Ориентированность на пользователя: UCD

Автор статьи:
,

Введение

Цифровой мир развивается стремительно, технологии не просто стали доступными, они интегрировались в нашу повседневную жизнь настолько, что мы уже не представляем себя без смартфона в руках. Мы можем выбирать продукты, которые нам нравятся. И мы ожидаем, что эти самые продукты будут ориентироваться на наши потребности в дальнейшем.

Именно так и появился дизайн, ориентированный на пользователя (UCD). Это подход, при котором во главу угла при проектировании встают ожидания и потребности пользователей. Он помогает создавать востребованные продукты, которые смогут решать реальные проблемы аудитории, повышая их удовлетворенность и лояльность, а значит и прибыль компании.

HCD и UCD: В чем разница?

О Human-Centered Design мы подробно говорили в соответствующем лонгриде — Что такое human-centered design и как его создавать. Сейчас же рассмотрим разницу в этих двух самых популярных подходах.

Вы можете где-то увидеть взаимозаменяемость этих двух терминов: “human-centered design” (HCD) и “user-centered design” (UCD), но это совсем не так!

Human-Centered Design (HCD) фокусируется на человеке в целом: потребности, ценности, контекст жизни и разнообразные социальные взаимодействия.

Цель — создание продукта для улучшения жизни, решить существующие проблемы и поддержать людей в достижении целей.

Методы — этнографические исследования, наблюдения за поведением людей в естественной среде, анализ контекста и социальных факторов.

User-Centered Design (UCD) направлен на конкретного пользователя, его четкие потребности, цели и ожидания в контексте использования определенного продукта.

Цель — создание удобного и интуитивно понятного продукта, который будет эффективен для некой группы пользователей.

Методы — разнообразные исследования пользователей, прототипирование, тестирование юзабилити, а также анализ поведения пользователей при использовании продукта.

Давайте для наглядности разберем пример по разработке онлайн-обучения. Как к этому заданию подойдут HCD и UCD?

HCD может создать платформу для изучения иностранного языка. Подход будет учитывать социальные и культурные факторы, такие как уровень мотивации, использование в разнообразных контекстах, например, в путешествии, плюс добавит возможность взаимодействовать с другими учениками. То есть постарается охватить человека целиком: не только основную цель изучения нового языка, но и прочие аспекты жизни.

UCD же сосредотачивается на более узкой аудитории, по этому подходу можно разработать онлайн-курс по программированию. Курс должен быть удобен для всех пользователей, независимо от уровня знаний и опыта, иметь интуитивно понятную навигацию, предоставить ясные инструкции и продуманные инструменты. Все действия будут направлены на эффективность и удобство курса.

Элементы user-centered design

User-centered design включает в себя три главных элемента, которые нужно учитывать при разработке проекта:

  1. Потребности пользователя

Нужно соответствовать ожиданиям аудитории, для которой вы разрабатываете дизайн. Изучайте пользователей с помощью различных методов исследования.

  1. Бизнес-цели

Лояльность аудитории всегда приводит к прибыли, поэтому user-centered design реально влияет на успех продукта.

  1. Технические возможности

Пробуйте и тестируйте, дорабатывайте и исправляйте, в реальности ваш дизайн может претерпеть очень много итераций, пока вы достигните баланса между ожиданиями пользователей и реальностью. Возможно, именно вам нужно будем внедрить новые фичи, которых никогда не было у конкурентов.

5 основных принципов UCD

Дизайн, ориентированный на пользователя, помогает создать продукты, которые удовлетворяют потребности и ожидания пользователей. Рассмотрим подробнее его ключевые принципы:

1. Понимание и сосредоточение на потребностях

Перед разработкой продукта нужно хорошо понять потребности и ожидания будущей целевой аудитории.

Как это сделать? Провести исследования пользователей, интервью, тестирование юзабилити и анализ поведения пользователей.

Главное — не предполагать, чего хотят пользователи, а узнать непосредственно у них.

2. Вовлеченность пользователей на всех этапах процесса проектирования

Вы должны привлекать пользователей во все процессы, от идеи до финального теста.

Как это сделать? Применяйте метод фокус-группы, тестируйте прототипы и регулярно получайте фидбэк от пользователей.

Не забывайте вносить улучшения и устранять ошибки на основе обратной связи.

3. Подход, основанный на исследованиях

В данном случае разработка продукта будет не линейным процессом, а итеративным. То есть каждый следующий шаг должен быть основан на исследованиях пользователей.

Как это сделать? После создания прототипов нужно провести тестирование и вносить последующие изменения на основе полученных результатов.

Здесь важно не зацикливаться на первоначальной идее или гипотезе, будьте гибкими и готовыми менять подход в зависимости от результатов исследований.

4. Простые и интуитивно понятные интерфейсы

Ваш продукт должен быть прост в использовании и интуитивно понятен пользователям без сложных инструкций.

Как это сделать? Используйте простые и знакомые элементы интерфейса, соблюдайте принципы юзабилити.

Нужно сфокусироваться на основных функциях и действиях, не перегружать интерфейс дополнительными возможностями.

5. Доступность и инклюзивность

Ваш продукт должен быть доступен для любых пользователей, в том числе и для людей с ограниченными возможностями.

Как это сделать? Применяйте принципы доступности (WCAG), используйте все форматы контента (текст, аудио, видео).

Подумайте не только о физических ограничениях, но и о разных культурах, языках и уровнях образования.

Процесс UCD

User centered design учитывает потребности пользователей на каждом этапе проектирования. И при этом подходе дизайнеры изучают людей, для которых создают продукт, чтобы все свои идеи адаптировать под потребности будущих пользователей.

  1. Изучение потребностей

Выделите свою ЦА, а потом подробно разберите, зачем они будут использовать ваш продукт и как они это будут делать.

  1. Техническая информация

Изучив потребности, важно определить, а реализуемы ли они.

  1. Генерация идей

Создание идей, тестирование и совершенствование.

  1. Юзабилити-тестирование с пользователями

Нужно показать решение реальным пользователям и получить от них фидбэк. Именно эта обратная связь поможет дизайнерам и разработчикам взглянуть на продукт со стороны пользователя.

  1. Релиз

Воплощение идеи в жизнь и проверка функциональности.

  1. Доработка

Дизайн в принципе процесс адаптивный, а подход UCD еще более адаптивный! Потребности пользователей меняются, поэтому важно отслеживать этот момент и вносить своевременно изменения в свой продукт.

Советы по созданию дизайна, ориентированного на пользователя

Как вы уже поняли, UCD полностью фокусируется на пользователях, чтобы создать продукт, который им реально понравится. Несколько советов, которые помогут вам при использовании подхода:

01
Проводите исследования пользователей, чтобы понять их потребности и ожидания: интервью, фокус-группы, наблюдения и анкетирование.
02
Изучите поведение пользователей на сайте или в приложении с помощью инструментов аналитики.
03
Создайте персоны пользователей, собрав информацию с помощью исследований и создав профили, которые включат в себя демографические данные, потребности, цели, поведение и ожидания.
04
Проводите тестирование юзабилити, чтобы оценить удобство вашего интерфейса и выявить существующие проблемы. Для этого нужно будет пригласить реальных пользователей и понаблюдать за их действиями, а также задать вопросы.
05
Собирайте обратную связь о продукте. Используйте формы обратной связи, онлайн-форумы или социальные сети для сбора отзывов.
06
Улучшайте и совершенствуйте продукт на основе собранных отзывов.
07
Упрощайте навигацию, чтобы пользователям было проще ориентироваться в вашем продукте.

Эти советы помогут вам создать не просто функциональный продукт, а максимально полезный для вашей аудитории.

UCD дизайн с точки зрения бизнеса

Множественные исследования пользователей, тестирования и постоянные доработки, чтобы улучшить интерфейс, все это требует не только времени, но и денег. Но тем не менее подход UCD очень популярен и востребован, так как результат оправдывает все затраты.

  1. Увеличение прибыли

Вы сможете создать продукт, который будет лучше соответствовать потребностям пользователей, нежели конкурентный. Повышенная лояльность и удовлетворенность пользователей приведет к росту доходов.

  1. Снижение затрат на разработку и поддержку

Дело в том, что подход UCD способен выявить проблемы на ранних этапах разработки, а это, в свою очередь, снизит затраты на устранение ошибок и дальнейшую поддержку продукта.

  1. Улучшение репутации

Продукты, в разработке которых лежал «пользовательский» подход чаще всего более удобные и полезные для пользователей, а это улучшает репутацию компании и привлекает новых клиентов.

  1. Создание конкурентного преимущества

Внедрение подхода UCD поможет отличить свой продукт от конкурентов большим удобством в использовании.

  1. Улучшение принятия продукта

Продукты, разработанные для пользователей, с большей вероятностью будут ими приняты и востребованы.

  1. Уменьшение оттока клиентов

А еще у таких продуктов имеется тенденция к более низкому уровню оттока клиентов, ведь они в большей степени удовлетворяют потребности и ожидания этих клиентов.

Заключение

Дизайн, ориентированный на пользователя (UCD), ставит пользователя в центр внимания, чтобы создать продукт, который будет действительно отвечать его потребностям. Также он помогает предотвратить ошибки, так как использует реальные отзывы от пользователей во время разработки и при дальнейших улучшениях. Это делает продукты более конкурентоспособными и выделяет их среди конкурентов.