Принцип бритвы Оккама в UX/UI

Автор статьи:
,

Введение

В мире веб-дизайна и разработки существует множество задач и решений: как совместить функциональность и эстетику, структурировать информацию и навигацию, обеспечить удобство использования и учесть потребности различных аудиторий. Однако избыточность и сложность часто приводят к замешательству и разочарованию как создателей, так и пользователей. Чрезмерное разнообразие функций и элементов интерфейса перегружают пользователей, отвлекая от основной цели. Это может привести к потере интереса и доверия со стороны клиентов, а усложнение кода и данных может замедлить производительность и ухудшить качество продукта.

Простота и минимализм становятся ключевыми аспектами в дизайне интерфейсов и веб-разработке. Принцип бритвы Оккама может стать мощным инструментом, который поможет упростить сложный опыт и создать продукты, которые действительно работают.

Английский монах и философ номиналист Уильям Оккам (1285-1349)

Принцип бритвы Оккама

Бритва Оккама — это методологический принцип, в кратком виде гласящий: «Не следует множить сущности без необходимости».

Это означает, что для достижения оптимальных результатов следует использовать наименьшее количество предположений, деталей и элементов. Или еще одна интерпретация — среди конкурирующих гипотез следует выбирать ту, в которой содержится наименьшее количество предположений. Проще говоря, когда приходится сталкиваться с множеством объяснений или решений, наиболее точным часто оказывается то, которое требует наименьшей сложности. Вместо того, чтобы тратить время на опровержение сложных сценариев, можно принимать решения увереннее, опираясь на гипотезу, в которой меньше всего частей, требующих объяснения.

Иллюстрация бритвы Оккама приводится в сериале «Теория большого взрыва». На вопрос, почему конкретное письмо оказалось в мусоре, Шелдон Купер отвечает, что, хотя возможно, что банка образовалась вокруг письма спонтанно, наиболее вероятным объяснением является то, что кто-то выбросил письмо.

Еще одним из популярных примеров бритвы Оккама является медицинская поговорка «Когда вы слышите топот копыт, думайте о лошадях, а не о зебрах», которая подразумевает, что сначала нужно думать о простых болезнях, а не о редких и сложных.

Хотя может показаться, что достижение простоты менее трудозатратно, на практике нахождение простых решений требует дополнительных усилий. При этом важно понимать, что простота не означает пренебрежение важными аспектами в попытке уменьшить сложность. Бритва Оккама требует предпочесть простое объяснение только в том случае, если оно объясняет явление не менее точно, чем сложное, учитывая весь известный на текущий момент массив наблюдений.

История, наука, жизнь

Хоть принцип и назван в честь Уильяма Оккама, монаха, философа и богослова XIV века, впервые данный термин использовал профессор логики и метафизики Уильям Гамильтон в 1852 году. А в действительности же, концепция бритвы Оккама очень древняя. Еще Аристотель выдвинул старейшее из известных утверждений этой концепции, сказав: «Мы можем предположить превосходство, при прочих равных условиях, доказательства, которое вытекает из меньшего количества постулатов или гипотез».

Этот принцип находит широкое применение в повседневной жизни, когда мы выбираем самый простой и эффективный способ решения задачи. Например, когда действие становится привычкой, мозг использует наименее затратный путь для выполнения этой задачи. Если человеку нужно что-то разрезать, он выберет обычные ножницы, а не специальный прибор из 35 элементов, питаемый из розетки и с инструкцией по эксплуатации. В этом смысле Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Все следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Когда сталкиваешься с двумя одинаково хорошими гипотезами, всегда выбирай более простую

То же самое правило — чем проще, тем лучше — относится к сбору информации и планированию. Кажется, что чем больше собрал информации — тем лучше для дела. До определенного момента — да. А потом — нет. Для принятия решений нам нужен не максимум, а оптимум информации, и оптимум — далеко не максимум.

Переизбыток информации может вредить при любом прогнозе или решении. Например, чтобы предсказать итог футбольного матча, достаточно знать статистику игр двух команд и на чьем поле играют. Все! Это оптимальный набор данных, любая другая информация избыточна, она не улучшает прогноз. При желании  можно учесть еще сотни параметров: состояние здоровья игроков, их возраст, личную жизнь, биографию тренера, погодные условия, месяц и день недели, и др. Можно, но не нужно. Аналогично при любом решении.

При сборе и анализе информации важно понять, что действительно важно, и вовремя остановиться.
Антуан де Сент-Экзюпери — французский писатель, журналист, поэт, сценарист и летчик

Как сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Совершенство достигается не тогда, когда больше нечего добавить, а когда нечего больше убрать».

Зачем использовать этот принцип в UX/UI

Бритва Оккама также имеет решающее значение в UX-дизайне. Сосредоточив внимание на основных элементах и ​​сводя к минимуму сложность, дизайнеры создают интуитивно понятные и эффективные пользовательские интерфейсы. Снижая когнитивную нагрузку и минимизируя шаги, необходимые для выполнения задачи, дизайнеры могут повысить удовлетворенность и вовлеченность пользователей.

Стив Джобс, чья мантра гласит: «Простота — это высшая сложность», является наиболее известным примером человека, который применил бритву Оккама к основе своего дизайнерского мышления.

Стив Джобс — американский предприниматель, изобретатель и промышленный дизайнер

Не стоит путать этот принцип с простым минимализмом и аскетичностью. Когда мы говорим: «Не следует множить сущности без необходимости», важно понимать, что мы понимаем под этими самыми сущностями, которые не надо множить. Речь не только о внешнем виде.

Важно не просто минимизировать количество лишней информации, а сократить путь пользователя к своей цели.

На банковском сайте — это путь клиента к получению кредитной карты, в интерфейсе будильника — быстрая установка нужного времени, а в рекламном тексте — донесение нужной информации. Другими словами, не стоит плодить несколько элементов, если можно обойтись одним. Это правило прекрасно подходит к сайтам, интерфейсам, информационному дизайну, рекламному тексту. Если от сущности или элемента можно отказаться, не потеряв смысла, то его необходимо убрать. В информационном дизайне принцип Оккама работает точно также. Только здесь нужно оперировать не кликами и переходами, а скоростью усвоения информации. Для этого необходимо пройтись бритвой по лишним словам, ненужным заголовкам и стилям оформления.

Как этот принцип может работать с сайтами:
  • не четыре экрана, а один,
  • не три клика, а два,
  • не сто полей в заявке, а десять,
  • не регистрация, а авторизация через соцсети.

Бритвой нужно отсекать не плашки с иконками, а шаги, переходы и клики.

Дитер Рамс — немецкий промышленный дизайнер

Один из десяти принципов хорошего дизайна Дитера Рамса гласит: «Чем меньше дизайна, тем лучше». А Мартин Леблан говорил: «Если дизайн нужно объяснять, то это плохой дизайн».

Где и как применять

Теория всегда хороша и понятна, но часто только до того момента, пока не нужно будет применить ее на практике. Поэтому давайте детальнее рассмотрим моменты, где мы можем применять принцип бритвы Оккама. Следование бритве Оккама — это скорее тщательное планирование и продуманный мыслительный процесс, а не какой-либо вид искусства. Первый шаг — выяснить, что именно должно быть включено в дизайн.

Проектируйте только то, что необходимо

Применяя бритву Оккама, нужно оценивать каждый элемент дизайна исходя из необходимости. Следование этому принципу требует минимального пользовательского интерфейса (UI), который по-прежнему позволяет пользователям достигать своих целей. Вводя анимацию, дополнительные параметры меню или определенные приемы навигации, нужно сделать паузу и оценить, необходимы ли они для пользовательского опыта или излишне его усложняют. Компании часто считают необходимым разместить в Интернете всю информацию, чтобы удовлетворить все потребности каждого пользователя. Однако можно отфильтровать шум и сосредоточиться на том, что наиболее важно для значительной части их пользователей, при условии достаточных исследований.

Снизьте когнитивную нагрузку

Этого можно достичь за счет продуманной организации, четкой иерархии и интуитивно понятных моделей взаимодействия. Например, использование знакомых иконок и стандартных соглашений, помогает применять существующие ментальные модели пользователей, сокращая время обучения и улучшая пользовательский опыт. Ограничьте объем информации, представляемой одновременно, разбейте сложные задачи на более мелкие шаги и предоставьте четкие инструкции, которые помогут пользователям сосредоточиться на своих целях.

Определите приоритет основных функций

Включение всех возможных функций в веб-ресурс может привести к загромождению и перегруженности интерфейса. Следуя принципу бритвы Оккама, нужно отметить первостепенные функции, которые соответствуют основной цели платформы. Сосредоточив внимание на ключевых функциях, пользователи могут быстро понять, что предлагает платформа и как она может удовлетворить их потребности. Google убрал с главной страницы абсолютно все лишнее, теперь пользователь точно понимает куда нужно нажать и где та функция, за которой он пришел.

Сократите количество чрезмерной анимации и ярких элементов, которые перетягивают на себя лишнее внимание

Удалите все посторонние функции, кнопки или контент, которые не способствуют достижению целей пользователя и не улучшают его работу. Использование единых визуальных элементов, типографики и цветовых схем во всем дизайне поможет пользователям построить мысленную модель интерфейса. Также убедитесь, что изображения дополняют контент, а не доминируют над ним (если сами не являются целью внимания).

Сократите количество декоративных элементов, сосредоточьтесь на основных элементах и ​​устраните ненужный визуальный шум

Сложный и насыщенный визуальный дизайн может отвлекать и сбивать с толку пользователей. Бритва Оккама предлагает выбрать минималистичный подход к дизайну, используя ограниченную цветовую палитру, простую типографику и чистый макет. Это не только улучшит эстетику, но и повысит удобство использования веб-платформы.

Оптимизируйте навигацию

Сведите к минимуму количество шагов и вариантов выбора, сделайте ее более доступной как в хедере, так и футере. Когда пользователи попадают на веб-платформу, они должны иметь возможность быстро понять, где найти необходимую информацию или инструменты.

Используйте ясные и краткие сообщения

Бритва Оккама подчеркивает важность четкого и краткого обмена сообщениями, позволяющего пользователям легко понять назначение и функциональность интерфейса. Простой язык, исключение жаргона и краткие инструкции могут гарантировать, что пользователи будут легко понимать и взаимодействовать с продуктом. Используйте постепенное раскрытие информации, метод, который предполагает сокрытие второстепенной или менее важной информации или опций до тех пор, пока они не потребуются пользователю. Таким образом, пользователь не перегружен слишком большим количеством информации или вариантами выбора одновременно, но может получить к ним доступ по требованию.

Оптимизируйте формы и ввод данных

В процессе регистрации запрашивайте у пользователей только необходимую информацию, постепенно вводя более продвинутые функции по мере того, как они освоятся с веб-ресурсом. Такой подход снижает трения и делает процесс внедрения более плавным. Сократите количество полей в формах, используйте умные значения по умолчанию и добавьте функцию автозаполнения, чтобы уменьшить объем требуемого ручного ввода.

Соберите и проанализируйте данные

Провести исследования, собрать требования и данные, поговорить с пользователями — значит заложить основу для предстоящего процесса проектирования. Поступая таким образом, вы сократите количество областей, где нужно будет догадываться. Если провести прочную подготовительную работу в самом начале, вам будет легче действовать с меньшим количеством предположений.

Следуйте более логичным и простым путем

Если у вас есть две теории, обе из которых объясняют наблюдаемые факты, то вам следует использовать самую простую, пока не появится больше данных. Вы должны использовать интуитивные шаблоны, которые уже существуют в интерфейсах, чтобы поддерживать ментальную модель пользователя. Если пользователи привыкли выполнять действие определенным образом, следует извлечь выгоду из более простого решения, если только нет абсолютной необходимости отойти от этого шаблона.

Используйте MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт

Следует стремиться тратить меньше времени на совершенствование концепций и больше времени на их проверку. Важно проверять концепции с аудиторией, чтобы оценить, является ли внедряемое решение подходящим или нет. Нужно стремиться достигать большего с меньшими затратами. Проводите пользовательское тестирование, чтобы выявить потенциальные проблемы или области для улучшения, и постоянно совершенствуйте дизайн на основе отзывов пользователей.

Кажется, что в контексте проектирования пользовательского интерфейса следует уменьшить беспорядок из-за лишних кнопок, всплывающих окон и всплывающих подсказок. Однако простое сокращение функций не является решением. Критически думать о том, что важно и что полезно, важнее, чем следовать тенденции «минималистичного дизайна». В конечном счете, работа дизайнера — сделать сложную информацию простой для понимания, а не создавать цифровое искусство. Каждый аспект работы следует оценивать исходя из цели, важности и необходимости.

Хотя применение бритвы Оккама в процессе проектирования больше связано с этапом доработки – устранением ненужного беспорядка, — лучший подход — вообще избегать его. Вместо этого можно начать проектировать простейшую версию цифрового продукта и вводить дополнительные элементы только в том случае, если это улучшает взаимодействие с пользователем.

Вопросы, которые следует задать

Применение бритвы Оккама в UX/UI — это не разовое действие, а, скорее, непрерывный процесс, требующий постоянной оценки и итераций. Создавая и совершенствуя свою работу, можно задавать себе следующие вопросы, чтобы добиться лучшего результата и иметь четкое представление о том, на что обратить внимание.

Функциональные:

01
Какова цель продукта?
02
Кто является целевой аудиторией и каковы ее потребности, предпочтения, поведение?
03
Каковы основные особенности и функции, которые должен предлагать этот продукт?
04
Каковы наилучшие способы представления или реализации этих функций?
05
Как мы можем протестировать, улучшить и оптимизировать эти функции?
06
Можем ли мы сократить функции, не жертвуя удобством использования?

Визуальные:

01
Легко ли пользователям найти нужную информацию?
02
Вся ли информация в хедере необходима (Например, меню, заголовки, поиск, вход в систему)?
03
Написан ли текст простым языком?
04
Есть ли какой-нибудь неоправданно отвлекающий элемент дизайна?
05
Могут ли пожилые люди достичь своих целей (Если они являются целевой аудиторией)?

Чтобы ответить на эти вопросы, используются различные методы и инструменты, такие как исследования пользователей, их пути, прототипы и т. д. Эти методы и инструменты могут помочь определить объем и требования к продукту и проектировать его в соответствии с потребностями пользователя. Однако применение бритвы Оккама также означает критическое и избирательное отношение к этим методам и инструментам. Не нужно использовать их слепо или чрезмерно, не принимая во внимание их актуальность и пользу для конкретного проекта.

Почему нужен баланс

Важно отметить, что, как и любая ментальная модель, бритва Оккама не является аксиомой. Это особенно важно, когда речь идет о важных или рискованных решениях. Из любого правила есть исключения, и не стоит слепо следовать результатам применения ментальной модели, которой противоречат логика, опыт или эмпирические данные. Когда вы слышите топот копыт, думайте о лошадях, а не о зебрах, если только вы не находитесь в африканской саванне. Бритва Оккама не предназначена для замены критического мышления. Это всего лишь инструмент, который поможет сделать мышление более эффективным.

Харлан Кобен

Харлан Кобен, американский писатель, заявлял, что люди не понимают точного назначения принципа: «Большинство людей слишком упрощают бритву Оккама, подразумевая, что самый простой ответ обычно является правильным. Но настоящий смысл заключается в том, что вы не должны усложнять, не должны "нагромождать" теорию, если уже есть более простое объяснение».

Заключение

Принцип бритвы Оккама — мощный инструмент для UX-дизайнеров, поскольку он помогает упростить процесс проектирования и создать пользовательский опыт, который одновременно функционален и приятен. Удалив ненужные элементы и сосредоточив внимание на главном, дизайнеры могут создавать интуитивно понятные и простые в использовании продукты. Тем не менее, добиться и поддерживать простоту не всегда легко. Это требует тщательного анализа, оценки и периодического пересмотра целей, характеристик, функций и дизайна продукта. Это также предполагает использование критического и избирательного подхода к методам и инструментам, которые мы применяем для создания и улучшения продукта.

В конечном итоге простота является не самоцелью, а средством достижения цели — создания веб-продуктов, которые наиболее эффективно решают проблемы и удовлетворяют потребности пользователей. Не следует приравнивать упрощение к безжалостному сокращению, правильности или простоте использования. Вместо этого дизайнер должен постоянно получать обратную связь о проделанной работе. Наличие нескольких альтернативных вариантов дизайна и критическое обдумывание этих вариантов, тщательно учитывая каждое последствие, более плодотворно, чем слепое следование принципу бритвы Оккама.

Бритва Оккама — это не научный закон или математическое доказательство, а скорее совокупность приемов и методов, которые могут направлять наше мышление в принятии решений. Это может помочь нам исключить ненужные переменные, факторы или шаги, которые не способствуют решению проблемы или объяснению задач.

Как говорит нам вероятный приверженец Оккама Стивен Кови: «Главное — сохранять главное главным».