохновило Жорджа де Местраля в 1940-х годах, когда он путешествовал по Западным Альпам, на создание текстильной застежки. Надежное, но имеющее ограниченный срок службы,  крепление репейника было похоже на фиксированное крепление, которое могли предложить только кнопки и пуговицы. Тот факт, что это было растение, являлся несущественным отличием, которое можно было проигнорировать. Крючки репейника давали полезную абстракцию о том, что два разных типа материала могут быть надежно прикреплены друг к другу без использования иглы и нити.

Конечно же, это открытие не было мгновенным. Де Местраль потратил восемь лет на изучение того, как анатомия репейника могла быть преобразована во что-то полезное. Как отметил Поллок, “такие моменты озарения почти всегда являются результатом постепенных, итеративных исследований или улучшений, которые, наконец, достигли переломной точки полезности, эффективности или воздействия.” Это как процесс двойного алмаза конвергенции и дивергенции, который так любят UX специалисты.

Пока распознавание паттернов поддерживало жизнь людей, их применение (например, биомимикрия) помогало людям внедрять инновации. Аналогичная концепция существует в UX — скевоморфизм. Скевоморфизм, получивший свое определение от организации Interaction Design Organization как “объекты интерфейса, которые имитируют свои реальные аналоги в том, как они выглядят и / или как пользователь может с ними взаимодействовать”, — это просто биомимикрия в другой среде.

Мы можем видеть отчетливые примеры скевоморфизма в интернет-магазинах. Как только в середине 90-х годов появились интернет-магазины, над ними насмехались. Как можно безопасно передавать такую ценную информацию, как ваш домашний адрес и данные кредитной карты, на компьютер? Конечно, все изменилось. Но для этого потребовалось время, доверие и создание параллельного опыта через паттерны. Опыт от покупок в обычном магазине и присущие ему паттерны были изучены и адаптированы для цифровой среды. Коллекции, категории товаров и метаданные помогали покупателям просматривать онлайн-каталог, имитируя просмотр стоек с одеждой. Товары можно было добавлять в виртуальную корзину точно так же, как их можно было складывать в тележку на колесах. Финальным этапом был виртуальный кассовый аппарат, где покупатели могли просматривать свои покупки и оплачивать их выбранным способом.

Эти сходства помогли людям легче войти в мир онлайн-покупок, дав им что-то знакомое, чему можно доверять. И хотя потребовалось некоторое время, чтобы интернет-магазины действительно прижились, Statista сообщает, что 75% людей теперь совершают онлайн-покупки не реже одного раза в месяц.

Чему UX может научиться на основе того, как люди принимают решения

Цифровая среда неуправляема и не имеет границ — не то чтобы она чем-то отличалась от окружающей среды наших предков. Разница в том, что в настоящее время существует группа людей специализирующаяся на том, чтобы помогать людям принимать решения, приручая цифровое пространство — это работники сферы UX.

Итак, как UX специалисты приручают это пространство? В основном благодаря работе с чем-то уже знакомым людям. Но это не значит, что нет места для инноваций.

2020 год принес с собой радикальный сдвиг в том, как мы проводим свое время.  И мы уже посвятили огромную часть этого свободного времени цифровому опыту. Благодаря удаленной работе и листанию ленты в выходные дни, мы находимся в сети больше, чем когда-либо прежде. Если мы обратимся к таким направлениям, как скроллинг и загрузка анимации, мы увидим, что развивается новый гибрид визуального языка. Чтобы заполнить пустоту, когда-то занятую взаимодействием лицом к лицу, дизайнеры и разработчики улучшают навигацию и делают ее более иммерсивной (создающий эффект присутствия, погружения). Но без фундаментальных знаний о том, как перемещаться по веб-сайту, эти инновации во взаимодействии были бы совершенно непригодны для использования.

UX — это корреляция предсказуемости и инноваций. Используя предсказуемые шаблоны, мы создаем знакомый опыт, который требует как можно меньше усилий. Но мы также вводим новшества. Мы изучаем эти паттерны, чтобы понять, что заставляет их работать, изучаем способы создания нового гибрида, который будет более интуитивным, чем предыдущий.

Когда придет время представить эти новые гибриды, мы можем сделать это осторожно, окружив их широко известными и понятными паттернами. Поступая таким образом, мы можем позволить пользователям опираться на прочную основу причинно-следственных связей, прежде чем вводить нечто, что требует немного больше умственных усилий.

Потому что, в то время как люди стремятся сохранить энергию, они также стремятся осмыслить свой мир. Человеческий мозг хочет соединить точки и найти аналогию, которая поможет им найти смысл. Это очень хрупкий баланс.

Так что идите вперед и создавайте что-то новое. Найдите новые способы использования существующих шаблонов. Создавайте новые впечатления, которые могут привести пользователей в восторг (или абсолютно скучные впечатления). Но никогда не упускайте из виду то, что завело людей так далеко: стремление сделать мир настолько удобным, насколько это возможно.

Источник:
ux.shopify.com
·
comments powered by HyperComments