Введение
Для того чтобы быть выдающимся дизайнером, недостаточно просто понимать и предугадывать реакции пользователей. Гораздо важнее понять, почему пользователь среагировал именно таким образом: почему одним посетителям сайта нравится новая цветовая палитра, а у других она вызывает раздражение, почему вовлеченность снизилась после обновления элементов и т. д. Таким образом, вы сможете понять эмоциональную связь пользователя с объектом и создать по-настоящему эффективный дизайн.
Как правило, порой незначительные и незаметные на первый взгляд детали дизайна вызывают у аудитории эмоциональный отклик. Именно такие детали выделяют продукт на фоне остальных и позволяют установить надежную связь с пользователем.
Что такое эмоциональный дизайн
Эмоциональный дизайн — это создание пользовательского опыта, который привлекает и удерживает внимание аудитории за счет влияния на эмоции. Для этого нужно точно знать, как думают пользователи, чего хотят и для чего им нужен ваш продукт.
Эмоции можно разделить на приятные и неприятные. К приятным относятся радость, счастье, удовольствие, предвкушение. К неприятным — гнев, страх, раздражение, печаль. Как правило, люди предпочитают избегать неприятных эмоций и совершать те действия, которые позволят им испытать приятные чувства. Это еще раз доказывает, что люди совершают покупки, опираясь на эмоции, гораздо чаще, чем на анализ выгод и логику.
Визуальная составляющая, тон, стиль — все должно сочетаться и в совокупности создавать целостный продукт. Важно создать эмоциональную связь с пользователем, позволить ему чувствовать себя особенным и нужным.
Стоит помнить и о том, что эмоциональный дизайн не будет эффективным без маркетингового анализа, анализа целевой аудитории и понимания того, какие цели и задачи у проекта.
Для чего нужен эмоциональный дизайн
Благодаря эмоциональному дизайну у компании или конкретного продукта появляется большое преимущество перед конкурентами. Дизайн становится не просто визуальной составляющей сайта, он вовлекает аудиторию в действие и подводит к основной цели.
На что влияет эмоциональный дизайн:
На узнаваемость бренда. Эмоциональный посыл всегда запоминается: яркие слоганы, цветовая палитра, иллюстрации — все это повышает узнаваемость бренда.
На положительный пользовательский опыт. Чем приятнее и привлекательнее сайт с эмоциональной точки зрения, тем меньше вопросов к юзабилити. Пользователи могут не обращать внимание на мелкие неудобства, если их эмоциональное состояние на подъеме.
На поведение. Многие решения пользователя основаны на эмоциях, которые он испытывает в моменте. Поэтому, если необходимо создать продающий сайт, эмоции — это первое, чем стоит руководствоваться.
Но прежде, чем начать работу над эмоциональным дизайном, необходимо удовлетворить основные потребности аудитории:
Для того, чтобы забраться на вершину пирамиды, дизайнеру важно сделать безупречными три предыдущих уровня. Если продукт не обладает базовыми характеристиками, даже самый крутой эмоциональный дизайн не сможет сформировать доверительные и долгосрочные отношения с пользователями.
Уровни эмоционального дизайна
1. Интуитивный уровень
Это самое первое впечатление от продукта, где важную роль играет визуальная привлекательность. Пользователь неосознанно оценивает веб-сайт, после чего решает, стоит ли оставаться на этой странице.
Веб-дизайнеру необходимо знать, что цепляет его целевую аудиторию, какие эмоции ей близки, что кажется красивым и привлекательным.
2. Поведенческий уровень
К поведенческому уровню можно отнести функциональность и производительность. Если пользователь доволен визуалом сайта, он рассчитывает, что и взаимодействие будет таким же приятным и не вызовет сложностей. С эмоциональной точки зрения человек получает удовольствие и радость, если интерфейс сайта простой и понятный.
Здесь также важно понимать, какие веб-инструменты предпочитает конкретная целевая аудитория, что будет удобным и понятным именно для нее.
Например, если основная задача сайта — помочь человеку расслабиться, отвлечься от бытовых проблем, уместно будет использовать геймификацию и анимацию.
3. Рефлексивный уровень
Один из самых сложных уровней, потому что он гораздо глубже и осознаннее интуитивного и поведенческого. Рефлексивный уровень влияет на долгосрочное впечатление от продукта. Здесь основной фокус сосредоточен на главных смыслах: какое сообщение несет продукт или бренд, какой у него образ.
К рефлексивному уровню относятся чувства, которые испытывает пользователь после того, как погрузился во взаимодействие с продуктом. Как он чувствует себя после этого, возникнет ли у него желание приобрести продукт.
Эмоции покупателя: какие они бывают
1. Любопытство
Большинство людей изначально приходят на сайт ради интереса, познакомиться с продуктом и посмотреть цены. В этом случае необходимо на переднем плане разместить выгодное предложение, которое будет подкреплено рациональными аргументами, подтверждающими пользу продукта и выгоду от приобретения.
Есть еще один способ вовлечения пользователя через любопытство — устроить игру-голосование, где посмотреть общие ответы можно будет только после того, как пользователь проголосует сам.
2. Взаимность и лояльность
Практика показывает, что пользователи не любят оставлять свои личные данные на веб-ресурсах. Но если предложить что-то полезное взамен на контакты, например, приятный бонус, чек-лист или бесплатную услугу, человек охотнее согласится оставить номер телефона или адрес электронной почты.
3. Страх
Работу с этой эмоцией не стоит использовать слишком часто, иначе доверие аудитории будет утрачено. Однако страх — один из самых сильных триггеров, побуждающих к покупке. Здесь необходимо изучить страхи и боли аудитории. Это может быть страх остаться без работы, утратить молодость и красоту, не похудеть к лету и т. д.
4. Ощущение уникальности
Любому человеку будет приятно знать, что он уникален, особенный, что он отличается от других. Для этого можно создавать ВИП-сообщества — группы избранных, которым доступны более выгодные условия, бонусы и прочее.
5. Ограничение во времени
Если пользователь понимает, что у него ограниченное время для принятия решения, после чего-либо акция пройдет или продажи закроются, он боится упустить возможность и быстро решается на покупку.
6. Воздействие общественного мнения
Когда много людей говорят о том, что они довольны продуктом, шансы на привлечение новых покупателей возрастают. Поэтому важно размещать отзывы и в заголовках использовать цифры, например: «Уже 2000 человек — счастливые обладатели продукта». Подобные заявления повышают доверие и вызывают уважение.
7. Эксклюзивность
Большинство людей хотят обладать тем, что получить непросто и что есть не у каждого. Этот психологический прием очень сильный, потому что он вызывает интерес и любопытство к уникальному продукту, а также выделяет людей среди остальных, некий символ успеха.
Не торопитесь использовать сразу все приемы, это может только навредить. Сначала изучите свою целевую аудиторию, чтобы понять, что подойдет в каждом отдельном случае.
Инструменты эмоционального дизайна
Эмоциональный дизайн способен превратить функциональный продукт в запоминающийся пользовательский опыт. Это можно сделать при помощи следующих инструментов:
- Цвет. Это основа для того, чтобы установить первичную связь с пользователем. От того, насколько правильно подобрана цветовая палитра, зависит, как пользователь будет воспринимать продукт, какие эмоции у него возникнут.
- Лица. Этот инструмент можно использовать по-разному. Один из вариантов — фотографии руководителей бренда или специалистов, которые работали над рекламируемым продуктом. Это повышает лояльность аудитории и вызывает доверие.
Еще один вариант — изображения людей, которые выражают нужные эмоции. Это отличный способ побудить пользователя к проявлению нужных эмоций.
- Текст. От того, насколько правильно подобраны слова, зависят ощущения и эмоции пользователя после взаимодействия с цифровым продуктом. Верно расставленные акценты, соблюдение баланса между изображениями и описаниями, типографика и шрифты — все это помогает создать целостную картину и передать нужные смыслы.
Самое главное — вкладывать в создание графических элементов конкретный и понятный посыл, чтобы помимо привлекательного интерфейса, была некая воронка, которая затягивала бы пользователей во взаимодействие и не давала шанса уйти с веб-страницы, не выполнив целевое действие.
Рекомендации по усилению эмоционального воздействия
1. Точки эмоционального контакта
Эмоции — это не только про радость, счастье, удивление, восторг. Как мы говорили выше, это и про страх, и про боли пользователей. Ориентируйтесь на своего клиента и разрабатывайте дизайн с учетом его потребностей.
2. Сторителлинг
Контент в формате рассказа или истории надолго запоминается и позволяет посетителю сайта глубже погрузиться в изучение продукта, проникнуться его историей и в дальнейшем испытывать доверие и лояльность к бренду.
3. Микровзаимодействия
Анимированные кнопки и индикаторы делают интерфейс более живым и приближенным к аудитории. Это увлекает пользователей и стимулирует дальнейшее взаимодействие.
4. Юмор
Один из самых действенных способов воздействовать на эмоции человека. Если тематика позволяет, всегда можно добавить нотку юмора — это снимает важность, смягчает неуверенность в покупке и пробуждает чувство радости.
5. Желания
Это отлично работает на сайтах, нацеленных на продажу товаров. Здесь важно разместить предложение на привлекательной картинке, чтобы у пользователя моментально возникло желание приобрести данный товар.
Заключение
Эмоциональный дизайн — это достаточно новое направление в интернет-пространстве, которое именно в сочетании с UX/UI-дизайном дает эффективные результаты и лучший опыт взаимодействия с веб-ресурсом.
Эмоциональный дизайн может быть как лучшим решением, так и большим риском. В этой статье мы не раз упоминали, что важно знать предпочтения своей аудитории, менталитет, и только на основе этого анализа использовать те или иные методы и приемы.
Вы не должны стараться угодить всем, держите фокус на целевой аудитории и постоянно совершенствуйте свои навыки. Тогда все ваши дизайн-проекты будут выигрышными.