Эффект последовательного позиционирования

No items found.
Аудио перевод статьи
0:00
0:00
·

Многие из наиболее успешных продуктов, созданных такими известными компаниями, как Apple, Electronic Arts и Nike, отражают глубокое понимание эффекта последовательного позиционирования и того, как это влияет на их дизайн.

В данной статье вы узнаете как работает эффект последовательного позиционирования и как вы можете его использовать в контексте проектирования пользовательского опыта.

Эффект последовательного позиционирования

Эффект последовательного позиционирования — термин, придуманный Германом Эббингаузом, немецким психологом и первооткрывателем в области исследования памяти. Данный эффект описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность воспоминаний. Существует два основных понятия, связанных с данным эффектом:

Эффект первенства: Пункты, которые представлены в начале списка, запоминаются с большей точностью, чем пункты в середине списка.
Эффект недавности: Элементы, которые появляются в конце списка, также с большей вероятностью лучше запоминаются, чем элементы, представленные в середине списка.

Данный график иллюстрирует тенденцию пользователя к лучшему запоминанию элементов с начала и с конца списка или последовательности. Самые трудные для запоминания — элементы, расположенные посередине.

Эффект первенства

Теория, которая лежит в основе эффекта первенства, заключается в том, что высокая точность вспоминания элемента, находящегося в начале списка, связана с тем, что на запоминание этого элемента требуется совершенно небольшое количество усилий. Из-за этого же возникают проблемы с вспоминанием элементов, находящихся в середине списка, так как для повторения всего списка требуется куда больше усилий, что, в свою очередь, приводит к значительной когнитивной нагрузке и негативно влияет на процесс запоминания.

Эта теория подтверждается результатами эксперимента "A two-process account of long-term serial position effects" (Glenberg et al., 1980), где эффект первенства не проявляется, когда участникам демонстрируют пункты списка в очень быстром темпе, в то время как при замедленной демонстрации пунктов — запоминание первых элементов улучшается. Как и ожидалось, авторы обнаружили, что чем больше времени между презентациями каждого отдельного элемента, тем больше возможности у участника повторить предыдущие предметы, что позитивно влияет на запоминание и воспроизведение всего списка.

Эффект недавности

Теория эффекта недавности заключается в том, что элементы, появляющиеся в конце последовательности, легче запоминаются из-за того, что они сохраняются в рабочей памяти (той части нашей кратковременной памяти, которая обрабатывает непосредственно воспринимаемую информацию). Наша рабочая память удерживает поступающую информацию и действует как буфер для новой информации, в то время как предыдущая информация ассимилируется в другие системы памяти.

Когнитивные психологи Мюррей Гланцер и Анита Куниц в 1966 году провели тест на запоминание объектов, чтобы оценить, являются эффект первенства и недавности продолжительными, если добавить отвлекающий этап между фазой изучения информации и фазой тестирования.

Результаты показали, что эффект первенства возникал и после 30-секундной отвлекающей задачи, а эффект недавности — нет. Таким образом, когда отвлекающие задачи используются во время тестов на память, эффект недавности исчезает, поддерживая теорию, что ключевым компонентом данного эффекта является рабочая память. Также авторы исследования пришли к выводу, что объем краткосрочной памяти человека вмещает в себя от трех до четырех элементов информации за раз.

Влияние эффекта последовательного позиционирования на проектирование пользовательского интерфейса
Эффект первенства и недавности оказывает влияние и на дизайн пользовательских интерфейсов. Представление на сайте длинных списков создает значительную нагрузку на ограниченные ресурсы внимания и памяти. На нашу способность вспоминать ранее представленные элементы также сильно влияют отвлекающие события между первоначальной обработкой и последующим вспоминанием.

Четыре способа эффективного использования эффекта последовательного позиционирования в ваших проектах
Зная, что позиционирование элемента может повлиять на пользовательский опыт, вызывая затруднения при запоминании информации в середине последовательности, может быть полезно свести к минимуму влияние, которое это оказывает на пользователей. Таким образом, вы знаете как уменьшить нагрузку на память пользователя и уменьшить влияние отвлекающих элементов, возникающих между представлением и воспроизведением информации.

Вот 4 способа, с помощью которых вы можете создать качественный пользовательский опыт, понимая, как эффект последовательного позиционирования влияет на пользователей:

1. Размещайте информацию, относящуюся к задаче, в пределах пользовательского интерфейса

Размещайте в пользовательском интерфейсе информацию, относящуюся к задаче, чтобы уменьшить нагрузку на когнитивные ресурсы. Предоставьте инструменты, необходимые пользователю для достижения его целей.
Творческие инструменты, такие как Keynote от Apple Inc, Photoshop от Adobe и Microsoft Word от Microsoft, размещают в поле видимости информацию о номере страницы, линейки, сетку и многое другое, чтобы помочь пользователю быстро и легко справиться со своей задачей.

Keynote, предоставляет информацию, необходимую для решения поставленной задачи, так что пользователи могут проще создавать презентации, благодаря легкому доступу к таким элементам, как номер страницы, линии разметки, линейка и многое другое.

2. Добавьте подсказки в пользовательский интерфейс

Добавьте подсказки в пользовательский интерфейс там, где это возможно. Используйте различные виды подсказок: звуковые (например, "звенящий" звук, когда персонаж видеоигры собирает золотые монеты) или визуальные (например, карта и спидометр в гоночной игре).

Need for Speed — гоночная видеоигра, разработанная американской игровой компанией Electronic Arts Inc., использует в пользовательском интерфейсе визуальные подсказки (карту слева внизу и спидометр справа внизу), чтобы пользователь в любой момент времени мог знать, где он находится.

3. Ограничьте количество информации для запоминания

Ограничить количество информации, которую пользователь должен помнить. Например, автоматически сохраняя необходимую информацию на всех этапах выполнения задачи, или предложив простые способы извлечения этой информации. Человеческое внимание ограничено, и мы способны держать в нашей кратковременной памяти только около пяти элементов за раз. В связи с этим, дизайнеры должны сделать так, чтобы в любой момент времени в диалоге у пользователей было менее пяти элементов. Многие интернет-магазины знают,

На веб-сайте Nike Inc. показано, какие фильтры пользователь использовал при выборе нужного товара.
Сайт компании Amazon Inc. всегда показывает пользователю, сколько товаров находится в корзине, куда обращаться за справочной информацией, а также соответствующие предложения.

4. Сделайте акцент на ключевой информацию

Разместите важную информацию в начале и в конце страницы, помещая наименее важные элементы в середине. Эффекты первенства и недавности утверждают, что люди лучше запоминают информацию, когда она расположена в начале и в конце последовательности.
В примере ниже мы рассмотрим эффект последовательного позиционирования, разделив целевую страницу Apple iPad Air 2 на три раздела в зависимости от ее видимого содержимого: начало, середина и конец. Вы также можете увидеть отражение этого принципа в том, как пишутся учебники, где важная информация выделяется в начале и повторяется в конце.

В первом разделе главной страницы iPad Air 2 сообщается основная причина, по которой вы должны купить их продукт.
В середине страницы находятся части относительно менее важной информации по сравнению с началом и концом страницы.
Заключительный раздел главной страницы iPad Air 2 содержит информацию о действиях для покупки товара. Как получить бесплатную доставку? Нужна быстрая доставка? Предлагается помощь в покупке и дополнительная информация.

Заключение

Хороший дизайн должен снижать нагрузку на пользователей, учитывая ограничения их краткосрочной памяти. Зная, как использовать эффект последовательного позиционирования, мы должны стремиться расширить возможности пользователя, сохраняя информацию, относящуюся к задаче, на экране; используя подсказки в пользовательском интерфейсе; ограничивая объем необходимой для запоминания информации и размещая ключевую информацию в начале и в конце страницы. Используя эти знания, вы будете готовы для создания более продвинутого и интуитивно понятного пользовательского опыта.

Источник:
interaction-design.org
·
comments powered by HyperComments