Методы UX-исследований

Автор статьи:
,

Что такое UX-исследования и для чего они нужны

UX-исследование — это инструмент для изучения потребностей, поведения и опыта пользователей, чтобы создать удобный, полезный и ориентированный на целевую аудиторию продукт. Исследование дает возможность усовершенствовать будущий проект на этапе разработки.

Основные задачи:

01
Определить, для какой аудитории будет создаваться продукт.
02
Отследить поведенческие реакции и предпочтения потенциальных клиентов.
03
Выявить ожидания пользователей от продукта и узнать запросы, которые необходимо закрыть.

UX-исследование — это первая стадия работы над проектом и важный шаг на пути к его успешной реализации.

Виды UX-исследований

Существуют 2 вида исследований: количественные и качественные.

Количественные измеряются в цифрах и говорят о статистике. Этот метод важен для сбора точных данных и нацелен выявить реальные проблемы, а не предполагаемые.
Отвечают на вопросы: Что? Сколько?

Качественные исследования не измерить в цифрах. Они определяют поведение пользователей, объясняют их действия и помогают адаптировать продукт под их запросы.
Отвечают на главный вопрос: Почему?

Общие методологии

Все методы базируются на 3-х главных ступенях:

01
Наблюдение
Необходимо наблюдать за пользователем, чтобы выявить его предпочтения и максимально упростить взаимодействие с продуктом.
02
Понимание
Важно не просто собрать данные о пользователе, но и расшифровать их для общего понимания — только после этого разрабатывать дальнейшие шаги.
03
Анализ
Заключительный этап любого исследования — подведение итогов и рекомендации по решению проблем, которые удалось определить исходя из полученных данных.

Основные методы UX-исследований на этапе планирования

Проверка концепции

Задача — определить главные качества продукта и проверить, соответствуют ли они запросам и потребностям целевой аудитории.

Одному человеку или группе испытуемых предлагается оценить пробную версию продукта и внести свои корректировки.

Карточная сортировка

Этот метод помогает сформировать удобную структуру сайта при помощи самих пользователей.

Участникам исследования выдаются карточки с элементами будущего интернет-ресурса, которые необходимо рассортировать по нескольким категориям, следуя собственной логике.

Этнографические полевые исследования

Наблюдение за пользователями в комфортной для них среде: что они делают, как быстро действуют, на что обращают внимание.

Исследователь присутствует при эксперименте и может пассивно наблюдать за участниками, чтобы вовремя ответить на возникающие вопросы и отметить первые реакции.

Фокус-группы

Групповая дискуссия, в процессе которой становится понятно, что пользователи ждут от будущего продукта.

Метод помогает в короткие сроки доработать проект и перевести финальную концепцию в готовый продукт. В эксперименте участвуют от 3 до 12 человек, исследователь поддерживает беседу, но не направляет ее.

Совместное проектирование

Метод исследования, который позволяет пользователям стать участниками разработки интерфейса. Они создают удобный дизайн сайта из предложенных элементов, после чего исследователи выявляют, что наиболее важно для пользователей и почему.

Древовидные тесты

Метод помогает выявить сложности в навигации по сайту и проводится без участия продукта. Пользователям демонстрируют текстовую версию сайта, структура которого представлена в виде дерева. Основная задача — отыскать по этой схеме нужный раздел.

Как это может выглядеть:

Оценка предпочтений

Исследователи предлагают несколько вариантов дизайна сайта. Участникам необходимо оценить их по определенным характеристикам: простота, удобство, полезность и другие. Это поможет сделать выбор в пользу лучшего.

На этапе разработки

Лабораторные исследования

Метод показывает, с какими сложностями может столкнуться пользователь.

Участник остается наедине с исследователем и выполняет ряд действий, которые требуются при взаимодействии с сайтом. Исследователь фиксирует время выполнения задачи и последовательность перехода от блока к блоку.

Удалённые исследования

Принцип работы тот же, что и при лабораторных исследованиях, только в удаленном формате.

Юзабилити-тестирование

Этот метод позволяет наблюдать за пользователем во время выполнения задач, которые требуются при взаимодействии с продуктом.

Благодаря этому можно выявить возникающие сложности и доработать продукт.

Айтрекинг

Инструмент, который отслеживает и фиксирует передвижение глаз. Цель метода — понять, куда направлен взгляд пользователя, в какой последовательности и с какой скоростью он перемещается по сайту. Это позволяет сделать сайт более удобным.

A/B-тестирование

Данный метод полезен в случаях, когда необходимо сделать выбор между конкурирующими идеями: цветом кнопок, стилями сайта и так далее. Победит идея, которая наберет больше голосов.

Дневниковые исследования

Метод направлен на изучение образа жизни, поведения и привычных действий пользователей.

Участники описывают события, которые навели на мысли о продукте — где это произошло, в какой обстановке и при каких действиях. Это помогает понять, где можно столкнуться с нашим продуктом, а также выявить привычки и ход мыслей потенциальных клиентов.

Немодерируемые UX-исследования

На девайсах участников исследования устанавливаются программы для записи видео. Пользователи вслух изучают сайт: озвучивают свои действия и мысли при взаимодействии с продуктом. После чего данные отправляются исследователям.

Подведение итогов

Интервью

Существует 3 основных типа интервью:

01
Направленное
Проводится в формате «вопрос-ответ». Исследователь задает участникам конкретные вопросы.
02
Неориентированное
Метод подразумевает детальную проработку тех вопросов, которые возникают в ходе беседы с участниками на основании заранее предоставленных ответов.
03
Этнографическое
Наблюдение за действиями пользователей в их привычной обстановке: как они взаимодействуют с продуктом, когда находятся в комфортной среде.

Опросы и анкетирование (на любом этапе)

Самый распространенный метод сбора данных в короткие сроки. Особенно актуален, когда нужно получить мнение большинства.

Экспертная оценка

Исследование проводит опытный UX-специалист. Выявляет сильные и слабые стороны продукта, причины возможных проблем и дает рекомендации по устранению ошибок. Метод помогает по-новому взглянуть на продукт и получить объективную оценку со стороны.

Отзывы

Сбор обратной связи в разных форматах: анонимный опрос, специальная форма анкеты, возможность самостоятельно оставить отзыв на сайте или в мессенджере.

Исследование истинного намерения

Метод предназначен для случайных посетителей сайта. Перед тем, как пользователь зашел на сайт, его спрашивают о цели посещения, а перед выходом — удалось ли ее достигнуть.

Заключение

Мы собрали самые действенные методы и приемы для каждого этапа разработки проекта. Вам необходимо выбрать те инструменты, которые подойдут именно вашему продукту. Необязательно использовать сразу все, можно сочетать некоторые из них между собой — чем больше данных вы получите, тем совершеннее будет ваш продукт.