YouTube удалил счетчик дизлайков: какие последствия это будет иметь для пользователей?

10 ноября представители YouTube заявили, что до конца 2021 года компания удалит с платформы счетчик дизлайков. Основная цель — улучшить опыт взаимодействия и сделать YouTube более приятным и дружелюбным местом для создателей контента и зрителей.

Контекстное меню YouTube, 2021 год

В статье я хочу проанализировать этот шаг, рассмотреть несколько UX-проблем, которые он вызвал, и попытаться найти решение этих проблем.

Как люди оценивают качество видео?

Когда люди оценивают видео на YouTube, они обычно учитывают следующее:

  • Соотношение лайков и дизлайков под роликом
  • Общее количество просмотров

Чтобы получить представление о видео, мне нужны оба этих показателя.

Соотношение лайков и дизлайков

Когда YouTube убрал счетчик дизлайков, возникло 4 проблемы:

1. Само по себе количество лайков ни о чем не говорит пользователям

Важно не общее количество лайков или дизлайков, а их соотношение, потому что именно оно помогает сформировать у пользователей правильные ожидания от видео. Еще до просмотра они понимают, что другие люди думают о конкретном ролике. Счетчик лайков/дизлайков позволяет людям сэкономить время.

Например, видео, которое в 2016 году получило больше всего дизлайков (трейлер фильма "Охотники за привидениями"), сейчас имеет 322 тыс. лайков. О чем говорит эта цифра среднестатистическому пользователю YouTube? Ни о чем.

“Охотники за привидениями”, 2016. Источник: YouTube
2. Пользователи проводят в приложении больше времени, но получают меньше пользы

Без счетчика дизлайков пользователям приходится тратить больше времени на просмотр ролика или чтение комментариев, чтобы узнать мнение других людей. 

"Чем больше времени человек проводит в приложении, тем лучше" — девиз многих владельцев бизнеса. Но приносит ли это людям больше пользы? Нет. Пользователь может посмотреть видео несколько минут и понять, что он лишь зря потратил время.

3. Пользователям стало сложнее разобраться, какие видео хорошие, а какие плохие

Предположим, вы ищете видеоурок, чтобы отремонтировать свой компьютер. Вы нашли два видео с практически одинаковым количеством просмотров (100 тыс.) и лайков (1 тыс.).

Вы решили последовать советам из первого ролика, но обнаружили, что в нем были допущены серьезные ошибки, и сломали свой компьютер. Если бы вы увидели, что первое видео получило 10 тыс. дизлайков, вы бы закрыли его не раздумывая. Это всего лишь один очевидный пример, но вот несколько менее очевидных:

  • Становится сложнее отделить кликбейтные видео от видео, которые по-настоящему представляют ценность для аудитории.
  • Становится сложнее отличить фейки от достоверной информации. Только представьте, какой вред может нанести видео, которое содержит ложные утверждения о здоровье.
4. Пользователи менее мотивированы ставить дизлайки

Тот факт, что люди видят в интерфейсе кнопку "Не нравится", не означает, что они будут ею пользоваться.

Поскольку количество дизлайков скрыто от зрителей и видно только автору видео, у пользователей нет особой мотивации нажимать кнопку "Не нравится". “Зачем мне ставить дизлайк, если это ничего не изменит?"

В результате эта функция становится бесполезной, что создает серьезные проблемы для создателей контента, поскольку они не получают точной обратной связи от своей аудитории. Только часть недовольных пользователей нажимает на кнопку "Не нравится".

Главная проблема удаления счетчика дизлайков

YouTube убрал счетчик дизлайков в первую очередь для того, чтобы бороться с интернет-троллями (т.е. массовой травлей) и сделать опыт создателей контента и зрителей более позитивным. Интернет — место, где каждый может поделиться своим мнением, и, к сожалению, создатели контента часто сталкиваются с негативом.

Но то, как YouTube стремится решить эту проблему, в корне неверно.

Дизлайки — это способ выражения мнения.

YouTube просто ограничивает для создателей контента возможности получения обратной связи. А ведь она способствует личностному и профессиональному росту.

Видео, в котором представители YouTube сообщили об обновлении счетчика дизлайков. Источник: PCMagazine

Если компания действительно хочет бороться с троллями, ей следует разработать интеллектуальные механизмы анализа поведения пользователей, позволяющие фильтровать оскорбительные/бессмысленные отзывы на лету. Например, нет необходимости учитывать мнение человека, который намеренно поставил ролику дизлайк, даже не посмотрев его.

Источник:
uxplanet.org
arrow