Искусство и дизайн: как мы можем использовать известные визуальные стили в своих проектах (1 часть)

Многие современные дизайнеры гонятся за трендами, из-за чего цифровые продукты начинают выглядеть практически одинаково. Если вы хотите, чтобы ваш дизайн выделялся из толпы, стоит обратиться к прошлому в поисках вдохновения.

Дизайн интерфейсов прошел долгий путь. Мы всегда черпали вдохновение в искусстве (и в реальной жизни), стремясь подарить пользователям восхитительный опыт. Мы следовали трендам: то придавали элементам реалистичный вид (скевоморфизм), то упрощали их (плоский дизайн), то снова возвращали некоторые черты реализма (неоморфизм и глассморфизм). Мы все время пробовали что-то новое, чтобы наш дизайн выглядел свежим и актуальным.

«В чем же проблема?», — спросите вы.

Иногда погоня за трендами приводит к тому, что все сайты начинают выглядеть практически одинаково (взгляните на картинку ниже), поэтому, если вы хотите, чтобы ваш продукт выделялся из толпы, стоит обратиться к прошлому в поисках вдохновения.

Если прищуриться, все эти сайты выглядят одинаково. Если не прищуриваться, они всё равно выглядят одинаково. Источник: Остин Берд

Разные художественные стили подобны разным нарядам — каждый из них создает определенное настроение. Точно так же, как вы не наденете строгий костюм на пляж, вы не будете использовать один и тот же  визуальный стиль для серьезного бизнес-приложения и забавной игры.

За последние несколько сотен лет в искусстве появилось множество направлений, и знакомство с ними — отличная отправная точка. Поверьте мне, эта кроличья нора очень глубока 🐇.

Ар-нуво (1890-е–1910-е)

Что такое ар-нуво

Ар-нуво в переводе с французского означает «новое искусство». Это международный художественный стиль, который получил особое распространение в декоративном искусстве и архитектуре.

Движение часто вдохновлялось природными формами: изгибами растений и цветов. Другие характерные черты ар-нуво — ощущение динамизма и движения, которое обычно достигалось за счет:

  • Асимметрии и извилистых S-образных линий,
  • Использования современных материалов, в частности железа, стекла, керамики, а позднее бетона, для создания необычных форм и больших открытых пространств.
Как развивался этот стиль

Он приобрел популярность в «Прекрасную эпоху» (Belle Epoque) и представлял собой реакцию на эклектику, чрезмерный консерватизм классического образования и постоянное обращение к архитектуре и декоративному искусству прошлого.

Первые дома и интерьеры в стиле ар-нуво появились в Брюсселе в 1890-х годах. Он быстро распространился в Париже, и даже использовался для оформления новых входных павильонов парижского метро. Пик его развития пришелся на Всемирную выставку 1900 года, где были представлены работы художников в стиле модерн. Один из них — Луис Тиффани, первый директор по дизайну ювелирной компании Tiffany & Co.

Однако к 1914 году, с началом Первой мировой войны, модерн в значительной степени изжил себя. В 1920-х годах ему на смену пришли другие художественные и архитектурные движения, в том числе арт-деко, баухаус и модернизм.

Ар-нуво в архитектуре и интерьере
Что отличает его от других

Одна из главных целей ар-нуво — устранить разрыв между изобразительным и прикладным искусством. Этот стиль наиболее широко применялся в графике, дизайне интерьеров, мебели, текстиля, керамики, ювелирных изделий, работе с металлом и стеклом.

Ар-нуво в графическом/цифровом мире
Как его можно использовать

Несмотря на заметную роль ар-нуво в прикладном искусстве, этот стиль не так часто используется в UI. Его художественную, орнаментальную природу трудно напрямую перенести в дизайн интерфейсов. Тем не менее, вот несколько базовых элементов, которые можно включить в дизайн, чтобы передать дух ар-нуво:

  • Органические формы: цветы, листья, животные и т.д.
  • Плавные линии, заметные изгибы, повторяющиеся узоры.
  • Насыщенные цвета, например, золотой, красный, фиолетовый, создают ощущение драматизма.
  • Элегантная утонченная эстетика, деликатные текстуры.
  • Шрифты с засечками или сложные декоративные шрифты.
Элементы ар-нуво в современных интерфейсах
Сайт в стиле ар-нуво «глазами» Midjourney (довольно буквальная интерпретация)

Выдающиеся представители:

Ар-деко (1910-е–1930-е)

Что такое ар-деко

Ар-деко — стиль, для которого характерно использование геометрических форм (особенно треугольников), четких линий и витиеватых орнаментов. Другая его характерная черта — роскошные царственные оттенки: золотой, красный, черный, зеленый, фиолетовый.

Как развивался этот стиль

Появление ар-деко было связано с повышением статуса художников-декораторов, которые до конца XIX века считались простыми ремесленниками. Этот стиль олицетворял роскошь, гламур, изобилие и веру в социальный и технологический прогресс. Некоторые дизайнеры даже отказывались от массового производства и настаивали, чтобы каждое изделие изготавливалось вручную индивидуально.

Для ар-деко характерно использование редких дорогих материалов, таких как эбеновое дерево и слоновая кость. Этот стиль использовался для оформления интерьеров океанских лайнеров, поездов класса люкс и небоскребов.

Ар-деко в архитектуре и интерьере
Что отличает его от других

Проявления ар-деко в дизайне — четкие линии, «металлические» акценты и винтажная типографика. Элементы ар-деко часто используются для создания элегантных утонченных интерфейсов и могут вызывать чувство ностальгии.

Ар-деко в графическом/цифровом мире
Как его можно использовать

Ар-деко — отличный выбор для интерфейсов, которые должны транслировать роскошь и эксклюзивность. Этот максималистский художественный стиль довольно трудно воспроизвести в цифровой форме. Тем не менее, вы можете включить в свой дизайн некоторые элементы, которые создадут нужную атмосферу:

  • Цвета: золотой, черный, темные оттенки зеленого, синего, фиолетового.
  • Стилизованные формы и паттерны: геометрические линейные узоры (чешуйки, лучи, зигзаги), острые углы.
  • Шрифты с засечками выглядят элегантно и величественно.
Элементы ар-деко в современных интерфейсах

Выдающиеся представители:

Баухаус (1930-е)

Что такое Баухаус

Термин Баухаус происходит от немецких слов Bau — «строительство» и Haus — «дом, здание». Это немецкая архитектурная и художественно-промышленная школа, действовавшая в 1919–1933 годах, которой удалось успешно соединить ремесла и изобразительное искусство.

Отличительные черты эстетики Баухауса: простые геометрические формы и отсутствие сложных декоративных элементов.

Как развивался Баухаус

Школа прославилась своим подходом к дизайну — ее представители пытались объединить индивидуальное художественное видение с принципами массового производства и делали акцент на функциональности.

Впоследствии Баухаус стал одним из самых влиятельных течений в дизайне и архитектуре и сыграл важную роль в развитии искусства, графического дизайна, дизайна интерьеров, промышленного дизайна и типографики.

Баухаус в архитектуре и дизайне
Что отличает его от других

Для эстетики Баухауса характерны простые геометрические формы: прямоугольники, треугольники и круги.

Некоторые здания, мебель и шрифты в стиле Баухаус имеют скругленные углы, для других характерны прямоугольные формы, например, выступающие балконы с плоскими и массивными перилами и длинные ряды окон. В дизайне мебели также часто используются изогнутые хромированные трубы.

Почему красный, желтый, синий цвета ассоциируются с эстетикой Баухауса

Кандинский, профессор Баухауса, исследовал взаимоотношения цвета и формы. Он взял 3 геометрические фигуры — треугольник, квадрат и круг — и попросил своих студентов подобрать к ним наиболее подходящие цвета.

Большинство респондентов распределили их следующим образом:

  • Желтый цвет воспринимался как психологически «острый», полный движения, и поэтому соответствовал заостренной форме треугольника.
  • Синий казался более глубоким, он будто уходил внутрь плоскости и, таким образом, соответствовал «спокойному» кругу.
  • А напористость и сила красного перекликались с «внутренним напряжением» квадрата.

Хотя некоторые оспаривали достоверность полученных Кандинским результатов, простые геометрические формы и первичные цвета (красный, синий, желтый) стали прочно ассоциироваться с эстетикой Баухауса, особенно в графическом дизайне.

Эстетика Баухауса в графическом/цифровом мире
Как его можно использовать

Чтобы воспроизвести эту эстетику в дизайне интерфейсов, нужны следующие элементы:

  • Синий, красный, желтый, черный цвета (и их оттенки)
  • Геометрические бесшовные паттерны (особенно с использованием кругов, прямоугольников и их фрагментов)
  • Геометричные шрифты (в достаточно «тяжелом» начертании для заголовков)
Эстетика Баухауса в дизайне интерфейсов

Выдающиеся представители:

Заключение

Рекомендуем изучать различные стили, погружаться в них с головой, именно так вы сможете найти потрясающие идеи для ваших проектов. Развитие визуального языка — очень интересная и важная тема для дизайнеров, она способна добавить глубину и смысл вашему дизайну, а еще служит неисчерпаемым источником вдохновения.

Источник:
Medium
arrow