Ностальгия по 90-м: коллажи возвращаются в цифровой мир

Собранные вручную коллажи из журнальных вырезок возвращаются в рамках нынешней перезагрузки эстетики 90-х и 2000-х. (Спасибо, TikTok).

В TikTok появился новый тренд, и это не танцевальный челлендж или рецепт курицы, маринованной в микстуре NyQuil (если вы понимаете, о чем я 😉). Это «эстетика коллажей»: пользователи создают зацикленные видеоролики (Meta признана в РФ экстремистской организацией) из вырезанных изображений, наложенных друг на друга, которые сопровождаются музыкой и простой анимацией. 

Такой эффект кажется ностальгическим и инновационным одновременно. Дизайнеры уже некоторое время используют этот прием — имитацию собранных вручную коллажей из журнальных вырезок — в мудбордах и маркетинговых кампаниях брендов. Тренд получил вторую жизнь благодаря текущей перезагрузке эстетики 90-х и 2000-х.

Тенденция выходит за рамки TikTok. Обработка, которая создает подобие вырезанных или разорванных изображений, склеенных или наложенных друг на друга, нашла отражение в брендинге и маркетинге Twitter и Virgin Voyages, ориентированных на поколение Z косметических брендов about-face и af-94, а также таких известных компаний, как Heinz и Johnnie Walker, которые стремятся завоевать более молодую аудиторию. 

Креативные директора Cordova Canillas — Diego Cordova и Martí Canillas — недавно завершили глобальный ребрендинг кампании Nike “Move to Zero”, в которой тоже нашлось место коллажам. Этот дуэт сделал себе имя, создавая работы, которые демонстрируют эстетические несовершенства дизайна «всегда двигайтесь вперед, не используйте (или нарушайте) сетки, вырезайте и вставляйте изображения и накладывайте их друг на друга», — объясняют они свой подход.

Глобальный ребрендинг кампании Nike “Move to Zero”. Изображение предоставлено Cordova Canillas.

Коллаж транслирует неприхотливую аутентичность. Это долгожданное избавление от техноцентрического дизайнерского видения, которое достигло апогея за последние два года. 

Даже в пространстве Web3 наблюдается сдвиг в сторону хендмейда. Дизайнерское агентство Wildish & Co. создало гибкую систему брендинга для криптовалютного стартапа Metaphor, в основу которой легли более 100 оригинальных коллажированных изображений.

Управляющий директор Wildish & Co. Сэм Фреско говорит: «Им нужна была индивидуальность, которая выделила бы их из толпы», добавляя, что возобновившийся интерес к коллажам объясняется тем, что эта техника дает каждому доступную возможность создать что-то уникальное и динамичное.

Он рассматривает функцию «tap-and-lift» (нажми и подними) в последнем обновлении iOS для iPhone, как попытку предоставить пользователям больше инструментов для дизайна. Для тех, кто не обновился до iOS 16, и не знает, что такое «tap-and-lift» — это возможность волшебным образом вырезать любой объект на фото, коснувшись и удерживая на нем палец.

«Эта встроенная функция действительно вызывает интерес и позволяет соединить два изображения вместе, сделать из объекта стикер или объединить его с другими объектами, создавая, своего рода, гиперреальность», — объясняет Фреско.
Брендинг для криптовалютного стартапа Metaphor, включающий более 100 коллажированных изображений. Изображения предоставлены Wildish & Co.

Цифровой коллаж не является чем-то новым для дизайнеров или пользователей фоторедакторов. Однако благодаря таким функциям, как «tap-and-lift» и новым приложениям для создания коллажей, например, Shuffles от Pinterest, этот процесс стал более доступным для недизайнеров, а коллажная обработка — еще более популярной и массовой.

Формат Shuffles, ориентированный на мобильные устройства, не только поощряет совместное редактирование изображений для отправки друзьям в приложении, но и упрощает обмен ими в других социальных сетях. Lexi Sydow, глава отдела анализа данных в data.ai, в интервью TechCrunch сказала: «Это расширение возможностей творчества и пользовательского контента, во многом популяризированного TikTok».

Shuffles — первое приложение, созданное собственным инкубатором Pinterest, TwoTwenty. Хотя оно по-прежнему доступно только по приглашениям, Shuffles сразу же завоевало успех, став пятым по количеству скачиваний приложением в категории “Лайфстайл” на iOS вскоре после его запуска в августе. 

Pinterest, который работает уже двенадцатый год, в настоящее время ищет способы обновления. Предпосылкой к этому стал уход Бена Зильбермана с поста генерального директора, повлекший сокращение числа активных пользователей компании в месяц на 5%. Цена акций Pinterest упала на 77%. Поэтому сервис нуждается в успешном возрождении, и Shuffles может стать глотком свежего воздуха для бренда, который изо всех сил пытается оставаться актуальным для молодых пользователей.

Коллажи стали новым способом персонализации постов — они помогают выйти за рамки ограничений и превратить скучные квадратные изображения в по-настоящему интересные композиции. Люди по-прежнему продолжают находить креативные способы оформления фото для социальных сетей, где все больше внимания уделяется видео. 

Вместо “photo dump” (серия неидеальных фотографий, собранных в один пост) эта тенденция создает контрастную версию аутентичности: в ней заложены идеи высокоэстетичного Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) прошлых лет, который сменил курс на что-то более непринужденное и спонтанное.

В то же время, сам Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) меняется. Буквально в прошлом году его глава Адам Моссери шокировал миллениалов старшего возраста, объявив, что Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) больше не является приложением для обмена фотографиями. Журнал The Verge заявил о “тиктокификации” популярной социальной сети: “создатели Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией)больше не хотят, чтобы его воспринимали, как приложение для обмена квадратными фотографиями… теперь это комплексное развлекательное приложение, главными движущими силами которого являются алгоритмы и видео".

Глобальный ребрендинг кампании Nike “Move to Zero”. Изображения предоставлены Cordova Canillas.

Фотографы и творческие специалисты, которые используют Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) для демонстрации своих работ, жалуются на тенденцию перехода к видеоконтенту — это побуждает многих искать другие платформы, которые можно использовать в качестве портфолио для статичных изображений. 

Благодаря своему гибридному характеру цифровые коллажи могут стать альтернативой полному отказу от Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией). Тот факт, что анимированные цифровые коллажи позволяют людям создавать ролики из статичных изображений, является как признаком сопротивления переходу к видео, так и способом адаптации к новой политике платформы.

Распространение «эстетического несовершенства» коллажей в корпоративном брендинге и дизайне приложений также ставит вопрос о том, что будет с нашей ностальгией по 90-м в ближайшем будущем? Может быть она эволюционирует в подтренды, ведь дизайнеры продолжают бороться за внимание аудитории и придумывать новые интересные решения, или она начнет сбавлять обороты и на смену ей придет новая эстетика из TikTok? Поживем — увидим.

Источник:
Shaping Design
arrow