Бесплатная школа UX/UI-дизайна с наставником

Принципы человеческой памяти и как их использовать в UX/UI

Автор статьи:
,

Введение

Память — это сложнейший природный механизм, который помогает человеку хранить, организовывать и обрабатывать информацию. С ее помощью он взаимодействует с миром.

Изучение особенностей человеческой памяти помогает дизайнерам создавать удобные интерфейсы, которые отвечают естественным возможностям пользователя, эффективно коммуницируют и улучшают его опыт.

В данной статье мы рассмотрим особенности человеческой памяти, которые имеют огромное значение для UX/UI-дизайна.

Почему важно учитывать особенности памяти в рамках UX/UI-дизайна

Человеческая память имеет ограниченную емкость — человек может эффективно обрабатывать только ограниченное количество информации за раз. Понимание этого помогает дизайнерам упростить интерфейсы и предоставить пользователю только самую важную информацию.

Пользователи могут легко забывать информацию, если она не представлена в понятной и удобной форме. Это подчеркивает важность создания интерфейсов, которые помогают пользователю запоминать ключевые данные и оперативно получать доступ к ним.

Перегруженный интерфейс может привести к перегрузке визуальной и когнитивной нагрузки, что затрудняет восприятие информации и принятие решений. Учитывая ограниченные ресурсы пользовательской памяти, дизайнеры должны стараться минимизировать нагрузку на пользователя.

Закон Миллера

Закон Миллера, также известный как «закон 7 ± 2», был предложен исследователем психологии памяти и познания Джорджем А. Миллером в его знаменитой статье "The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Processing Information", опубликованной в 1956 году в журнале Psychological Review.

Джордж Армитаж Миллер, американский психолог. Член Национальной академии наук США

Суть закона Миллера заключается в том, что человеческий мозг обладает ограниченной способностью запоминать и одновременно обрабатывать информацию. Конкретно, Миллер утверждал, что число элементов, которые человек способен воспринимать без дополнительных усилий, составляет около 7 ± 2. Это означает, что люди обычно могут запомнить и эффективно обрабатывать от 5 до 9 элементов информации (цифр, слов, объектов) одновременно.

Дальнейшие исследования в данной сфере подтвердили закон Миллера. Ричард Шиффрин и Роберт Нософски обнаружили, что количество объектов, которое может запомнить человек, зависит от их природы. В среднем, это число составляет семь для цифр, шесть для букв и около пяти для слов.

Закон Миллера имеет важное значение для дизайна интерфейсов и пользовательского опыта (UX/UI). Учитывая ограниченную емкость человеческого внимания, дизайнеры должны стремиться организовывать информацию на экране таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на рабочую память пользователя. Например, разбивая информацию на более мелкие блоки, используя ясные и легко воспринимаемые элементы интерфейса, дизайнеры могут сделать пользовательский опыт более удобным и эффективным.

Используя закон Миллера, UX/UI-дизайнеры могут создавать интерфейсы, которые легче воспринимаются пользователями, учитывая их ограниченные когнитивные ресурсы.

Закон Якоба

Закон Якоба, также известный как закон Фитса-Якоба, был сформулирован Дональдом А. Норманом и Джейкобом Нильсеном, двумя выдающимися исследователями в области дизайна и пользовательского опыта.

Суть закона Якоба заключается в следующем: «Чем сложнее средство, тем больше времени и усилий требуется на то, чтобы его освоить». То есть чем более сложным или запутанным является интерфейс или продукт, тем больше времени и усилий пользователь должен затратить на его освоение.

Дональд Артур «Дон» Норман — американский психолог, Якоб Нильсен — доктор физических наук

Закон Якоба имеет важное значение для UI/UX-дизайна, поскольку он направляет дизайнеров создавать простые, интуитивно понятные и легкие в использовании интерфейсы. Учитывая, что пользователи обычно имеют ограниченное время и терпение, дизайнеры должны стремиться упростить процессы взаимодействия с продуктом или сервисом.

Данный закон прекрасно иллюстрирует почему важно изучать конкурентов и почему у разных сайтов и приложений часто бывает похож дизайн. Пользователи предпочитают интерфейсы, которые им знакомы и соответствуют их ожиданиям, ранее накопленным знаниям и опыту.

Применяя закон Якоба, UX/UI-дизайнеры могут создавать интерфейсы, которые требуют минимального обучения и поддерживают быструю и эффективную навигацию.

Закон Фиттса

Закон Фиттса, предложенный Полом Фиттсом в 1954 году, является одним из фундаментальных принципов в области человеческого восприятия и движений. Суть закона Фиттса заключается в том, что время, необходимое для достижения цели в движении к объекту, зависит от расстояния до этого объекта и его размера.

Пол Моррис Фиттс  был психологом в Университете штата Огайо

Интерпретируя закон Фиттса, можно сказать, что более близкие и большие объекты обеспечивают более быстрое и точное движение, чем дальние и меньшие объекты.

Закон Фиттса играет важную роль в дизайне интерфейсов и UX/UI. Используя этот закон, дизайнеры могут размещать элементы интерфейса таким образом, чтобы уменьшить время и усилия, необходимые для их выбора или нажатия. Например, кнопки или интерактивные элементы должны быть достаточно большими и размещены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы пользователи могли легко и точно выбирать их, минимизируя вероятность ошибок и уменьшая время реакции. Также можно подчеркнуть элементы интерфейса, которые требуют внимания пользователя, с помощью визуальных подсказок — цвета, текста и анимации.

Минимальный размер кликабельного элемента

Применение закона Фиттса позволяет создавать интерфейсы, которые легко и эффективно используются пользователями, что в конечном итоге способствует повышению удовлетворенности пользователей и улучшению пользовательского опыта.

Однако важно понимать одну деталь — в законе Фиттса отношение размера цели ко времени ее достижения не прямо пропорционально. После определенного момента с каждым увеличением цели время ее достижения не будет сильно сокращаться. Поэтому не стоит воспринимать данный закон в упрощенном виде и бездумно увеличивать элементы дизайна. То есть увеличение маленькой кнопки вдвое сделает ее более кликабельной, но если увеличить большую кнопку вдвое, то это не повлияет на количество кликов, но ограничит свободное пространство.

Не всегда эффективно увеличивать элемент

Закон Хика

Закон Хика, также известный как закон Гикова или принцип неопределенности, был сформулирован в 1952 году психологом Уильямом Эдвардом Хиком. Этот закон описывает связь между количеством доступных вариантов выбора и временем, необходимым для принятия решения.

Суть закона Хика заключается в том, что время, необходимое для принятия решения, увеличивается по мере увеличения количества доступных вариантов. Это означает, что чем больше альтернатив, тем дольше пользователь будет тратить на принятие решения.

Закон Хика имеет большое значение для дизайна интерфейсов и пользовательского опыта. Учитывая этот закон, UX/UI-дизайнеры стремятся упростить процессы принятия решений пользователем, ограничивая количество вариантов и предоставляя ясные и легко понятные инструкции или пути действия. Удовлетворенность пользователя достигает максимума, когда интерфейс предоставляет достаточное количество функциональности и возможностей, но не перегружает пользователя избыточными деталями или сложностью.

Если необходимо привести пользователя к целевому действию, то оно должно быть единственным очевидным выбором на странице. Если на странице представлено больше предложений, то пользователь начинает выбирать между ними, думать и сомневаться.

Google выделяют одну функцию — поиск, чтобы пользователь ввел запрос и нашел то, что ему нужно
Не по Хику

Применение закона Хика позволяет создавать интерфейсы, которые уменьшают нагрузку на пользователя, ускоряют процесс принятия решений и повышают удовлетворенность пользователей. Это особенно важно в контексте дизайна веб-сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов, где пользователи сталкиваются со множеством вариантов и выборов.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник был обнаружен советской психологом Блумой Зейгарник в 1927 году. Он описывает явление, когда незавершенные задачи лучше запоминаются, чем завершенные. Суть эффекта заключается в том, что у человека возникает тенденция вспоминать незавершенные дела или задачи лучше, чем завершенные.

Блюма Вульфовна Зейгарник — советский психолог, основательница советской патопсихологии

Эффект Зейгарник имеет значительное значение для дизайна интерфейсов и пользовательского опыта. Учитывая этот эффект, дизайнеры могут использовать стратегии, которые мотивируют пользователей завершить начатые задачи или возвращаться к ним в будущем. Например, это может быть поддержка сохранения состояния прогресса выполнения задачи, визуализация его прогресса, напоминания о незавершенных действиях или создание системы «продолжить позже».

Применение эффекта Зейгарник в дизайне интерфейсов помогает повысить вовлеченность пользователей и стимулирует их к возвращению к продукту или сервису для завершения незавершенных задач.

Эффект Ресторфф

Эффект Ресторффа, также известный как эффект изоляции или закон отличия, был обнаружен немецким психологом Хедвигом Ресторфф в 1933 году. Этот эффект описывает явление, когда объекты или события, отличающиеся от других по какому-либо параметру, более легко запоминаются и выделяются в памяти.

Суть эффекта Ресторффа заключается в том, что элементы, которые отличаются от остальных элементов в наборе по цвету, форме, размеру или какому-либо другому атрибуту, привлекают больше внимания и лучше запоминаются.

Эффект Ресторффа имеет важное значение для дизайна интерфейсов и пользовательского опыта. Учитывая этот эффект, дизайнеры могут использовать контрастные элементы, чтобы выделить важную информацию или действия на экране. Например, выделение ключевых слов цветом или изменение размера кнопки для основного действия. Именно поэтому дизайнеры выделяют элемент CTA так, чтобы он отличался от остальных кнопок.

Применение эффекта Ресторффа в дизайне интерфейсов помогает улучшить восприятие информации пользователем, облегчает навигацию и усиливает визуальное воздействие.

Эффект края

Эффект края, также известный как эффект границы или принцип границы, относится к явлению, когда элементы, находящиеся у края области внимания или изучения, более выделяются и лучше запоминаются, чем элементы, расположенные в центре.

Герман Эббингауз — немецкий психолог, исследователь человеческой памяти
Эффект края. Лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце

Данная идея была сформулирована немецким психологом Германом Эббингаузом в конце XIX века. Суть эффекта края заключается в том, что наши мозговые процессы уделяют больше внимания и реагируют более активно на объекты или события, расположенные ближе к границам нашего поля зрения или внимания.

Эффект края имеет значительное значение для дизайна интерфейсов и пользовательского опыта. Учитывая этот эффект, дизайнеры могут использовать стратегии, направленные на привлечение внимания пользователя к важным элементам интерфейса, размещая их у края экрана или области внимания.

Применение эффекта края в дизайне интерфейсов позволяет усилить визуальное воздействие, улучшить восприятие информации и повысить эффективность коммуникации с пользователем.

Заключение

Разработка дизайна с учетом особенности человеческой психологии, памяти и внимания помогает сделать интерфейс интуитивно понятным, что уменьшает ошибки пользователей и увеличивает скорость выполнения задач.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды