Психологические исследования, которые сильнее всего повлияли на UX-дизайн

Понимание того, как работает человеческий мозг, помогает нам создавать по-настоящему функциональный и эффективный дизайн.

Впервые я познакомился с известными психологическими исследованиями на занятиях в университете. Я был зачарован тем, как может меняться человеческое поведение в разных ситуациях. Но в то время я не понимал, насколько тесно эти исследования связаны с дизайном.

По мере обучения я начал всё чаще замечать эти связи. Никто в моей группе не смотрел на основы психологии под тем же углом, что и я. Я интересовался технологиями, и, пока мои однокурсники разбирались, как лечить детские психотравмы, я пытался понять, как заставить человека нажать на кнопку. Во время обучения меня увлекало не заучивание инструкций, а углубленное изучение эксперимента Павлова и других психологических чудес.

Несколько лет приключений в мире UX-дизайна открыли мне важную истину: те, на первый взгляд, абстрактные психологические исследования были не просто теориями из пыльных учебников; это были секреты понимания человеческого мышления и поведения. Дело совсем не в лабораторных крысах и колокольчиках! Они были ключами, открывающими тайны нашего разума, и по сей день определяют каждый мой шаг в дизайне.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по важнейшим психологическим исследованиям. Это не просто академические изыскания; это фундамент, на котором я построил свое понимание дизайна. Так что пристегните ремни, мы погружаемся туда, где психология встречается с дизайном.

Эксперимент с «невидимой» гориллой (избирательное внимание) 🦍

Исследование провели: Шабри и Саймонс

Один из самых известных психологических экспериментов. Шабри и Саймонс продемонстрировали, что люди, сосредоточенные на чем-то одном, могут легко упустить из виду что-то другое. Они создали видеоролик, в котором студенты перебрасывали друг другу баскетбольный мяч. Зрителей просили сосчитать, сколько бросков совершили игроки в белых футболках. Многие так сильно фокусировались на задаче, что не замечали человека в костюме гориллы, который появлялся в центре изображения. За этот эксперимент Саймонс и Шабри были удостоены Шнобелевской премии («за исследования, которые сначала заставляют людей смеяться, а затем задуматься»).

Фото Kenny Eliason, Unsplash

Это исследование доказывает, что люди обладают избирательным вниманием. Избирательное внимание — концентрация на определенном объекте в течение определенного периода времени. Поскольку внимание является ограниченным ресурсом, избирательное внимание позволяет нам отсеивать несущественные детали и фокусироваться на главном.

Что это значит для дизайнеров

Нам близка концепция избирательного внимания: чтобы оптимизировать опыт взаимодействия, мы фокусируемся на пути пользователя и стараемся избегать лишнего информационного шума. Мы хотим, чтобы люди сосредоточились на тех шагах, которые приблизят их к достижению цели. 

Нет ничего более раздражающего, чем попытки найти что-то на странице, переполненной элементами, не имеющими для вас никакой ценности. Если конкретная деталь не важна для решения задачи пользователя, он не будет обращать на нее внимания

Недизайнеры часто воспринимают пустое пространство, как проявление лени. Дизайнеры же знают, что достаточное количество «воздуха» и ограниченное число опций — наши лучшие друзья и признак хорошего дизайна.

Похожий феномен — слепота к изменениям, причем неважно, где происходят последние — в окружающей среде, на сайте или прямо перед нашим носом. Невидимая горилла — не единственный эксперимент, в ходе которого выяснилось, что мозг пропускает информацию, находящуюся за пределами фокуса внимания. Многие из них показали, что люди не замечают изменений — будь то смена одежды или даже подмена собеседника

Слепота к изменениям — одна из причин никогда не использовать автоматически запускающиеся «карусели». Исследовательская компания Nielsen Norman Group провела эксперимент: ведущие показывали участникам веб-страницу с каруселью и просили найти на ней специальные предложения. Скидка размещалась на одном из слайдов, причем текст был набран крупным шрифтом (98pt). Тем не менее некоторые пользователи не справились с задачей, потому что слайды автоматически сменяли друг друга каждые 5 секунд.

Слепота к изменениям также объясняет, почему мы должны тщательно продумывать сообщения об ошибках. Если пользователю необходимо что-то исправить, чтобы продолжить свой путь, соответствующие инструкции должны быть заметными и визуально выделяться на фоне остального контента. Люди могут пропустить мелкий текст в углу или сообщение об ошибке, набранное тем же шрифтом, что и остальной текст в форме. Пользователи стремятся завершить то, на чем они сфокусированы, и склонны игнорировать элементы, которые не имеют отношения к поставленной задаче.

Фото Nathana Rebouças, Unsplash

Проектируйте с учетом потребностей пользователей, иначе ваш дизайн может остаться незамеченным. Да, даже если это горилла в центре баскетбольной площадки 🦍.

Магическое число семь

Исследование провел: Джордж А. Миллер

Исследование, проведенное Миллером в 1956 году, показало, что среднестатистический человек способен удерживать в своей кратковременной памяти 7 ± 2 элементов, то есть мы чаще всего можем запомнить от 5 до 9 слов или объектов. Эта работа стала одной из самых цитируемых в психологии.

Иллюстрация: Jeff Davidson
Что это значит для дизайнеров

Не усложняйте дизайн. Важно продумать, какую информацию придется запоминать нашим пользователям, а какая — будет постоянно находиться у них перед глазами. Возьмем, к примеру, подменю. Никто не захочет просматривать 10 и более опций, возвращаться и перечитывать доступные варианты в поисках наиболее подходящего.

Исследования показывают, что объем нашей рабочей памяти ограничен. Не заставляйте пользователей запоминать информацию! Все важные фрагменты контента должны оставаться на виду.

Информационная архитектура: UX-дизайнеры должны структурировать и организовывать информацию с учетом когнитивных ограничений пользователей. Помните о «магическом числе» Миллера, когда будете разрабатывать навигацию или выстраивать иерархию на странице, чтобы облегчить обработку и запоминание информации.

Представление контента: Разбивайте информацию и сложные концепции на более мелкие, удобные для восприятия фрагменты. Не перегружайте пользователей! Сделайте акцент на простоте.

Дизайн форм: Помните о выводах Миллера при разработке форм и полей ввода. Ограничивая число обязательных полей и разбивая длинные формы на несколько шагов, мы можем снизить когнитивную нагрузку и улучшить опыт взаимодействия.

Визуальная иерархия: Визуальные элементы, такие как заголовки и буллиты, помогают пользователям сканировать и воспринимать информацию. Расставляйте приоритеты и выделяйте наиболее важные фрагменты, чтобы не перегружать пользователей.

Навигация: Используйте выводы Миллера для создания интуитивно понятной навигации с ограниченным числом опций. Это поможет пользователям быстрее принимать решения, не прилагая чрезмерных усилий.

UX-дизайнеры не должны забывать о том, что наш мозг способен обрабатывать лишь ограниченный объем информации. Следуйте этим советам, и вы сможете создавать эффективные и удобные интерфейсы, соответствующие когнитивным возможностям пользователей.

Фото Frankie Lopez, Unsplash

Закон Фиттса

Исследование провел: Пол Фиттс

В 1954 году психолог Пол Фиттс, исследуя двигательную систему человека, доказал, что время, необходимое для перемещения к цели, зависит от расстояния до нее и обратно пропорционально ее размеру. Быстрые движения и маленькие цели приводят к увеличению числа ошибок из-за компромисса между скоростью и точностью.

Таким образом, закон Фиттса гласит, что чем больше расстояние до какой-либо целевой области и чем меньше размер ее размер, тем больше времени требуется для ее достижения. И наоборот.

Фото Silvan Arnet, Unsplash
Что это значит для дизайнеров

Дизайн — это компромисс. Да, с увеличением размера кнопок повышается удобство их использования. Но все не так просто — отношение размера цели ко времени ее достижения не является прямо пропорциональным. После определенного момента эффект становится незначительным: одно дело, если размер меняется с 1px до 20px, и совсем другое, если мы увеличиваем кнопку со 120px до 140px. В последнем случае пользовательское тестирование не покажет существенной разницы, а увеличенная кнопка, скорее всего, будет занимать на экране неоправданно много места.

В мобильных интерфейсах следует располагать важные элементы там, где пользователи в состоянии как можно быстрее дотянуться до них пальцами, например, вдоль нижнего края или в правом нижнем углу.

Фото Paula Lavalle, Unsplash

Закон Хика

Исследование провели: Уильям Эдмунд Хик и Рэй Хайман

Закон Хика (или закон Хика-Хаймана) назван в честь его создателей — британского психолога Уильяма Эдмунда Хика и американского психолога Рэя Хаймана. В 1952 году они задались целью изучить взаимосвязь между количеством стимулов, воздействующих на человека, и временем его реакции. 

Они установили, что, чем больше вариантов нам доступно, тем больше времени уходит на принятие решения. Если вы бомбардируете пользователей опциями, им приходится прикладывать дополнительные усилия и тратить время на интерпретацию и оценку имеющихся вариантов. А слишком широкий выбор даже может привести к параличу принятия решений.

Что это значит для дизайнеров

Вывод прост — уменьшите количество стимулов и вы ускорите процесс принятия решений. Но из этого правила есть исключения.

Например, если пользователь принял решение заранее, еще до того, как ему были представлены стимулы, время его реакции может существенно сократиться. Поэтому дизайнерам необходимо учитывать контекст и поведение пользователей, чтобы оптимизировать применение закона Хика в конкретных ситуациях.

Фото Denisse Leon, Unsplash

Хоторнский эффект

Сформулировал: Генри А. Ландсбергер

1955 год, завод Hawthorne Works, Чикаго, штат Иллинойс

Эффект Хоторна был открыт Генри Ландсбергером в 1955 году, когда он анализировал исследования, проведенные на Хоторнском заводе в 20-е–30-е. Суть эффекта состоит в том, что люди меняют свое поведение, если знают, что за ними наблюдают.

Фото National Cancer Institute, Unsplash
Что это значит для дизайнеров

Исследования пользователей имеют смысл только в том случае, если в их основе лежит правильная стратегия. Если вы наблюдаете за участниками, вы должны знать, что наблюдение может существенно повлиять на их поведение и исказить результаты тестирования. Это и есть эффект Хоторна.

Ошибочные выводы могут определять дальнейшие UX-решения, что приведет к созданию продукта, который будет непригоден для эффективного применения в реальном мире.

Старайтесь собирать обратную связь ненавязчиво, используйте такие инструменты, как A/B-тестирование или тепловые карты, чтобы оценить эффективность дизайна аналитическим путем.

Чтобы минимизировать влияние эффекта Хоторна во время пользовательского тестирования, попытайтесь создать естественную, расслабленную обстановку и донести до участников, что неправильных ответов не бывает. Попробуйте преуменьшить свою роль, не говорите, что дизайн разработали вы, даже если это так, чтобы пользователи не пытались давать ожидаемые ответы. Ваша задача — узнать, что они думают на самом деле.

Фото Surface, Unsplash

Психология — неотъемлемая часть дизайна

Я постоянно применяю результаты этих и других психологических исследований в своей работе — будь то интервью, пользовательское тестирование, разработка информационной архитектуры сайта или дизайн кнопки. Если мы будем помнить об этих концепциях, мы сможем создавать более эстетичные и функциональные цифровые продукты.

Спасибо за внимание!

Источник:
Medium
arrow