Распознавание vs запоминание в пользовательских интерфейсах

Вспоминать элементы сложнее, чем распознавать, поскольку дополнительный контекст помогает пользователям извлекать информацию из памяти.

Согласно одной из 10 эвристик юзабилити, при проектировании интерфейсов нам следует отдавать предпочтение распознаванию, а не вспоминанию. Что же это такое и почему первое предпочтительнее второго?

Два способа извлечения информации

Психологи различают 2 способа извлечения информации из человеческой памяти — распознавание и вспоминание. 

Представьте, что вы встретили кого-то на улице. Обычно мы можем довольно легко определить, видели ли мы человека раньше, но вспомнить его имя (если человек нам знаком) гораздо сложнее. Первый процесс — это распознавание, второй — вспоминание.

Распознавание — это способность «распознать» событие или фрагмент информации как нечто знакомое, а вспоминание — извлечение из памяти соответствующих деталей.

Чтобы лучше понять разницу между распознаванием и вспоминанием, нам нужно разобраться, как работает человеческая память.

Активация содержимого в памяти

Психологи считают, что память организована в виде фрагментов — базовых взаимосвязанных единиц. Каждый фрагмент характеризуется уровнем активации: мерой того, насколько легко он может быть извлечен из памяти.

Например, ваше имя — это фрагмент памяти. Его активация чрезвычайно высока: если кто-то разбудит вас посреди ночи и спросит, как вас зовут, вы сможете ответить довольно быстро. С другой стороны, если бы вам нужно было вспомнить имя вашей первой учительницы, вам, скорее всего, было бы сложнее ответить на этот вопрос. Всё дело в более низкой активации.

На активацию фрагмента влияют 3 фактора:

  • Практика: сколько раз фрагмент использовался в прошлом.
  • Новизна: как давно использовался фрагмент.
  • Контекст: что находится в фокусе внимания сейчас.

Давайте кратко рассмотрим каждый из них.

Практика

Все знают, что практика — это путь к совершенству. Действительно, чем больше вы взаимодействуете с информацией, тем больше вероятность того, что вы ее запомните: активация фрагмента зависит именно от количества повторений. Отчасти поэтому вам гораздо проще назвать свое имя, чем имя вашей первой учительницы.

Новизна

Но практика — не единственное, что влияет на активацию: новизна, или то, как давно вы использовали информацию, также сказывается на том, насколько хорошо вы ее помните. Другими словами, те фрагменты, к которым вы обращались совсем недавно, активируются быстрее.

Контекст

Третьим фактором, влияющим на активацию, является контекст. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно сделать шаг назад и поговорить об ассоциациях.

Мы уже выяснили, что фрагменты — это взаимосвязанные единицы памяти. Связь между двумя фрагментами называется ассоциацией. Если я скажу «Париж» и спрошу вас, какие слова приходят вам на ум, вы, возможно, вспомните Францию, еду, Эйфелеву башню или Наполеона. Все они прочно ассоциируются с Парижем, и, когда Париж оказывается в центре вашего внимания (вы только что услышали или прочитали о нем), он активирует другие связанные с ним фрагменты.

Наиболее активный фрагмент в вашей памяти — тот, который пришел вам в голову первым; следующий — ваша вторая реакция, и так далее. (Обратите внимание, что ассоциации очень индивидуальны и зависят от предыдущего опыта: у француза слово «Париж» может вызывать иные ассоциации, чем у американца).

Ассоциации играют важную роль: они лежат в основе обучения и решения проблем, позволяют поддерживать разговор и помогают открывать новое. Ассоциации — это связующее звено между настоящим (текущим контекстом, в котором мы находимся) и нашим предыдущим опытом и знаниями.

Но как контекст влияет на извлечение информации из памяти? Это так называемая «мадленка Пруста»: когда что-то в текущем окружении (например, запах и вкус печенья) прочно ассоциируется с фрагментом в нашей памяти, активация распространяется на этот фрагмент. Эпизод с печеньем «Мадлен» из детства Пруста (хотя и похороненный в глубинах памяти и имевший очень низкую активацию в начале) внезапно стал более активным благодаря подсказке в текущем контексте.

Распознавание vs вспоминание

Разница между распознаванием и вспоминанием заключается в количестве подсказок: в первом случае их требуется больше, чем во втором.

Чтобы ответить на вопрос: «Написал ли Герман Мелвилл Моби Дика?», вам нужно просто распознать, верна ли полученная информация. Если бы вместо этого вас спросили: «Кто написал Моби Дика?», вам бы пришлось использовать процесс вспоминания, чтобы извлечь правильный ответ из своей памяти.

Распознавание проще вспоминания, потому что в нем задействовано больше подсказок: все эти подсказки активируют связанную информацию в памяти и повышают вероятность того, что вы выберете правильный ответ. Поэтому вопросы с несколькими вариантами ответов даются людям легче, чем открытые вопросы, где респондент должен придумать ответ сам.

В повседневной жизни мы часто используем комбинацию распознавания и вспоминания, чтобы извлечь информацию из памяти. Обычно мы начинаем с фрагмента информации, который легко вспомнить, чтобы сузить круг вариантов, а затем перебираем их один за другим и распознаем нужный.

Допустим, вы хотите зайти на сайт nngroup.com. Если вы бывали на нем достаточно часто, вы быстро вспомните, как он называется, и окажетесь в нужном месте. Но многие люди смогут вспомнить только некоторые слова, которые ассоциируются у них с этим сайтом, например, «юзабилити», «UX» или «Nielsen». К счастью, если ввести их в поисковике, этот сайт окажется на первой странице. 

Таким образом, ваша задача сводится к сканированию страницы результатов поиска и распознаванию нужного сайта среди других предложенных вариантов.

Чтобы найти что-то в Интернете, людям действительно приходится генерировать запросы с нуля (что вызывает трудности у большинства), но в дальнейшем при изучении результатов они могут полагаться на распознавание. Поисковые подсказки стали настоящим прорывом и подняли юзабилити поиска на новую высоту, ведь благодаря им мы можем использовать механизм распознавания вместо вспоминания.

Вспоминание в пользовательских интерфейсах

Классический пример вспоминания в интерфейсе — вход в систему. Когда вы входите в аккаунт, вам нужно ввести логин (или электронную почту) и пароль. Подсказок очень мало, обычно только сам сайт.

Некоторые люди облегчают себе задачу, используя одни и те же учетные данные повсюду. Другие придумывают пароль, связанный с сайтом (например, amazonpassword для Amazon.com или buyshoes для zappos.com). Многие же просто хранят свои пароли в браузере, менеджере паролей или записывают их на бумажке.

Распознавание в пользовательских интерфейсах

Меню — самый очевидный пример распознавания: компьютер показывает вам доступные команды, а вы распознаете нужную.

Допустим, вы работаете в текстовом редакторе и хотите вычеркнуть ошибочное предложение. До появления графических пользовательских интерфейсов людям приходилось вспоминать название этой редко используемой функции форматирования. Трудная задача! Однако теперь мы можем просто взглянуть на меню и быстро распознать иконку зачеркивания.

Отдавайте приоритет распознаванию

Как дизайнерам поощрять распознавание? Делая информацию и функции интерфейса видимыми и легкодоступными.

Приложение или веб-сайт обычно состоит из двух компонентов:

  • Интерфейс: кнопки, навигация и другие элементы, которые помогают пользователям достичь целей.
  • Контент: информация, которая нужна пользователям для достижения их целей.

Сделайте так, чтобы и первое, и второе легко запоминалось — разрабатывайте дизайн для распознавания, а не для вспоминания.

Давайте рассмотрим несколько удачных и не очень удачных паттернов, способствующих распознаванию.

История посещений

Когда люди имеют доступ к списку недавно посещенных страниц и последних поисковых запросов, им проще возобновить выполнение незавершенных задач, о которых в противном случае они бы не вспомнили. Поисковые системы, например, Google и Bing, позволяют в любой момент просматривать свою историю посещений.

Bing.com: История поиска помогает пользователям вспомнить предыдущие поисковые запросы

Amazon (и многие другие сайты электронной коммерции) показывает пользователям списки недавно просмотренных товаров. Благодаря этому люди могут вернуться к заказу, оформление которого они не завершили несколько дней назад. Это отличный пример распознавания — пользователям не нужно вспоминать, как назывался и в каком разделе находился интересующий их товар.

Когда пользователь возвращается на Amazon.com, персонализированная домашняя страница отображает список недавно просмотренных и купленных товаров

Другие инструменты, позволяющие пользователям сохранять информацию в приложении или на сайте — избранное, списки желаний, списки покупок и т.д. — также помогают сделать контент доступнее посредством распознавания.

Наглядный, интуитивно понятный интерфейс

Интерфейсы командной строки работают на основе вспоминания. Если бы вы захотели переименовать файл с именем myfile в системе UNIX, вам пришлось бы ввести команду mv myfile yourfile. Для этого необходимо вспомнить не только то, что mv — это команда перемещения, но и правильный порядок аргументов.

В 1970-х появились технологии WYSIWYG (What You See Is What You Get — «что видишь, то и получишь»). Идея заключалась в том, чтобы заменить некоторые из команд интуитивно понятными действиями, которые не требовали бы вспоминания. Другая альтернатива командному языку — кнопки и меню: доступные команды отображаются в интерфейсе, и пользователи просто выбирают нужные.

Жестовые интерфейсы также в значительной степени полагаются на вспоминание — людям необходимо держать в голове набор жестов и воспроизводить их в определенном контексте. Чтобы упростить задачу, необходимо использовать визуальные подсказки и прогрессивное раскрытие информации. 

Опыт взаимодействия с мобильными приложениями зачастую начинается с обучения. Предполагается, что люди всё запомнят и применят новые знания тогда, когда они им понадобятся. Однако это не лучшая идея: туториалы содержат много информации, но она не повторяется, и пользователи не успевают сформировать ассоциации между полученными советами и реальным интерфейсом. 

Вместо того чтобы рассказывать всё и сразу, используйте контекстные подсказки. Это позволит пользователю распознать доступные действия и понять, как их выполнить.

Мобильное приложение Volvo: Иконки не способствуют распознаванию: пользователям сложно понять, что они означают. Если бы значки сопровождались подписями, людям было бы проще разобраться, что к чему
Заключение

То, насколько легко нам будет извлечь информацию из памяти, зависит от того, как часто мы сталкивались с этой информацией, как давно мы ее использовали и насколько она связана с текущим контекстом. Чем богаче контекст, тем проще нам извлекать информацию и использовать механизм распознавания вместо вспоминания.

Источник:
Nielsen Norman Group
arrow