Нелинейный дизайн-процесс: советы от директора по продукту Figma

Как добиться прогресса, если всё постоянно меняется? Директор по продукту Юки Ямасита рассказывает о том, как принять бесконечные итерации и научиться наслаждаться ими, а также делится тем, как организован процесс разработки новых функций в Figma.

Иллюстрации: Marcus Oakley

Позвольте мне начать с наблюдения: на протяжении своей карьеры я проводил много собеседований с дизайнерами и менеджерами по продуктам. Я всегда прошу кандидатов описать процесс работы над одним из проектов. В ответ почти каждый из них рассказывает одну и ту же историю:

Сначала они провели исследование, затем мозговой штурм (записали все идеи на стикерах и разместили их на доске), набросали несколько вайрфреймов, и в результате у них получился блестящий, выверенный до пикселя прототип, который был протестирован и запущен в мир. Вуаля!

Какая приятная история.

Но вот в чем дело: я редко в это верю. В наши дни процесс создания продуктов практически никогда не бывает таким четким, линейным и идеальным. Реальность намного сложнее. Так почему же мы делаем вид, что это не так?

Предисловие 

Раньше было важно придерживаться тщательно выстроенного линейного процесса. Однако мир постепенно становился все более цифровым и динамичным. Сейчас продуктовые команды могут выпустить обновление за считанные минуты.

Сегодня каждый цифровой продукт находится в процессе разработки. И это изменило наш подход к проектированию.

Файлы больше не являются статичными документами, которые вы прикрепляете к электронному письму. Браузерные инструменты предоставляют общий доступ всем желающим по URL-адресу, позволяя сотрудникам одновременно просматривать один и тот же файл и работать над ним

Я хотел бы поделиться парой советов и рассказать о функциях, которые мы добавили в Figma, чтобы сделать работу команд более эффективной.

Прогресс в нелинейном процессе

Итак, чем раньше обратная связь, тем быстрее прогресс. Хорошо, да? Но в нелинейном процессе нет готовых задач, решений или продуктов. На смену четким этапам приходят спонтанные действия.

Чтобы все члены команды оставались в курсе событий, мы добавили уведомления о новых комментариях (внутри приложения, по электронной почте, в Slack). Они помогают устранить путаницу и упростить коммуникацию. Мы постоянно тестируем новые интеграции и расширения, например, расширение Figma Chrome, которое позволяет прикреплять файлы к событиям в Google Календаре, или функции, предоставляющие людям возможность взаимодействовать прямо в Microsoft Teams и Zoom.

Тем не менее, момент, когда файл полностью готов, остается неопределенным. Как же нам двигаться вперед в этом мощном, но хаотичном мире?

Проверять работу через определенные промежутки времени, а не в идеальный момент

Одна из главных сложностей заключается в неочевидности того, когда следует запрашивать обратную связь у заинтересованных сторон. Я много думал, в какой момент нужно проверять работу моей команды. Должно ли это происходить, когда мы согласовали проблему? Или решение? Когда продукт готов к запуску? 

В идеале работа плавно переходит от одного этапа к другому. Мы проверяем ее в определенные моменты времени, и это помогает нам обретать все большую уверенность в выбранном направлении.

В Figma мы регулярно проводим дизайн-ревью (разбор проектов). По вторникам и четвергам люди представляют свои работы, независимо от того, на каком этапе они остановились, и просят коллег и заинтересованных лиц высказать свое мнение. Это помогает отслеживать реакцию аудитории и корректировать курс по мере необходимости.

Я думаю, что будущее именно за таким подходом. Анализ работ с предсказуемой периодичностью, независимо от степени их развития, более эффективен, чем ожидание несуществующего идеального момента.

Форма предоставления обратной связи не менее важна, чем сама обратная связь

Еще одна сложность этой модели работы заключается в том, что заинтересованным сторонам трудно понять, в какой форме давать обратную связь. 

Вы можете поделиться со своей командой первыми набросками в надежде получить полезные идеи или указания. Поначалу это здорово, все вас хвалят. Но вскоре люди начинают проявлять любопытство, каждый стремится вставить свои пять копеек. Комментариев становится все больше и больше, они не заканчиваются. Внезапно у вас появляются всё новые и новые порции отзывов, на которые необходимо отреагировать. Это может быть ужасно!

Сейчас коммуникация у нас проходит следующим образом: команда выкладывает свои черновики в виде скриншотов в FigJam. Другие участники могут оставлять обратную связь на стикерах, использовать цифровой маркер для примечаний и выражать самые разные эмоции. Такая модель позволяет заинтересованным сторонам обмениваться мнениями, не замедляя и не блокируя работу команды.

Обмен документами в FigJam — эффективный способ получить обратную связь в нужной форме и в нужное время

Обратная связь в подобном формате отличается от пугающей кучи комментариев в Google Docs. Но здесь мы сталкиваемся с противоположной проблемой: нужно выделить самые важные отзывы и не допустить, чтобы они были проигнорированы.

Сделать так, чтобы ключевые отзывы точно были услышаны, бывает непросто. Несколько месяцев назад я присутствовал на ужине, организованном генеральным директором компании Coda, Шиширом Мехротрой. Там соучредитель компании Hubspot познакомил меня с концепцией «флэштегов». При помощи этого метода руководители компаний обозначают важность обратной связи. По сути, это хэштег, который они ставят в конце своего комментария, чтобы показать, насколько он стоит внимания и каких ответных действий требует.

Например:

  • #fyi (для вашего сведения) — идея просто пришла мне в голову. Вы можете прочитать или нет, действовать или нет, ответ необязателен.
  • #suggestion (предложение) — на вашем месте я бы сделал так, но выбирать вам. Поразмышляйте над этим, было бы хорошо узнать ваше мнение.
  • #recommendation (рекомендация) — я много думал об этом и взвесил все «за» и «против». Да, вы можете пойти своим путем, но только, если у вас есть на то веские причины. Пожалуйста, дайте аргументированный ответ.
  • #plea (призыв) — просто сделайте это. Если вы видите этот флэштег, значит задача является приоритетной!

Таким образом, будь то скриншоты в FigJam или флэштеги, существует множество способов получить адекватную обратную связь. Используйте их, чтобы в нужный момент направить работу в правильное русло.

Не придавайте слишком большое значение запуску продукта

И наконец, я хочу поговорить с вами о запуске продуктов в нелинейном мире. Всё всегда можно сделать лучше, поэтому возникает соблазн дорабатывать дизайн бесконечно, что существенно замедляет прогресс. Нужно отпустить ситуацию. 

Мы должны смириться с тем, что готовый продукт не будет на 100% соответствовать нашим ожиданиям.

И да, у вас, скорее всего, будет несколько неидеальных запусков. Однако покупатели не судят о наших продуктах по одному лишь этому моменту.

В конце концов, продукт может стать лучше после запуска. Вы удивитесь, узнав, сколько ваших клиентов хотят внести свой вклад в развитие продукта. Я был свидетелем этого в Uber: мы пригласили небольшую группу водителей, чтобы они помогли нам улучшить дизайн приложения, и многие из них долгое время продолжали присылать нам сообщения с рекомендациями. 

Сейчас я вижу аналогичное рвение в сообществе Figma: дизайнеры хотят принять участие в тестировании каждой бета-версии и постоянно дают нам обратную связь. Они предпочитают — и даже ожидают — видеть продукт, который постоянно становится лучше. А не тот, который «достаточно хорош», но никогда не меняется. Отсюда вытекает мой последний совет: не переоценивайте важность запуска, потому что аудитория ожидает от вас постоянного развития.

Заключение

Нелинейный процесс хаотичен. Он ставит под сомнение привычные лучшие практики. В то же время он дает свободу и кажется более аутентичным для творческой деятельности. Но как бы я ни любил этот мир постоянных итераций, я часто чувствую себя в нем немного потерянным. Поэтому поиск моего собственного пути в этом мире все еще продолжается 🚶‍♂️.

arrow