скидка 80% на курс “С 0 до Middle+” + Бесплатно школа плакатов v 2.0

Почему сенсорные экраны в автомобилях стали популярны?

Постоянно растущее использование сенсорных экранов в автомобилях — спорная тема.

С выпуском каждого нового продукта, разделы комментариев к статьям и видеороликам на YouTube заполняются негативными отзывами. Тем не менее, производители автомобилей продолжают участвовать в гонке по созданию экранов все большего размера. Если общественное мнение показывает, что люди категорически против сенсорных интерфейсов в автомобилях, почему компании все так же их используют? Я погрузился в эту тему и подтвердил свою гипотезу: проблема не в сенсорных экранах как таковых, а в том, как автомобильные компании их реализуют.

Как мы оказались в такой ситуации

Сенсорные экраны в автомобилях не новое изобретение. Фактически, первым серийным автомобилем, оснащенным сенсорным экраном, был Buick Riviera 1986 года.

Сенсорный экран Buick Riviera 1986 года

Сенсорный ЭЛТ-экран был не так уж плох, однако потребовалось несколько десятилетий, прежде чем такие экраны стали достаточно хорошими для широкого применения в автомобилях. После того, как Tesla выпустила модель S с 17-дюймовым сенсорным экраном, производители автомобилей кинулись разрабатывать сенсорные экраны все большего размера. Сегодня, если автомобиль не оборудован таким экраном, — это, скорее, исключение. Причин тому множество. Чтобы погрузиться в их изучение, мы сначала должны определить различные типы взаимодействий, которые осуществляются во время вождения, а также рассмотреть как они развивались с течением времени.

Классификация взаимодействий

Помимо основных элементов управления движением, таких как руль и тормоза, я разделил взаимодействия на три группы. Первая группа — первичные взаимодействия. Они включают в себя все функции, которые напрямую связаны с вождением и безопасностью. Примерами являются отслеживание скорости, включение поворотников и работа дворников.

Вторичные взаимодействия — это действия, которые производятся часто, но на выполнение которых требуется мало времени. Это может быть изменение громкости музыки, изменение температуры в салоне или включение кондиционера.

Третичные взаимодействия противоположны вторичным. Они осуществляются редко, но требуют высокой когнитивной нагрузки и больше времени. Примеры таких взаимодействий: ввод пункта назначения в навигационной системе или изменение личных настроек в автомобиле.

Первичные, вторичные и третичные взаимодействия.

Эволюция взаимодействий

Со временем эти группы взаимодействий развивались практически одинаково. Интерьер Volkswagen Golf — отличный пример. У Volkswagen Golf первого поколения простой интерьер. Первичные действия ограничены двумя измерительными приборами, несколькими кнопками и переключателем поворотников. То же самое касается вторичных настроек, для которых предусмотрено три ползунка управления температурой и несколько ручек для регулировки громкости. Единственное возможное третичное взаимодействие — поиск и настройка радиостанций.

Интерьер Volkswagen Golf первого поколения.

С годами вы четко можете проследить влияние инноваций на взаимодействия. С каждым поколением в интерьер добавляется все больше функций.

Во всех трех группах количество взаимодействий увеличивается, это касается даже первичных действий. В Golf, например, помимо некоторых основных измерительных приборов и элементов управления первичные взаимодействия теперь также включают адаптивный круиз-контроль, предупреждения об ограничении скорости и ряд других систем безопасности. Даже такая простая задача, как включение дворников или фар, стала более сложной, появились различные режимы, датчики и настройки.

Инструкция по использованию стеклоочистителей из руководства к Golf.

Точно так же вторичные элементы управления теперь включают бесчисленное количество разных способов установить нужную температуру в салоне. Есть кнопки для подогрева сидений и окон, кондиционера, индивидуального климат-контроля и многое другое.

Но самое заметное изменение — стремительный рост третичных взаимодействий. Если в Golf первого поколения можно было лишь выбрать радиостанцию, то сегодня существует бесконечный список радиостанций, потоковых сервисов и платформ для подкастов. И это только медиа. Почти все автомобили оснащены навигационными системами, возможностью телефонного соединения и приложениями, подключенными к Интернету. Все это можно настроить по своему вкусу. Например, вы можете выбрать точный цвет внутреннего освещения, насколько туго будет поворачиваться руль и какая информация будет отображаться на приборной панели.

Первоначально все эти взаимодействия контролировались с помощью физических элементов управления. Но со временем, с каждым новым поколением, размер дисплея увеличивался, а количество физических элементов управления уменьшалось.

Golf последнего поколения — еще один важный шаг, поскольку даже вторичные взаимодействия были перенесены на сенсорный интерфейс. Большинство оставшихся физических кнопок — это те, которые требуются по закону.

Эволюция взаимодействий.


Почему выбирают сенсорные экраны?

В 2001 году BMW представила iDrive, одну из первых бортовых информационно-развлекательных систем. Она была разработана для осуществления взаимодействий через контроллер, расположенный рядом с рычагом переключения передач. В то время система представляла собой хороший баланс между доступными технологиями, стоимостью и удобством использования.

Система iDrive впервые появилась в 2001 году в BMW седьмой серии.

Со временем, как и большинство автомобильных информационно-развлекательных систем, iDrive был адаптирован BMW для использования с сенсорным управлением. Почему они решили включить сенсорное взаимодействие в более позднюю версию?

Юзабилити

Во многом это связано с возрастающей сложностью третичных взаимодействий. Поскольку их количество увеличивается с каждым поколением автомобилей, физические элементы управления работают хуже, чем сенсорное взаимодействие, особенно в двух аспектах: время выполнения и скорость внедрения.

Исследования показали, что третичные задачи выполняются значительно быстрее с помощью сенсорных взаимодействий по сравнению с использованием обычных элементов управления. Даже в сравнении с другими возможными методами взаимодействия, такими как управление жестами или голосом, сенсорное взаимодействие работает так же, если не лучше.

Естественно, время выполнения задачи — это лишь один способ измерить успех модели взаимодействия. Сенсорные экраны могут быть оценены по-разному, когда речь идет о концентрации визуального внимания, отклонении от полосы движения, времени реакции и других показателях. Производители автомобилей должны сопоставить время, необходимое для выполнения задач, с серьезностью отвлекающих факторов. Во многих сценариях предпочтительным методом является именно сенсорное взаимодействие.

Второй веский аргумент — скорость внедрения сенсорных интерфейсов. Когда водители садятся за руль, они могут сосредоточиться на вождении, а не на изучении новой системы. Один из способов снизить вероятность того, что водитель будет отвлекаться, — это сделать взаимодействие максимально приближенным к использованию других уже знакомых цифровых продуктов. Таким образом, сенсорные экраны предпочтительнее, чем стандартные элементы управления.

Эстетика

Следующая причина, по которой производители автомобилей используют сенсорные экраны, связана с “расхламлением” (decluttering). Этот термин часто можно услышать в отделах дизайна. Он означает сокращение визуальной нагрузки или воспринимаемой сложности интерьера. Когда вы садитесь в машину и видите приборную панель, полную кнопок, вы чувствуете себя напряженно и подавленно. Напротив, спокойный интерьер с несколькими кнопками положительно влияет на ваш комфорт и воспринимаемое качество.

Гиперэкран Mercedes

Кроме того, для многих покупателей наличие большого сенсорного экрана свидетельствует о том, что они имеют дело с технологически продвинутым автомобилем. Как дизайнер интерьера вы не хотите, чтобы ваш автомобиль воспринимался как старомодный, поэтому установка гигантского экрана демонстрирует, что ваш бренд ориентирован на будущее.

Затраты

По сравнению с приборной панелью, полной различных кнопок, ручек и экранов, один сенсорный экран - это гораздо более простой элемент для дизайна, разработки спецификации и обслуживания. Поэтому производители автомобилей, учитывая затраты на разработку, могут предпочесть стандартный сенсорный экран набору кастомных кнопок и ручек. Еще одно преимущество - возможность модернизировать салон автомобиля за счет обновления дизайна пользовательского интерфейса. Тренды цифрового дизайна меняются намного быстрее, чем тренды в дизайне интерьеров. Tesla показала, что обновление интерфейса модели S помогло отложить дорогостоящий редизайн или выпуск новой модели, поскольку автомобиль перестал выглядеть устаревшим.

Недостатки сенсорных экранов

С точки зрения дизайна, главными аргументами в пользу сенсорных экранов являются время выполнения задач и скорость внедрения. Но есть и множество эргономических недостатков.

Юзабилити

В мобильных средах, таких как автомобили, основное внимание пользователей уделяется управлению транспортным средством. Поэтому сенсорные интерфейсы должны быть не только удобными и доступными, но и обеспечивать безопасность дорожного движения. Как обсуждалось ранее, даже несмотря на то, что время выполнения задач при сенсорном взаимодействии является самым быстрым, существуют другие показатели снижения концентрации внимания водителей, демонстрирующие, что сенсорное взаимодействие — это не лучший метод.

Один из них — визуальное внимание. При взаимодействии с сенсорным экраном водителям необходимо переместить свое визуальное внимание с дороги на экран, чтобы найти опцию, которую они хотят выбрать. Кроме того, они должны направить свой палец к соответствующему месту на экране, не получая при этом никаких тактильных подсказок. В случае с физическими элементами управления требуется гораздо меньше визуального внимания для осуществления взаимодействия, что позволяет водителям меньше отвлекаться. Каковы последствия этой разницы в визуальном внимании между сенсорными и физическими элементами управления? Эксперименты показали, что в случае с сенсорным управлением время реакции замедляется, а поведение водителя может сильнее варьироваться. Это касается, например, выезда за пределы полосы движения и поддержания скорости.

Другими недостатками являются отсутствие тактильной обратной связи при выборе опции и место размещения дисплея, которое представляет собой компромисс между читаемостью текста на экране и возможностью дотянуться до него.

Место размещения дисплея - это компромисс между читаемостью текста на экране и возможностью дотянуться до него.

Важно учитывать, что не существует идеальной модели взаимодействия для третичных действий, которая была бы простой в использовании и не позволяла водителям отвлекаться. В этом случае производители автомобилей должны выбирать “наименее плохое” решение и попытаться с помощью дизайна нивелировать его недостатки.

Если сопоставить преимущества и недостатки сенсорных экранов, они являются правильным решением для третичных взаимодействий в большинстве случаев при условии, что они оптимизированы для времени выполнения задачи. Проблема, однако, в том, что в настоящее время таких интерфейсов мало. Это во многом связано с теми решениями, которые принимают автомобильные компании в области дизайна.

Решения автомобильных компаний в области дизайна

Разработать сенсорный интерфейс сложно, особенно, когда речь идет о вождении. Поскольку время выполнения задачи является наиболее значительным преимуществом сенсорных экранов, можно ожидать, что оно будет одним из главных критериев их оценки. Тем не менее, многие автомобильные компании не уделяют этому вопросу достаточно внимания.

Прекрасным примером сказанного является последний тренд включения дополнительных элементов управления в сенсорный интерфейс. Для вторичных взаимодействий время выполнения задач уже минимально при наличии физических элементов управления. Кроме того, такие элементы управления требуют меньше визуального внимания. Перемещение этих функций на сенсорный экран увеличивает время выполнения задачи и снижает визуальное внимание. Это не только раздражает конечных пользователей, но и опасно для них.

Почти все взаимодействие с Polestar 2 осуществляется через сенсорный интерфейс.

Производители автомобилей могут поступать так, руководствуясь идеями “расхламления” салона и экономии средств. Эстетика важна и может убедить клиентов купить автомобиль, когда они впервые увидят его. Но хороший дизайн — это правильный баланс между эргономикой и эстетикой. При рассмотрении опасностей, связанных с вождением, первая задача дизайнера — свести к минимуму отвлекающие факторы.

Кроме того, дополнительным преимуществом приоритета безопасности является то, что элементы управления становятся более интуитивно понятными и простыми в использовании. Салон будет выглядеть супер стильно, если в нем отсутствуют физические кнопки. Тем не менее, большинство покупателей очень быстро обнаружат, что их раздражает необходимость отвлекаться и переключать свое визуальное внимание, чтобы просто включить обогреватель, когда раньше они могли делать это вслепую. При переносе вторичных элементов управления на сенсорный интерфейс баланс эргономики и эстетики нарушается в пользу последней.

Нарушенный баланс между эстетикой и эргономикой

Второй пример того, как производители автомобилей принимают неоптимальные дизайн-решения, — это сам дизайн интерфейса, который зачастую излишне усложняется. Интерфейсы наполнены функциями, заставляющими задуматься, зачем они вообще нужны вам в автомобиле, например, возможность проверить социальные сети, заказать пиццу из машины, найти время сеансов в кинотеатрах или установить собственные обои.

Производители автомобилей отождествляют наличие множества функций с высокой потребительской ценностью. Но, как показал опыт многих технологических компаний, ценность для клиентов на самом деле создается за счет того, что пользователи достигают своих целей. Исследования подтверждают, что слишком большое количество функций лишь мешает этому. Год за годом информационно-развлекательные системы становятся самым большим разочарованием для владельцев новых автомобилей, при этом большинство проблем связаны с дизайном. Это может объяснить популярность Apple CarPlay и Android Auto. Эти системы оптимизированы для времени выполнения задач и ограничивают доступ к определенным функциям и приложениям, которые считаются слишком опасными. В результате они помогают водителям меньше отвлекаться, с чем не могут справиться собственные информационно-развлекательные системы автомобилей.

В новом Volkswagen Golf водители могут проверять результаты футбольных матчей в режиме реального времени.

Клиенты хотят, чтобы в их автомобиле были доступны новейшие технологии и приложения. Невозможно спроектировать информационно-развлекательную систему таким образом, чтобы она вообще не отвлекала пользователей. Теоретически сенсорные экраны являются действенной технологией для упрощения такого взаимодействия. Однако автомобильные компании должны сводить к минимуму риски снижения концентрации внимания. Сегодня для достижения этой цели необходимо сделать значительные шаги. Но есть поводы с оптимизмом смотреть в будущее.

Что будет дальше?

Интерьер автомобилей постоянно трансформируется, как и сенсорные экраны. Есть много поводов для оптимизма. В последнее время программное обеспечение информационно-развлекательных систем претерпело значительные улучшения, что привело к появлению более качественных экранов и быстрых интерфейсов. В ближайшие годы будет еще больше инноваций, таких как тактильная обратная связь и новые способы ввода, например, жесты или улучшенное голосовое взаимодействие. Все это поможет смягчить некоторые недостатки сенсорных экранов.

Большинство производителей автомобилей серьёзно задумываются о беспроводных обновлениях, которые позволят вносить больше изменений в дизайн интерфейса, чтобы устранять проблемы юзабилити. С повышением важности этих интерфейсов команды дизайнеров в автомобильных компаниях растут и приобретают все больше опыта.

В конце концов, жизненно важно, чтобы был восстановлен баланс юзабилити и эстетики. Когда производители оптимизируют свои интерфейсы, эффективно будут сочетать их с физическими элементами управления и другими механизмами, сенсорные экраны в автомобилях станут отличным решением.

Источник
и
:
arrow