Закон Миллера в UX/UI-дизайне

Автор статьи:
,

Введение

Психология и дизайн тесно между собой связаны. Знание законов и принципов психологии может помочь создать качественный и удобный интерфейс для пользователей, что сделает ваш продукт конкурентоспособным на рынке. Один из таких важных принципов — закон Миллера.

Что такое закон Миллера?

Закон Миллера связан с работой когнитивного психолога Джорджа А. Миллера. В своей статье 1956 г. «Магическое число семь, плюс или минус два...» он описал результаты своего исследования, которые были подкреплены экспериментом, что:

Среднестатистический человек одновременно может удерживать в кратковременной памяти только 7 ± 2 элементов, т. е. от 5 до 9 объектов.

Почему 7 ± 2? «Магическое число» (7 ± 2) по Миллеру — это не жесткое правило, а некое среднее число. Кто-то может запомнить меньше единиц, кто-то больше. К тому же емкость памяти зависит от многих факторов. Например, тип материала (визуальный, аудиальный) и контекст, в котором он представлен.

Чангинг

Миллер обнаружил, что запоминание числа семь характерно для совершенно разных типов информации. Например, семь слов, каждое из которых содержит несколько букв, оказывают такую же когнитивную нагрузку, как и семь однозначных чисел. Ученый объяснил этот феномен новой теорией, получившей название «куски» (chunks). Миллер определил куски как самую крупную, значимую или узнаваемую единицу информации в большом объеме материала.

Представление о том, что считается «куском», индивидуально для каждого человека и определяется багажом его знаний и опыта. Например, для носителя языка слово может рассматриваться как «кусок». Однако для человека, который полностью не знаком с языком, это же слово, скорее всего, будет состоять из отдельных слогов или даже знаков — набора «кусков». Слово «вода» мы будем воспринимать как единый «кусок», а иностранец будет воспринимать как 2 отдельных  «куска» (во-да) или как 4 «куска» (в-о-д-а). Из-за разницы в опыте носитель языка может запомнить больше слов, чем не носитель языка.

Чангинг, от слова «chunks» (куски), означает объединение единиц в группы. Другими словами, чангинг — группировка информации.

Важно! Объем кратковременной памяти может изменяться в зависимости от человека, от его предшествующих знаний и контекста ситуации. Стресс, отвлекающие факторы или многозадачность могут еще больше ограничить способность человека обрабатывать информацию. В таком случае он может запомнить минимальное количество объектов.

Наиболее яркий пример использования закона Миллера и чангинга в повседневной жизни — запись номера телефона. Для восприятия и лучшего запоминания чисел мы группируем их.

Закон Миллера в дизайне

Когда пользователь посещает сайт или приложение, его мозг активируется для обработки входящей информации. Компоненты интерфейса, такие как динамические меню, карусели изображений и виртуальные корзины, требуют от мозга способности учиться, ориентироваться и не отвлекаться от основной задачи для достижения цели. При выполнении таких задач мозг всегда испытывает когнитивную нагрузку. При повышенной когнитивной нагрузке мозг получает больше информации, чем он способен обработать, поэтому он начинает замедляться или отказывается от выполнения поставленной задачи, забывая часть информации. В результате интерфейс для пользователей оказывается слишком сложным, неудобным. Люди скорее хотят покинуть такой сайт.

Задача дизайнера — предвидеть и учитывать когнитивную нагрузку, чтобы сделать использование интерфейса комфортным для пользователя. Следование закону Миллера поможет вам в этом.

Чтобы правильно использовать закон Миллера, не нужно концентрироваться на волшебном числе 7 ± 2. Основным принципом является чангинг/группировка — объединение единиц по тематическому признаку в более крупные элементы. Принцип группировки можно применить к разным видам информации и к разным элементам вашего интерфейса.

Текст

Не стоит публиковать текст единым блоком, лучше разделить его на более удобные для чтения фрагменты. Привычное для нас деление текста — это абзацы. Соблюдайте четкую визуальную иерархию, используя заголовки и подзаголовки. Оптимальное число символов в строке — 80, буквы не сливаются, что важно при чтении.

Форма регистрации

Закон Миллера полезен при создании различных форм. Не стоит пугать пользователей большим количеством полей. Сгруппируйте их по смыслу и разделите на шаги, чтобы заполнять их постепенно. На каждом шаге предлагайте пользователю от 5 до 7 полей. Так вы снизите когнитивную нагрузку и уменьшите процент отказов.

Визуальный контент

При размещении визуального контента на экране закон Миллера можно применить следующим образом:

01
Показывать контент порционно, используя чангинг.
02
Ориентироваться на число 7 ± 2 и размещать от 5 до 9 элементов контента. Как мы говорили выше, волшебное число — это необязательное правило. Если для вашего интерфейса удобно расположение 2, 3 или 4 элементов одновременно, смело их размещайте.

Пример: Для удобства пользователей Pinterest использует сетку для демонстрации изображений, раскрывая весь объем постепенно.

pinterest.com

Оформление покупки в интернет магазине

Интернет-магазины делят процесс оформление заказа на несколько шагов, чтобы избежать перегрузки клиента и сделать опыт использования более удобным.

urbanvibes.com

Товары в интернет магазине

Ebay постарался минимизировать когнитивную нагрузку на клиентов. Несмотря на огромное количество выставленных на аукцион товаров, галерея изделий на главной странице не демонстрирует больше, чем 6 изображений. При нажатии кнопки «Посмотреть все» пользователь не получает бесконечный список. Вместо этого магазины отображаются в виде прокручивающейся сетки, где в каждый момент времени можно увидеть около шести позиций.

ebay.com
ebay.com

Навигационные меню

В навигационном меню использование волшебного числа семь не обязательно. Здесь более уместен принцип группировки или чангинг. Например, на сайте интернет-магазина Lamoda количество навигационных ссылок превышает семь, но при этом список легко просматривается благодаря четкому распределению по категориям для разделения подгрупп. Самые популярные категории отмечены для удобства пользователей.

lamoda.ru

Эффект края

С запоминанием и обработкой информации связано такое явление, как Эффект края.

Эффект края — это особенность нашего восприятия, при которой мы лучше запоминаем первый и последний элемент в списке.

Так вы можете разместить наиболее значимые элементы по краям интерфейса и акцентировать на них внимание. Это поможет людям увидеть важную информацию и упростить пользование.

Ошибочное понимание закона Миллера

Многие дизайнеры ошибочно понимают закон Миллера. Они думают, что «Волшебное число семь» является жестким ограничением, и поэтому количество связанных элементов интерфейса должно быть ограничено этим диапазоном (от 5 до 9). Но это не так! В структуре интерфейса есть элементы, не требующие от людей запоминания. Например, меню сайта должно быть видно постоянно. Ограничение количества ссылок не дает никакого выигрыша с точки зрения удобства использования. При эффективном дизайне меню пользователь сможет быстро найти нужную ссылку, даже если элементов больше 7, 9.

Где еще встречается закон Миллера?

Закон Миллера применим не только в дизайне. Его можно использовать во многих сферах нашей жизни:

01
Работа и бизнес
Для лучшей работоспособности коллектива следует уменьшить количество сотрудников в команде.
02
Душевное спокойствие
Для уменьшения тревожности и увеличения концентрации на конкретных задачах (жизни здесь и сейчас) следует сократить количество видимых уведомлений на вашем смартфоне.
03
Концентрация
Избавиться от лишних приложений и инструментов, отвлекающих внимание. Оставить необходимый минимум.

Заключение

Применение закона Миллера может помочь вам при создании удобного пользовательского интерфейса. Важно помнить, что это не универсальное правило и не стоит слепо использовать «Волшебное число 7». Однако дизайн, разработанный с учетом этого принципа, может сделать ваш продукт привлекательным для пользователей и положительно влиять на прибыль вашего продукта.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды