Психология шрифта

Автор статьи:
,

Введение

Шрифт играет важную роль в визуале любого проекта. Он влияет на то, как люди воспринимают текст, продукт или весь сайт. Правильно подобранный шрифт может удачно дополнить композицию и установить связь с пользователем, а плохо подобранный — погубить всю концепцию. Понимание психологии шрифта поможет вам грамотно выбрать шрифт и с его помощью воздействовать на пользователей.

Что такое психология шрифта?

Психология шрифта изучает то, как дизайн различных шрифтов влияет на мысли, чувства и поведение человека через бессознательное в мозгу.

Большая часть информации считывается нами невербально (т. е. без использования речевых и языковых средств), поэтому мы сначала ориентируемся на визуал, а потом уже на содержание.

Одни шрифты могут вызвать у нас ассоциации с надежностью и стабильностью, а другие — с дерзостью или наивностью. Знание особенностей каждого шрифта поможет дизайнеру создать нужное впечатление о бренде и выгодно представить ваш продукт.

Почему психология шрифта важна?

Если цель общего интерфейса — рассказать пользователю историю, то шрифты поддерживают этот рассказ. Они влияют не только на то, что видят пользователи, но и на то, что они чувствуют, читая текст на сайте.

Коммуникация

Шрифты могут существенно влиять на передачу информации: улучшить или затруднить ее. Грамотно подобранный шрифт может эффективно передать смысл контента и его настроение, чтобы найти эмоциональный отклик у пользователей.

Брендинг

Шрифт — это не только носитель смысла, но и важная часть имиджа бренда.

Поэтому важно использовать одинаковые шрифты на всех платформах и материалах, связанных с брендом. Так шрифт может повысить узнаваемость компании.

Навигация

Шрифт направляет внимание пользователей на наиболее значимые части контента и выделяет ключевую информацию. К тому же шрифт — важная часть в создании визуальной иерархии.

Эмоциональная связь

Шрифт играет особую роль в формировании эмоциональной связи между брендом и пользователем. Подобно цветам и формам, шрифт вызывает определенный эмоциональный отклик у людей, который влияет на восприятие и запоминание информации. Правильный выбор шрифта способен вызвать чувство доверия, волнения или умиротворения у пользователя и расположить его к бренду.

Типы шрифтов

Типографика содержит широкий спектр различных шрифтов, и каждый из них имеет свой стиль и значение. Если дизайнер понимает эти значения, то он может выбрать шрифт, который четко передаст настроение бренда и усилит его узнаваемость.

Шрифт с засечками (Serif fonts)

Типографика содержит широкий спектр различных шрифтов, и каждый из них имеет свой стиль и значение. Если дизайнер понимает эти значения, то он может выбрать шрифт, который четко передаст настроение бренда и усилит его узнаваемость.

Шрифты с засечками ассоциируются с традициями, стабильностью, респектабельностью, надежностью, профессионализмом и элегантностью.

Это классический вид шрифта, который использовался на протяжении веков. Благодаря своей долгой истории он соотносится с наследием и традициями, вызывает чувство уважения. Шрифты с засечками используются для формального оформления и очень популярны в финансовых компаниях, юридических фирмах, колледжах, редакциях и модных люксовых брендах. Этот шрифт часто используется издателями и популярен в печатной продукции.

Примеры организаций: Rolex, Vogue, Tiffany & Co, Dior.

Примеры шрифтов: Times New Roman, Garamond, Baskerville, Georgia, Palatino.

Брусковый шрифт (Slab serif)

Чаще всего этот вид шрифта ассоциируют со смелостью, уверенностью, силой, солидностью.

Брусковый шрифт — интерпретация шрифта с засечками, но с плоскими и квадратными, а не изогнутыми.

От шрифта с засечками брусковый наследует ассоциации со стабильностью и традицией, а из-за современного вида его соотносят со смелостью и естественностью. Как правило, брусковый шрифт используют компании, связанные со спортом, активным отдыхом и электронной промышленностью. Также этот шрифт можно увидеть у автомобильных и технических брендов.

Примеры организаций: Volvo, Honda, Sony, IBM, Coach.

Примеры шрифтов: Arvo, Copse, Roboto Slab, Museo Slab. Rockwell, Detroit.

Шрифт без засечек

Шрифт без засечек ассоциируется с ясностью, универсальностью, современностью и эффективностью. Его часто описывают как неформальный и дружелюбный вид шрифта.

За счет отсутствия засечек эти шрифты выглядят лаконично и привлекательно. Они вызывают ощущение новизны и приключений, поэтому бренды, которые хотят казаться инновационными и авантюрными, могут выбрать шрифты без засечек. Часто используются в проектах технологических компаний, автомобильных брендов и организаций, связанных с путешествиями.

Примеры организаций: Jeep, National Geographic, Nike, Apple, Facebook, Microsoft.

Интересно, что логотип компании Google изначально выглядел как шрифт с засечками, но после ребрендинга засечки убрали.

Примеры шрифтов: Abel, Open Sans, Oswald, Arial, Modelica, Helvetica.

Для сайта архитектурной фирмы “Reitsema + Partners” был выбран шрифт без засечек, который вписывается в лаконичную визуальную концепцию страницы и отражает идеи компании — простота, легкость и современность:

reitsema.com

Рукописный шрифт (Script)

Плавные и изогнутые линии рукописных шрифтов вызывают ассоциации с элегантностью, креативностью, нежностью, эмоциональностью, уникальностью и статусом.

Этот вид шрифта непринужденный и творческий. Шрифты, имитирующие ручное письмо, очень разнообразны и могут ассоциироваться с разными чувствами и эмоциями. Их редко используют для основного текста из-за неудобства чтения, но они  идеально подходят для логотипа или передачи важного сообщения. Рукописные шрифты можно заметить в логотипах или материалах ресторанов, люксовых брендов, напитков и детских товаров.

Примеры организаций: Cadillac, Cartier, Pinterest, Coca-cola.

Примеры шрифтов: Alex Brush, Pacifico, Lobster и Tangerine, Dancing Script, Caveat Brush.

На сайте художницы Лоры Маро рукописный шрифт применяется в качестве заголовков разделов:

Экранный или декоративный шрифт (Display/ Decorative)

Экранный или декоративный шрифт разрабатывается на заказ, поэтому здесь дизайнеру можно проявить свое творческое начало. Благодаря этому шрифт будет отражать индивидуальность компании. Поскольку этот вид носит индивидуальный характер, он может ассоциироваться с творчеством, оригинальностью, причудливостью, дружелюбием и т. д. При их проектировании вы можете использовать различные графические элементы, который помогут передать настроение, имидж бренда. Экранный шрифт лучше всего использовать в логотипах фирменной печатной продукции или в заголовках. Главная задача декоративного шрифта — привлечь внимание пользователей.

Примеры организаций: Lego, Disney, Fanta, McDonald's, NASA.

Примеры шрифтов: Phosphate, Chalkduster, Graffiti, Grunge и Stencil, Bombing.

Что еще влияет на восприятие шрифта?

Знакомство со шрифтом

Есть шрифты, которые общеизвестны и ассоциируются с определенными идеями. Иногда эти ассоциации могут быть положительными. Например, Helvetica — шрифт, который всегда остается надежным для дизайнеров и появляется во многих современных проектах. Некоторые шрифты могут, наоборот, оттолкнуть аудиторию. Например, Papyrus изначально выделялся своей уникальностью, но из-за частого применения в неподходящих случаях он постепенно стал пародией на самого себя.

Цвет

Важный фактор, который влияет на восприятие шрифта — его цвет. Грамотно подобранный цвет поможет вызвать у пользователя нужные вам эмоции и настроить пользователя на покупку. Больше про психологию цвета вы можете узнать в этом лонгриде.

Формы

01
Прямые и вытянутые
Такие формы подходят для делового стиля. Однако в сферах с большой конкуренцией такая форма будет соотносить бренд с остальными и не подчеркивать его индивидуальность. Если вы хотите использовать вытянутые и прямые формы шрифта, лучше сделать их необычными по цвету.
02
Строгие и квадратные
Эти формы вызывают ощущение значимости и экспертности. Они идеально подходят для продвижения новых технологий, а также помогают создавать имидж авторитетного бренда. Они эффективны для привлечения деловых партнеров и инвесторов.
03
Округлые формы
Создают атмосферу комфорта и уюта, передают дружелюбный и открытый характер бренда. Удачно работают при неформальном общении, используются в социальных сетях брендами, которые стремятся установить личную связь со своей аудиторией.

Толщина

01
Легкий шрифт
Часто ассоциируется с изяществом и нежностью благодаря его тонкой форме. Лучше его использовать в качестве основного текста абзацев, если вы хотите передать современность бренда. Однако он неэффективен для привлечения внимания пользователя из-за своей тонкой структуры.
02
Средний шрифт
Самый распространенный шрифт. Рекомендуется его применять в больших объемах текста. Он обеспечивает оптимальную читабельность, не будучи ни слишком тонким, ни слишком жирным. Использование среднего шрифта может подчеркнуть чистоту и ясность стиля в вашем дизайне.
03
Жирный шрифт
Незаменим для заголовков и подзаголовков, поскольку их главная задача — привлечение внимания и выделение особого контента в дизайне.

Заключение

Шрифт — важная часть проектирования дизайна. Он не только передает сообщение, но и может установиться связь с пользователем и повысить узнаваемость бренда. Понимание психологии шрифта поможет сделать ваш дизайн удобным и привлекательным, а также донести ценности продукта до аудитории.