скидка 80% на курс “С 0 до Middle+” + Бесплатно школа плакатов v 2.0

Стиль Ар-нуво в дизайне

О чем вы думаете, когда слышите словосочетание “дизайн в стиле ар-нуво”? Что-то французское, классическое, модное и, вероятно, дорогое? В переводе с французского “ар-нуво” означает “новое искусство”.

Идея состояла в том, чтобы создать искусство для людей. Это была попытка отойти от традиционных направлений, которые зачастую ограничивали художников и носили элитарный характер.

Движение ар-нуво стремилось привнести красоту во все аспекты жизни всех людей.

Иллюстрация OrangeCrush

В современном обществе мы, даже не осознавая этого, все больше используем различные стили искусства из прошлых веков, в том числе, ар-нуво. Они находят воплощение в брендинге, графическом дизайне, домашнем декоре, архитектуре и многом другом.

Обратившись к истории, мы можем сказать, что эти произведения искусства были не только эстетически привлекательными объектами, но и отражением происходящего в обществе: тенденций, желаний и недовольства внутри него.

Сегодня мы все еще используем искусство подобным образом — чтобы идентифицировать себя с определенным движением или взглядами и привлечь клиентов и зрителей. 

Так как же бренды применяют ар-нуво сегодня? В этой статье мы расскажем об истории стиля ар-нуво и его ключевых особенностях.

1. История ар-нуво

Ар-нуво зародилось в конце 19 века. Его основоположником можно считать британского дизайнера текстиля, писателя и общественного деятеля Уильяма Морриса, а также других участников “Движения искусств и ремесел”.

Последнее возникло до ар-нуво. В основу этого движения легло признание превосходства изделий ручного труда над фабричными. Его участники стремились к реформированию функционального дизайна, отстаивая важность добавления искусства в повседневную жизнь, и полагая, что такое направление должно приобрести популярность и быть по достоинству оценено.

Похожие мотивы можно увидеть и в ар-нуво: желание разрушить традиционные и часто элитарные идеи относительно иерархии направлений в искусстве.

Павлин и дракон, шерстяная ткань, 1878 год, Уильям Моррис, Unsplash

Представители ар-нуво подчеркивали, как важно видеть красоту во всех объектах: искусство — это не обязательно безжизненная картина, висящая на стене, оно может быть функциональным и доступным для всех, а не только для избранных.

Такая философия считалась радикальной в мире элитарного искусства. Как говорил Уильям Моррис: “В доме нет места красивым вещам, не приносящим пользы”.

Стиль ар-нуво черпал вдохновение в английском, средневековом искусстве и мире растений, что характерно и для такого художественного и литературного движения, как романтизм.

Романтизм зародился в 18 веке. Его основу составляли идеи индивидуализма, спонтанности и стремления к свободе. Представители этого направления призывали людей полагаться на воображение.

Одно из главных отличий романтизма от ар-нуво заключалось в том, что романтики критиковали промышленную революцию, в то время как движение ар-нуво приняло ее и даже использовало в своих интересах.

Ар-нуво и промышленная революция

Стиль ар-нуво стал реакцией на происходившие в мире события, в том числе, промышленную революцию, которая началась в 18 веке. Промышленная революция представляла собой процесс перехода от ручного труда к машинному производству и стала возможной благодаря бурному развитию технологий.

D. Napier & Son Ltd, «Процесс производства авиационного двигателя», Англия, 1918 год, Unsplash

Ключевыми факторами индустриализации были: земля, труд, капитал, технологии, коммуникации. Эти 5 элементов также можно обнаружить и в движении ар-нуво.

Промышленная революция сделала производство быстрее и дешевле, в результате чего новые строительные материалы, такие как сталь, железобетон, чугун и стекло стали доступнее. Теперь представителям ар-нуво было проще достать все необходимое для реализации своих проектов.

Они получили возможность не только создавать уникальные предметы ручной работы, но и использовать машинное производство, чтобы даже не слишком обеспеченные люди могли позволить себе красивые вещи. Именно благодаря промышленной революции движение ар-нуво достигло своей главной цели — сделать искусство доступным для всех людей.

2. Цели ар-нуво

Светильник из витражного стекла в стиле ар-нуво, Etsy

Одна из целей ар-нуво состояла в том, чтобы стереть границу между изобразительным и прикладным искусством. Изобразительное искусство зачастую лишено идеи и оценивается исключительно с точки зрения эстетики.

Прикладное искусство всегда выполняет определенную задачу, оно применяется к повседневным предметам, представляющим практическую ценность. Такой подход дает возможность приобретать прекрасные вещи не только богатым людям, но и позволяет сделать красоту функциональной и доступной для каждого. Это применимо к архитектуре и дизайну интерьера, графике, ювелирным украшениям и многому другому.

Многие произведения искусства в стиле ар-нуво представляли собой не картины (которые в то время были зачастую доступны лишь богатым людям), а предметы быта, такие как вазы, стулья, лампы, а также здания.

Основоположники стиля ар-нуво поставили перед обществом, в том числе художниками и ремесленниками, задачу создавать качественные изделия ручной работы и современные дизайны, которые были бы одновременно красивыми, и практически применимыми. Эта идея заставила мастеров заново исследовать обычные предметы, чтобы попытаться увидеть в них потенциальные шедевры.

Художники начали экспериментировать с линиями и кривыми, геометрическими формами и другими элементами. Именно такие приемы стали отличительной чертой дизайна в стиле ар-нуво.

“Времена года” (серия), Альфонс Муха, Mucha Foundation

Движение ар-нуво также стремилось изменить подход к образованию в сфере искусства. С 17 по 19 века в академическом мире существовала иерархия, в которой изобразительное искусство — картины и скульптуры — воспринималось как высшее, поэтому именно ему уделялось больше внимания. Ар-нуво подчеркивало значимость всех дисциплин и произведений искусства.

Лестница в стиле ар-нуво в особняке Тасселя, Брюссель, спроектирована Виктором Орта. Wikipedia

3. Представители ар-нуво

Вскоре после того, как в Англии приобрели популярность работы Уильяма Морриса, в мире распространились слухи о движении ар-нуво и о том, как оно меняет искусство.

Одним из первых представителей этого направления в Бельгии стал молодой архитектор Виктор Орта, построивший в Брюсселе особняк Тасселя, который считается одним из первых зданий в стиле ар-нуво. Подход архитектора к использованию материалов был инновационным.

Вход в парижское метро в стиле ар-нуво, Culture Trip

Вдохновившись примером Орта, французский архитектор и дизайнер Эктор Гимар применил стиль ар-нуво для оформления входов в парижское метро.

Движение ар-нуво привлекло особое внимание после Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1900 году. Здесь можно было встретить работы многих представителей стиля, в том числе известного чешского художника, иллюстратора и графического дизайнера Альфонса Мухи. 

Он был наиболее известен своими яркими и уникальными театральными афишами. В частности, большую популярность ему принесли плакаты с изображением французской актрисы Сары Бернар, поскольку он смог передать то, каким образом звезду видит публика.

“Дама с камелиями” Альфонса Мухи, Wayfair

Другой ведущий представитель стиля ар-нуво — венгерский архитектор Эден Лехнер. Он был известен своими грандиозными проектами зданий, которые оживляли Будапешт и добавляли ему красок. Лехнер комбинировал стилистические элементы ар-нуво и традиционные венгерские народные мотивы.

Элизабет Сонрель — французская художница и иллюстратор в стиле ар-нуво.  Вдохновением для нее служили работы британских прерафаэлитов 19 века. Сонрель изображала аллегорические сюжеты, портреты и пейзажи, а также интересовалась мистикой и символизмом. Ее акварельные работы обычно были посвящены религиозным темам и включали идеализированные изображения женщин. Художница была внимательна к деталям, а ее стиль можно назвать деликатным.

“Вербное воскресенье” 1897 год, Элизабет Сонрель, ashmolean.org

4. Ключевые особенности стиля ар-нуво

Представители самых разных сфер, включая художников, иллюстраторов, дизайнеров ювелирных изделий и посуды, использовали определенные методы, которые позволяют объединить их в одно движение ар-нуво. Они создавали сказочные образы, отражающие нестандартное мышление и символизирующие появление новых идей. Такие работы обычно отличались следующими особенностями.

Чувственность

Стиль ар-нуво отражал происходившее в то время в обществе пробуждение чувственности. Художники стремились изобразить женское тело с помощью изогнутых линий и округлых форм.

Сегодня мы по прежнему используем эти приемы, чтобы привлечь внимание аудитории к брендингу определенных продуктов, связанных с наслаждениями, таких как изысканные блюда, эксклюзивная косметика, парфюмерия или алкогольные напитки. Взгляните на примеры ниже, чтобы понять, что я имею в виду.

Дизайн Right Hand
Дизайн ChiChiya
Японская параллельная перспектива

Немецко-французский арт-дилер Зигфрид Бинг познакомил западные страны с японским искусством, чем внес огромный вклад в развитие стиля ар-нуво. Японское искусство приобрело популярность по всей Европе, в первую очередь благодаря выставке в Париже, где Бинг продемонстрировал более 700 гравюр и более 400 книг из Японии.

Плакат “Джоб” в стиле ар-нуво, Альфонс Муха, alphonsemucha.org
Иллюстрация “Укиё-э”, Такеучи Кейшу, Ukiyo-e.org

Наибольшее влияние на ар-нуво оказало направление японского искусства укиё-э, что означает “образы плывущего мира”. Создание гравюр в стиле укиё-э представляло собой сложный процесс переноса изображения на деревянную поверхность. Здесь применялись параллельная перспектива, цвета и декоративные узоры, которые во многом послужили вдохновением для ар-нуво.

Изогнутые и плавные линии

Представители движения ар-нуво изобрели стиль, в котором преобладали изогнутые линии. Культовым элементом стала вдохновленная природными формами “хлыстовая” кривая (Whiplash), которая напоминает букву “S”, часто ассиметричную. Такие линии можно увидеть на балконах, перилах, фасадах, в подъездах и рамах домов.

Витражная крыша и зеркало под потолком в музее Орта. Фото: Аластер Кэри-Кокс, Apollo Magazine

Сегодня мы зачастую встречаем такие изогнутые плавные линии в дизайне логотипов и упаковок. Например, взгляните на работы, представленные на картинках ниже, где формы выглядят плавными и текучими, а декоративные и броские детали свидетельствуют о влиянии архитектурного стиля ар-нуво.

Дизайн упаковки Mila Katagarova
Дизайн логотипа Renata_Costa
Природные формы

Многие представители ар-нуво использовали цветы или природные элементы, такие как лилии, ирисы, маки, бутоны роз, изображения лебедей, павлинов, стрекоз, формы облаков или стекающей воды. Даже в изображения женщин с красивыми длинными развевающимися волосами включались природные формы, чтобы композиция получилась гармоничной.

В настоящее время бренды используют растительные мотивы, чтобы передать ощущение роскоши, жизненной силы и женственности. Их можно встретить повсюду: от плакатов, упаковки и этикеток до логотипов и приглашений на свадьбу или дни рождения. Такие элементы мгновенно делают любое изображение более нежным и естественным. 

Плакат в стиле ар-нуво, Merci Dsgn
Логотип в стиле ар-нуво, Agi Amri

5. Когда стоит использовать стиль ар-нуво в вашем брендинге

Ар-нуво — пример того, как принятие и объединение различных культур может стать основой для появления нового направления. Этот классический стиль до сих пор не забыт и ценится в мире искусства.

Дизайнеры часто используют стиль ар-нуво при разработке айдентики, когда хотят передать идею натуральности и оригинальности продукта. Он позволяет выразить восхищение природой, а также добавляет визуалу элегантности. Если вы хотите представить свой бренд именно так, поэкспериментируйте с ар-нуво самостоятельно или обратитесь за помощью к профессиональному дизайнеру.

Источник
и
:
arrow