Искусство управления пользователями с помощью UX/UI

5 инструментов, которые сделают ваш дизайн эффективным и запоминающимся.

Конкуренция за внимание пользователей в современном цифровом мире очень высока. К тому же задача дизайнера состоит не только в том, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, но и удержать его, а это намного сложнее.

В статье мы расскажем о 5 эффективных инструментах управления пользователями. Вы узнаете:

  • почему высокая когнитивная нагрузка — не всегда плохо,
  • как сделать так, чтобы люди запоминали важный контент,
  • как дизайнеры могут управлять желаниями пользователей и т.д.
Иллюстрация Outcrowd

Каждый дизайнер понимает, как важно управлять вниманием пользователей. Мы хотим заинтересовать аудиторию и направить ее активность в нужное русло. Но привлечение внимания — лишь один из многих приемов в арсенале дизайнеров и маркетологов.

У нас есть как минимум 5 эффективных инструментов управления. Используйте их все, и вы сможете добиться лучших результатов в разработке веб-сайтов и приложений!

Привлекательный дизайн напоминает музыку. Правильное применение всех пяти инструментов подобно дирижированию оркестром, где управление вниманием — это концертмейстер. Однако единственный способ создать шедевр — добиться гармоничного звучания всех инструментов.

Guide — веб-сайт для туристического агентства

1. Управление когнитивной нагрузкой

Веб-сайты и приложения должны упрощать жизнь пользователей, а не усложнять ее. Именно поэтому дизайнеры стремятся структурировать контент: удаляют или скрывают менее важную информацию, убирают лишние визуальные элементы, делают текст контрастным и разборчивым. 

В последние годы большой популярностью пользуется минимализм. Минималистичные интерфейсы просты в использовании и эстетичны, поэтому дизайнеры выбирают этот стиль почти автоматически. Когнитивная нагрузка воспринимается как бремя, но это не так.

Когнитивной нагрузкой можно и нужно управлять. Люди воспринимают информацию неравномерно. Если ее слишком мало или мы имеем дело с однообразным оформлением, мы начинаем скучать и уставать. 

Когда высокая когнитивная нагрузка оправдана:

Когнитивную нагрузку следует увеличивать в стратегических точках. Это может быть как новая информация о продукте и его преимуществах, так и сторителлинг, анимация, фотографии или видео.

Читая истории и отзывы других пользователей, потенциальный клиент пытается понять, нужен ли ему продукт. В этот момент он принимает решение. Именно сейчас следует намеренно увеличить когнитивную нагрузку.

Нам нужно, чтобы пользователь получил необходимую информацию о продукте, узнал все аргументы в пользу его приобретения, убедился в его качестве и надежности. Речь идёт о довольно большом объеме данных. Поэтому мы сознательно возлагаем эту "нагрузку" на пользователя. Конечно, она не должна быть чрезмерной: здесь нет места информационному или визуальному беспорядку.

Roff — Мобильное приложение для криптокошелька
Когда высокая когнитивная нагрузка только вредит:

Запутанная навигация, скучные формы, требования о предоставлении персональных данных — все это приводит к когнитивной перегрузке. Все, что заставляет пользователя в какой-то момент остановиться и задуматься (за исключением тех случаев, когда он эмоционально вовлечен или принимает решение), определенно негативно влияет на опыт взаимодействия.

Именно здесь нам необходимы простые решения, минимализм и удобство. Простота особенно критична, если речь идет о выполнении целевых действий.

Крайне важно определить точки повышенной и минимальной когнитивной нагрузки на этапе планирования пути пользователя.

Необходимость запоминать какие-то данные — также часть когнитивной нагрузки, но эта тема заслуживает отдельного раздела.

2. Управление памятью

Многие дизайнеры даже не осознают, что могут влиять на то, как люди запоминают контент. Лучше это понимают те, кто работает над удержанием пользователей. 

Наша кратковременная память хранит информацию всего 20 секунд. Этого времени достаточно, чтобы мозг воспринял 7 (±2) элементов. Но скоро они будут забыты, если мы не обратим на них внимание вновь. Информация, повторяющаяся более одного раза, переходит из кратковременной памяти в долговременную.

Эту особенность человеческой памяти часто используют создатели мобильных приложений, добавляя в них повторяющиеся циклы (Триггер — Действие — Награда). Если вы хотите, чтобы пользователи запомнили информацию, представленную в наглядной форме, нужно сделать так, чтобы их внимание постоянно возвращалось к ней. 

Если цикл создать невозможно (веб-сайт, целевая страница, интернет-магазин), лучшее решение — использовать повторяющиеся элементы или части элементов, визуальный ритм и масштабирование. Вероятность того, что продукт останется в памяти, повышается, когда человек постоянно сталкивается с ним в социальных сетях или рекламе: чем более вездесущим является дизайн, тем лучше он запоминается.

Образная память работает несколько иначе. Однократное эмоционально-ассоциативное впечатление от изображения или текста может быть достаточно сильным, чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти. Однако не стоит ожидать, что это сработает для всей целевой аудитории.

3. Управление вниманием

Первый шаг в управлении вниманием пользователей — понять, что им нужно показать и куда их направить. Мы должны сразу правильно расставить приоритеты: что при демонстрации продукта является наиболее важным, а что второстепенным? Какие элементы чаще всего привлекают внимание целевой аудитории? Это поможет выбрать подходящие визуальные инструменты.

Управлять вниманием помогают:

  • визуальная иерархия, привязанная к структуре контента;
  • система точек фокусировки и акцентов (цвет, контраст, размер, форма, масштаб, ритм, визуальный вес, свободное пространство и т.д.);
  • динамика;
  • позиционирование элементов;
  • система визуальных подсказок.
Доставка фруктов и овощей — дизайн мобильного приложения

Привлечь внимание несложно, гораздо труднее удержать его и направить в нужную сторону. Засмотревшись на крутые анимации, пользователь может вообще забыть, зачем он зашел на сайт. Красивые, но нефункциональные элементы только отвлекают. Избыток деталей, ярких цветов и аляповатых иллюстраций быстро утомляет.

Хороший дизайн похож на музыку. У нас есть мелодия (путь, по которому мы ведем пользователя), аккомпанемент (элементы и подсказки, размещенные вдоль пути) и ритм. Красивая мелодия манит, притягивает и не отпускает до последнего аккорда. Ее хочется слушать снова и снова.

Вертикаль — Брендинг для музыкальной школы

4. Управление временем

Также дизайнер может управлять временем пользователя. Мало кто это осознает. Зачастую дизайнеры беспокоятся только о таких метриках, как время загрузки, или думают, что если интерфейс простой, то он автоматически позволяет пользователям быстро и без особых усилий достигать целей.

Однако в действительности все обстоит иначе. По аналогии с когнитивной нагрузкой время может быть как преимуществом, так и недостатком. Скорость изучения интерфейса постоянно варьируется. В любом проекте есть критические точки, в которых пользователь тратит больше или меньше времени. 

В некоторых случаях нарочито сложный интерфейс оправдан и является важнейшим аспектом продуманного UX. Снижение скорости взаимодействия позволяет предотвратить ошибки и помогает пользователям действовать более осознанно.

Когда потеря времени оправдана:
  • предотвращение ошибок (необратимые действия);
  • предотвращение случайных транзакций;
  • обеспечение безопасности (например, двухфакторная аутентификация);
  • внимательное изучение информации (при необходимости);
  • индикаторы выполнения (при необходимости);
  • задержки, укрепляющие доверие (например, подробная информация о заказе);
  • пользовательские инвестиции, которые делают продукт более ценным в глазах аудитории (если в процессе взаимодействия с продуктом приходится тратить усилия, он нравится нам больше).
Skill Swap — веб-дизайн для онлайн-школы в сфере IT
Когда время потрачено зря:
  • длительное ожидание;
  • слишком много шагов;
  • запутанная навигация;
  • заполнение длинных форм и опросников;
  • неотзывчивая функция поиска;
  • экстравагантный дизайн и шаблоны;
  • переизбыток информации и отвлекающие дизайн-элементы.

Чем раньше вы определите фрагменты пути пользователя, где ему следует замедлиться или ускориться, тем легче будет создать соответствующий опыт взаимодействия и дизайн, способный удерживать внимание в критических точках и упрощать (ускорять) переходы между различными блоками информации. Анимация и геймификация сделают ожидание более терпимым там, где оно неизбежно, чтобы пользователи не чувствовали, что тратят время впустую.

5. Управление желаниями

О да, дизайнеры способны делать и это! Конечно, с желаниями обычно работают маркетологи. Однако не стоит недооценивать влияние дизайна в этой области. Мы любим глазами. Плохой дизайн может мгновенно разрушить доверие и отбить у пользователя всякое желание покупать хороший продукт. И наоборот, классный уникальный дизайн может заставить пользователя купить продукт сомнительного качества от неизвестного производителя.

Мы знаем, что желания возникают из потребностей. Маркетинг культивирует потребности, а дизайн визуализирует их. Чтобы пробудить истинное желание, нам нужно вызвать у человека чувства и эмоции. Вот почему многое зависит от дизайна и эмоционального опыта. В нашем распоряжении различные инструменты: изображения, видео, иллюстрации, сторителлинг.

Чтобы управлять желаниями пользователей, дизайнер должен осознанно выбирать визуальные образы. Образы могут пробуждать потребности (например, изображение бегуна с пересохшими губами, который изнывает от жажды) или удовлетворять их (человек пьет воду, блестящие капли, брызги). Кроме того, это может быть образ, вызывающий определенные ассоциации и воспоминания.

Изображения необязательно должны быть откровенно эмоциональными. Часто людям просто нужен убедительный образ, который соответствует их ожиданиям. Еще одна хорошая идея — "образ обладания", чтобы пользователь мог представить себя владельцем продукта. Это также достигается с помощью визуального дизайна.

Каким бы ни был образ, он должен быть мотивирующим.

Чтобы подобрать правильные образы, необходимо изучить аудиторию и продукт, а затем протестировать разные варианты. Что бы вы ни выбрали, помните, что дизайн всегда должен быть эстетичным и качественным.

Больше вы можете прочитать здесь: Эмоциональный дизайн

Заключение

На всех нас — дизайнерах, разработчиках, маркетологах — лежит ответственность. Мы должны сознательно управлять когнитивной нагрузкой пользователей, их вниманием и временем, желаниями и установками. Об этом необходимо позаботиться как можно раньше, чтобы сэкономить время и силы на последующую оптимизацию.

Изобразите путь пользователя и отметьте на нем точки, в которых необходимо:

  • увеличить или уменьшить когнитивную нагрузку;
  • привлечь внимание;
  • замедлить или ускорить взаимодействие;
  • увеличить эмоциональную нагрузку.

Когда мы ценим пользователей и дорожим каждым из них, это формирует более ответственное отношение к усилиям, времени, деньгам и энергии, которые люди тратят, взаимодействуя с нашим продуктом. Это помогает нам проектировать интерфейсы осознанно и эффективно.

Иллюстрация Outcrowd
Источник:
UX Planet
arrow