Эмоциональный дизайн

Автор статьи:
,

Введение

Для того чтобы быть выдающимся дизайнером, недостаточно просто понимать и предугадывать реакции пользователей. Гораздо важнее понять, почему пользователь среагировал именно таким образом: почему одним посетителям сайта нравится новая цветовая палитра, а у других она вызывает раздражение, почему вовлеченность снизилась после обновления элементов и т. д. Таким образом, вы сможете понять эмоциональную связь пользователя с объектом и создать по-настоящему эффективный дизайн.

Как правило, порой незначительные и незаметные на первый взгляд детали дизайна вызывают у аудитории эмоциональный отклик. Именно такие детали выделяют продукт на фоне остальных и позволяют установить надежную связь с пользователем.

Что такое эмоциональный дизайн

Эмоциональный дизайн — это создание пользовательского опыта, который привлекает и удерживает внимание аудитории за счет влияния на эмоции. Для этого нужно точно знать, как думают пользователи, чего хотят и для чего им нужен ваш продукт.

Эмоции можно разделить на приятные и неприятные. К приятным относятся радость, счастье, удовольствие, предвкушение. К неприятным — гнев, страх, раздражение, печаль. Как правило, люди предпочитают избегать неприятных эмоций и совершать те действия, которые позволят им испытать приятные чувства. Это еще раз доказывает, что люди совершают покупки, опираясь на эмоции, гораздо чаще, чем на анализ выгод и логику.

Визуальная составляющая, тон, стиль — все должно сочетаться и в совокупности создавать целостный продукт. Важно создать эмоциональную связь с пользователем, позволить ему чувствовать себя особенным и нужным.

Стоит помнить и о том, что эмоциональный дизайн не будет эффективным без маркетингового анализа, анализа целевой аудитории и понимания того, какие цели и задачи у проекта.

Для чего нужен эмоциональный дизайн

Благодаря эмоциональному дизайну у компании или конкретного продукта появляется большое преимущество перед конкурентами. Дизайн становится не просто визуальной составляющей сайта, он вовлекает аудиторию в действие и подводит к основной цели.

На что влияет эмоциональный дизайн:

На узнаваемость бренда. Эмоциональный посыл всегда запоминается: яркие слоганы, цветовая палитра, иллюстрации — все это повышает узнаваемость бренда.

На положительный пользовательский опыт. Чем приятнее и привлекательнее сайт с эмоциональной точки зрения, тем меньше вопросов к юзабилити. Пользователи могут не обращать внимание на мелкие неудобства, если их эмоциональное состояние на подъеме.

На поведение. Многие решения пользователя основаны на эмоциях, которые он испытывает в моменте. Поэтому, если необходимо создать продающий сайт, эмоции — это первое, чем стоит руководствоваться.

Но прежде, чем начать работу над эмоциональным дизайном, необходимо удовлетворить основные потребности аудитории:

01
Функциональность
Продукт должен решать проблему пользователя и удовлетворять его потребности, но главное при этом — хорошо работать.
02
Надежность
Лучше всего использовать привычные паттерны, которые будут знакомы пользователю, а также придерживаться единообразного дизайна.
03
Удобство
Пользователь должен интуитивно взаимодействовать с интерфейсом, не задумываясь о том, что значат конкретные элементы.

Для того, чтобы забраться на вершину пирамиды, дизайнеру важно сделать безупречными три предыдущих уровня. Если продукт не обладает базовыми характеристиками, даже самый крутой эмоциональный дизайн не сможет сформировать доверительные и долгосрочные отношения с пользователями.

Уровни эмоционального дизайна

1. Интуитивный уровень

Это самое первое впечатление от продукта, где важную роль играет визуальная привлекательность. Пользователь неосознанно оценивает веб-сайт, после чего решает, стоит ли оставаться на этой странице.

Веб-дизайнеру необходимо знать, что цепляет его целевую аудиторию, какие эмоции ей близки, что кажется красивым и привлекательным.

Сайт книжного магазина, который вызывает положительные эмоции и добрые ассоциации.

2. Поведенческий уровень

К поведенческому уровню можно отнести функциональность и производительность. Если пользователь доволен визуалом сайта, он рассчитывает, что и взаимодействие будет таким же приятным и не вызовет сложностей. С эмоциональной точки зрения человек получает удовольствие и радость, если интерфейс сайта простой и понятный.

Сайт М.видео — простой и понятный интерфейс, с которым удобно взаимодействовать.

Здесь также важно понимать, какие веб-инструменты предпочитает конкретная целевая аудитория, что будет удобным и понятным именно для нее.

Например, если основная задача сайта — помочь человеку расслабиться, отвлечься от бытовых проблем, уместно будет использовать геймификацию и анимацию.

3. Рефлексивный уровень

Один из самых сложных уровней, потому что он гораздо глубже и осознаннее интуитивного и поведенческого. Рефлексивный уровень влияет на долгосрочное впечатление от продукта. Здесь основной фокус сосредоточен на главных смыслах: какое сообщение несет продукт или бренд, какой у него образ.

Сайт студии UPROCK, где соблюдены все 3 уровня эмоционального дизайна.

К рефлексивному уровню относятся чувства, которые испытывает пользователь после того, как погрузился во взаимодействие с продуктом. Как он чувствует себя после этого, возникнет ли у него желание приобрести продукт.

Эмоции покупателя: какие они бывают

1. Любопытство

Большинство людей изначально приходят на сайт ради интереса, познакомиться с продуктом и посмотреть цены. В этом случае необходимо на переднем плане разместить выгодное предложение, которое будет подкреплено рациональными аргументами, подтверждающими пользу продукта и выгоду от приобретения.

Есть еще один способ вовлечения пользователя через любопытство — устроить игру-голосование, где посмотреть общие ответы можно будет только после того, как пользователь проголосует сам.

Пример игры-голосования

2. Взаимность и лояльность

Практика показывает, что пользователи не любят оставлять свои личные данные на веб-ресурсах. Но если предложить что-то полезное взамен на контакты, например, приятный бонус, чек-лист или бесплатную услугу, человек охотнее согласится оставить номер телефона или адрес электронной почты.

Сайт Good Habit предлагает бонусы клиентам, которые оставили заявку на консультацию.

3. Страх

Работу с этой эмоцией не стоит использовать слишком часто, иначе доверие аудитории будет утрачено. Однако страх — один из самых сильных триггеров, побуждающих к покупке. Здесь необходимо изучить страхи и боли аудитории. Это может быть страх остаться без работы, утратить молодость и красоту, не похудеть к лету и т. д.

4. Ощущение уникальности

Любому человеку будет приятно знать, что он уникален, особенный, что он отличается от других. Для этого можно создавать ВИП-сообщества — группы избранных, которым доступны более выгодные условия, бонусы и прочее.

Страница сайта банка Tinkoff с предложением стать их премиум-клиентом

5. Ограничение во времени

Если пользователь понимает, что у него ограниченное время для принятия решения, после чего-либо акция пройдет или продажи закроются, он боится упустить возможность и быстро решается на покупку.

Ограниченная по времени акция на сайте интернет-магазина Золотое Яблоко

6. Воздействие общественного мнения

Когда много людей говорят о том, что они довольны продуктом, шансы на привлечение новых покупателей возрастают. Поэтому важно размещать отзывы и в заголовках использовать цифры, например: «Уже 2000 человек — счастливые обладатели продукта». Подобные заявления повышают доверие и вызывают уважение.

Сайт электронных цифровых визиток Ego

7. Эксклюзивность

Большинство людей хотят обладать тем, что получить непросто и что есть не у каждого. Этот психологический прием очень сильный, потому что он вызывает интерес и любопытство к уникальному продукту, а также выделяет людей среди остальных, некий символ успеха.

Страница оформления карты лояльности Vnukovo Outlet

Не торопитесь использовать сразу все приемы, это может только навредить. Сначала изучите свою целевую аудиторию, чтобы понять, что подойдет в каждом отдельном случае.

Инструменты эмоционального дизайна

Эмоциональный дизайн способен превратить функциональный продукт в запоминающийся пользовательский опыт. Это можно сделать при помощи следующих инструментов:

  • Цвет. Это основа для того, чтобы установить первичную связь с пользователем. От того, насколько правильно подобрана цветовая палитра, зависит, как пользователь будет воспринимать продукт, какие эмоции у него возникнут.
Сайт компании анимационных брендов Ярко
  • Лица. Этот инструмент можно использовать по-разному. Один из вариантов — фотографии руководителей бренда или специалистов, которые работали над рекламируемым продуктом. Это повышает лояльность аудитории и вызывает доверие.

Еще один вариант — изображения людей, которые выражают нужные эмоции. Это отличный способ побудить пользователя к проявлению нужных эмоций.

Интернет-магазин Sid Store
  • Текст. От того, насколько правильно подобраны слова, зависят ощущения и эмоции пользователя после взаимодействия с цифровым продуктом. Верно расставленные акценты, соблюдение баланса между изображениями и описаниями, типографика и шрифты — все это помогает создать целостную картину и передать нужные смыслы.
Интернет-магазин косметической компании HALEYS Beauty

Самое главное — вкладывать в создание графических элементов конкретный и понятный посыл, чтобы помимо привлекательного интерфейса, была некая воронка, которая затягивала бы пользователей во взаимодействие и не давала шанса уйти с веб-страницы, не выполнив целевое действие.

Рекомендации по усилению эмоционального воздействия

1. Точки эмоционального контакта

Эмоции — это не только про радость, счастье, удивление, восторг. Как мы говорили выше, это и про страх, и про боли пользователей. Ориентируйтесь на своего клиента и разрабатывайте дизайн с учетом его потребностей.

Обращение к эмоциям и проблемам клиента на сайте маркетингового агентства MateStart

2. Сторителлинг

Контент в формате рассказа или истории надолго запоминается и позволяет посетителю сайта глубже погрузиться в изучение продукта, проникнуться его историей и в дальнейшем испытывать доверие и лояльность к бренду.

Рассказ об институте представленный в виде таймлайна на сайте ВНИИЖТ

3. Микровзаимодействия

Анимированные кнопки и индикаторы делают интерфейс более живым и приближенным к аудитории. Это увлекает пользователей и стимулирует дальнейшее взаимодействие.

4. Юмор

Один из самых действенных способов воздействовать на эмоции человека. Если тематика позволяет, всегда можно добавить нотку юмора — это снимает важность, смягчает неуверенность в покупке и пробуждает чувство радости.

Забавные иллюстрации на сайте мультимедийной студии hptx

5. Желания

Это отлично работает на сайтах, нацеленных на продажу товаров. Здесь важно разместить предложение на привлекательной картинке, чтобы у пользователя моментально возникло желание приобрести данный товар.

Сайт студии дизайна и индустриальной бумажной упаковки Sweet Space

Заключение

Эмоциональный дизайн — это достаточно новое направление в интернет-пространстве, которое именно в сочетании с UX/UI-дизайном дает эффективные результаты и лучший опыт взаимодействия с веб-ресурсом.

Эмоциональный дизайн может быть как лучшим решением, так и большим риском. В этой статье мы не раз упоминали, что важно знать предпочтения своей аудитории, менталитет, и только на основе этого анализа использовать те или иные методы и приемы.

Вы не должны стараться угодить всем, держите фокус на целевой аудитории и постоянно совершенствуйте свои навыки. Тогда все ваши дизайн-проекты будут выигрышными.